Танец змеи

Eще в 1932 году Карл Густав Юнг перевел доселе эзотерическое понятие «кундалини» на язык психологии: «Это то, что побуждает нас на поиски величайшего приключения... Кундалини — это божественное побуждение, которое делает жизнь пригодной для проживания». Как близок он был к истине!

Согласно древнеиндийским текстам, божественная энергия кундалини находится в основании позвоночника и свернута в три кольца, подобно змее. Обычная жизнь, вне духовной практики, основанная исключительно на воспоминаниях и эмоциях, мыслях и планах, не способствует пробуждению кундалини. В этом случае энергетический канал сушумна, ответственный за эволюцию и духовность, работает очень слабо. (Сушумна берет начало в месте расположения кундалини, проходит вдоль спинного мозга и заканчивается на макушке головы.) С пробуждением кундалини у нас открывается новый способ сущест­вования — появляется потребность иначе общаться и развиваться. Кундалини дает нам йогу, то есть «союз» со всепроникающей энергией божественной любви. Кундалини является нашей духовной матерью, ее пробуждение — это «второе рождение». И это философская часть дискурса.

yogini-in-the-beach.jpg

Техническая сторона вопроса
Кундалини-йога — это динамическая практика, берущая начало в тантрической и сикхий­ской традициях и наследующая некоторые техники Хатха-йоги (асаны и пранаямы, бандхи и мудры).
От классической Хатха-йоги Кундалини отличается тем, что ее апологеты никогда не стоят на голове в Ширшасане — считается, что для стимуляции работы шишковидной железы в методе достаточно других, более безопасных техник.
Другое существенное отличие между Хатхой и Кундалини заключается в работе с техниками подъема кундалини. Последователи классической Хатха-йоги многие годы готовятся к единовременному подъему этой энергии, а практики традиции Йоги Бхаджана очищают нади (тонкие энергетические каналы), чтобы энергия кундалини могла подниматься постепенно. К тантрическим техникам подход также избирателен: стимулируется энергия сердечной, четвертой чакры (анахаты) — это путь Белой тантры, а не Красной (сексуальной). В Кундалини-йоге используются крии и медитации, которые Йоги Бхаджан собирал по всей Индии и Тибету. Благодаря правильно выстроенной динамике практика Кундалини дает очень быстрые результаты — уже через 11 минут после начала занятия. При этом для того, чтобы начать заниматься, физическая подготовка, возраст, род занятий, национальность, вероисповедание не имеют значения — в этом Йоги Бхаджан следует традиции Патанджали. Однако Кундалини-йога не призывает к уходу от мира и ведению аскетического образа жизни. Ее техники подходят людям, имеющим семью и работу, ищущим реализации своих творческих способностей. Эта практика воодушевляет, создает творческий и позитивный настрой на жизнь.

У истоков
Первичная цель Кундалини-йоги сводится к кристаллизации чувствительности и стремлению переживать возвышенные духовные состояния, что поддерживается специальными упражнениями, направленными на укрепление нервной системы, и практикой здоровой коммуникации. Мировоззренческие столпы Кундалини-йоги в традиции Йоги Бхаджана базируются на сикхской дхарме (пути ученика истины), которая ориентирована на собственное духовное воплощение, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Основатель сикхизма Гуру Нанак говорит о Боге, что он не имеет ни рода, ни причины, не имеет границ в пространстве и времени: «Его невозможно поместить ни в один храм, Его нельзя во­плотить ни в какой форме. Эта Безупречная Сущность существует сама по себе».

Как Кундалини-йога проникла на Запад
Это произошло в 1968 году благодаря миссио­нерской деятельности прибывшего из Индии Йоги Бхаджана — последователя Золотой цепи Учителей в традиции йогина Баба Сири Чанда, поклоняющегося Гуру Рам Дасу (четвертому Гуру сикхов). Вообще-то практика и философия йоги в целом считаются частью культуры индуизма, но Йоги Бхаджан знаменит именно как учитель и практик йоги сикхских Гуру. Как оказалось, многим сикхам было сложно принять это, потому что они считали йогу не подобающей сикху практикой, ведущей в результате к поглощению паниндуизмом. Хотя в некоторых кругах сикхизма йога считалась спорной, Йоги Бхаджан дипломатично обращался к фундаментальным, основополагающим корням учения сикхов. Он часто цитировал слова Бхаи Гурдаса: «Сикхи-йогины остаются свободными и осознанными в мире, полном привязанностей» (Вар 29, стих 15).
Это не означает, что все последователи Кундалини-йоги обязаны принять сикхизм как религию. Практикующим на Западе предлагается просто поддерживать определенные духовные ценности.
В 70-е годы XX века Йоги Бхаджан переехал в Америку, и там его учение распространилось достаточно быстро. Первыми учениками стали наркозависимые хиппи, у которых появилась возможность пережить опыт расширения сознания без употребления наркотиков, а значит, сохранить здоровье и адекватность в социальной среде. Практика, предлагаемая мастером, была очень эффективной. Кроме того, он выступал с лекциями, на которых говорил, что «проблема современного человека не в деньгах, сексе или наркотиках, а в потере смысла существования отдельной Души». Согласно его учению, в основе человеческой жизни лежит живая Душа, являющаяся частью всеобщего Духа (Единого Творца) и выделенная из него своим индивидуальным посланием (предназначением или миссией). В каждом послании записан уникальный набор качеств данной души. Душа со своим посланием входит в проявленную реальность с целью раскрыть эти качества во всей полноте и служить с их помощью человечеству. Душа достигает мастерства путем осознавания своих качеств и приобретения умения реализовывать их в мире.

bcn_kundalini-(52)-2.jpg

Радость понимания
В Кундалини-йоге ученик не движется последовательно по восьми ступеням классической йоги (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарани, дхьяна, самадхи). Занятие представляет собой интеграцию сразу нескольких частей.
1. Учитель рассказывает, чему будет посвящена практика, и ученики концентрируются на выбранной теме.
2. В начале урока поется инициирующая мантра. Для того чтобы вибрировало верхнее небо, звуковой поток направляется вверх. Вибрация воздействует на мозг, усиливает работу гипофиза — командной железы эндо­кринной системы — и увеличивает уровень эндорфинов (гормонов счастья). После пения даже физически сложная практика выполняется с удовольствием. А главное, благодаря инициирующей мантре внимание погружается внутрь. Ощущения становятся ярче, когда эндокринная система работает в полную силу.
3. Основа практики — крия, последовательность упражнений, направленная на достижение определенного психофизического эффекта. Упражнения выполняются по принципу сверхусилия. Напряжение и релаксация перемежаются так, чтобы тело могло пропустить сквозь себя усилившийся поток энергии. В крие каждое движение или статичная поза сочетаются с определенным дыханием и концентрацией внимания, используются энергетические замки (бандхи). Это стимулирует работу эндокринной системы, поднимая уровень гормонов в крови, позволяя ярче пережить внутреннюю реальность во время упражнений и релаксации, приучая внимание присутствовать «здесь и сейчас».
4. После крии обязательно следует медитация (с мантрами или без), гармонизирующая энергию и приводящая сознание в состояние особой ясности.

Глубокое погружение
Быстрое достижение высоких состояний ума — только начальный этап практики. Стоит отметить, что данный опыт является не целью, а лишь средством, которое дает возможность идти дальше, реализуясь через единство со всем сущим и привнося все самые лучшие «порывы души» в повседневную жизнь и общение с реальными людьми. Помимо обычных занятий мы практикуем служение (карма-йогу) на фестивалях и ретритах, чтобы очистить свои дейст­вия от корыстных мотивов, садхану (особую утреннюю практику), чтобы очистить каналы тонкой энергии от ограниченности материального мира и восстановить связь с путем своей Души. А также йогу Белой тантры — обращение к целомудрию, очищение подсознания через синхронизацию полярности индивидов с Бесконечным, объединяющую в сознании индивида полярность мужского и женского.

Трое в лодке
Директор Института изучения кундалини (KRI, США) Гуручаран Сингх Кхалса пишет: «В вас есть три составляющие: низшее «я» — физическое тело, срединное «я», извест­ное как сущностное «я», и, наконец, высшее «я» — могущественное, сложное и утонченное». Для йогина практика является инструментом достижения баланса этих составляющих, а не самоцелью или способом достижения сверхспособностей (сиддхи). По мнению Гуручарана Сингха, «Кундалини-йога дает возможность обычному человеку войти в мир йоги, ощутить радость осознанности, а потом использовать эту осознанность на благо всех остальных людей».
Любая проблема человека может быть описана через разорванность естественных взаимосвязей между подсистемами — телом, психикой и интеллектом. Например, физическая болезнь, как правило, свидетельствует о нарушении целостного функционирования тела человека. Когда происходит хотя бы частичная интеграция двух подсистем, например тела и психики, это, как правило, ведет к нарастанию резонанса между ними. А он постепенно превращается в глубокое переживание, часто называемое катарсисом, экстатическим опытом или энергетическим освобождением.
Соединение трех функций в одном моменте бытия сопровождается инсайтом (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, внезапная догадка, озарение, происходящее, как правило, на пике эмоционального состояния, когда тело и эмоции вовлечены в процесс). Инсайт, о котором говорят фрейдисты, подразумевая чисто рациональное знание, не имеет целительного характера. Озарение должен сопровождать эмоциональный опыт, повторное переживание этого опыта, катарсис, реакция. Таким образом, полный инсайт — это не только когнитивный (мыслительный), но и эмоциональный опыт. Инсайт происходит, когда индивид открывает что-то важное о себе — о своем поведении, системе мотиваций, мире фантазий или бессознательном.
Высший, четвертый уровень интеграции происходит при долговременной практике Кундалини-йоги, когда в жизнь привнесены этические, межличностные, мыслительные и духовные линии развития. Достигается это с помощью практик карма-, джняна- и раджа-йоги.

11-01411.jpg

Озарение по-русски
В 1989 году группа россиян обучалась нетрадиционным методикам реабилитации алкоголиков и наркоманов в США. В эту группу входил Яков Маршак — советский врач, работавший в психоэндокринологическом центре и практиковавший к тому времени 23 года Хатха-йогу. Маршак старался применять изученные йогические техники в своей лечебной практике. В ходе поездки россияне побывали в самых разных реабилитационных клиниках, но один центр в Туссоне (штат Аризона) заинтересовал Маршака особенно — процент выздоровевших в нем был гораздо выше, чем во всех остальных. Оказалось, что программа здесь построена на основе занятий Кундалини-йогой. Центр назывался 3HO Super Health, и директором его была ученица Йоги Бхаджана Мукта Каур Халса. Там Маршак занимался Кундалини-йогой под руководством инструкторов центра. Эффект от Кундалини-йоги оказался во много раз более сильным и быстрым, чем от упражнений Хатхи.
В декабре 1990 года Маршак вернулся из Америки с сертификатом специалиста по обучению и реабилитации в области патологических зависимостей. Дальше произошло одно из тех чудес, которые обязательно происходят на пути ищущего практика. В конце января 1991 года (ровно через месяц после возвращения Якова) в Москву приехал сам Мастер Кундалини-йоги Йоги Бхаджан со своим учеником Диал Сингхом. Они позвонили Маршаку, и тогда выяснилось, что их поселили в доме напротив того, где живет сам Яков. Это удачное стечение обстоятельств позволило Маршаку пройти интенсивный курс обучения у Мастера. Весь февраль ежедневно по несколько часов он занимался под руководством Диал Сингха. В конце февраля Диал Сингх провел показательное занятие для группы москвичей и рассказал Якову о законах ведения Кундалини-йоги. И Маршак провел свое первое занятие, на котором присутствовал Диал Сингх. После занятия Йоги Бхаджан встретился с Маршаком и дал ему духовное имя — Гуру Дживан Сингх Халса (Несущий Учение Гуру), благословив распространять Кундалини-йогу в России. В марте этого же года Маршак открыл первый класс Кундалини-йоги в России. Спустя какое-то время практика привлекла врачей и психологов, музыкантов и журналистов, учителей и инженеров. Мне тоже посчастливилось тогда попасть в эту группу. Кундалини-йога помогала нам справляться со стрессами 90-х. Сохраняя здоровье и вдохновение, мы научились жить в быстро меняющихся условиях. В 2000-х практика помогала обнаружить, что можно сохранять высшие ценности в любых условиях и что честное ведение дел все еще возможно и выгодно, главное — направлять бесконечные творческие способности своей Души на служение этим ценностям.

Сделай выбор
У Кундалини-йоги сегодня много направлений: йога и процветание, йога-антистресс, йога для беременных, йога для детей, работа с зависимостями, йога-терапия. В настоящее время в России есть несколько программ подготовки инструкторов Кундалини-йоги по разным ее направлениям.
1. Международный тренинг учителей Кундалини-йоги по программе KRI (Института изучения кундалини), школа «Амрит Нам Саровар» (Франция). Эта программа проводит участников через концентрированный опыт занятий и общения, позволяя войти в йоговский образ жизни.
2. Тренинг по подготовке учителей Кундалини-йоги «Йога Осознания», школа йоги K.R.I.Y.A. Основной акцент делается на динамике развития искусства внутреннего осознания. Студенты учатся использовать свой ум и эмоции для расширения осознанности и направлять в благое русло изменения, создаваемые Кундалини-йогой.
3. Программа профессиональной подготовки инструкторов-психологов «Кундалини-йога как метод интегративной телесно-ориентированной психологии и психокоррекции» (второе высшее образование), Институт интегративной психологии профессионального развития (ИИППР). Программа при Федерации Йоги Москвы. Этот курс оттачивает навыки ведения групповых и индивидуальных занятий в русле метода интегративной телесно-ориентированной психологии. Большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе каждого участника в личностном, межличностном и этическом развитии.

Комментарии

Читайте также