Страшное дело
Недавно я провела опрос среди своих друзей, коллег и учеников, выясняя, что является для них самым большим внутренним препятствием. Трое из четырех сказали: «Страх». На самом деле страх не обязательно действует парализующе: для того, кто находится на пути духовного совершенствования, он может стать лучшим учителем. Но если вы хотите освободиться от страха, вам следует научиться с ним работать. Несомненно, вы уже слышали, а возможно, и на собственном опыте узнали о том, что практика йоги помогает избавиться от страхов. Однако, как бы парадоксально это ни звучало, для того чтобы достичь желаемого результата, на определенном этапе необходимо погрузиться в свой страх и рассмотреть различные его уровни и аспекты в собственном теле и уме. Этот путь непрост, и я предлагаю вам руководство по работе со страхом с трех различных точек зрения. Основой для этого руководства стали вопросы моих учеников, возникшие у них при столкновении с жизненными ситуациями, пробуждающими некоторые из базовых страхов.
В медитации я очень легко нахожу состояние покоя. Но часто я чувствую, будто нечто, находящееся непосредственно за границей сознания, пытается проникнуть в глубь моего существа, и это очень тревожное переживание. Нечто пугает меня, и я не знаю, что с этим делать.
Медитация, кроме всего прочего, – это путешествие через различные уровни души. По мере углубления в себя вы выходите за пределы поверхностного уровня сознания с его ментальной «болтовней», склонностью во всем находить проблемы и так далее. При этом вы вступаете в область подсознания, где находится источник внезапных озарений и переживаний блаженства, бушуют волны раздражения и ураганы ярости, простирается трясина печали.
Одно из величайших достоинств практики медитации состоит в том, что вы учитесь проходить эти уровни, не отождествляясь с ними. В процессе вы видите, как эти состояния возникают, проносятся в вашем уме и бесследно исчезают. Если, невзирая на страх, вам удается оставаться в медитации, не поддаваясь импульсу, заставляющему поверить в историю, которую страх нашептывает вашему уму, вы позволяете своей психике очиститься от страха. В основе такой практики лежит распознавание истинной природы мыслей и чувств. Постепенно вы начинаете понимать, что мысли – это движение внутренней энергии эмоций, не более того.
Во время практики отмечайте: «О, вот привычная мысль» или «А вот область страха», и, в конце концов, вы обретете непосредственный опыт прямого наблюдения за тем, как эти привычные состояния поднимаются на поверхность сознания, а затем бесследно исчезают. Со временем вы обнаружите в себе многочисленные слои страха, вины и желания, которые растворяются по мере их узнавания. Тогда страх или обида, живущие в подсознании, больше не смогут бесконтрольно вторгаться в вашу жизнь. Это одна из причин, по которой медитация приносит подлинную внутреннюю свободу: она освобождает нас от воздействия эмоциональных потоков нашего ума. Чем лучше вы научитесь противостоять своим эмоциям в медитации, не позволяя им полностью захватывать вас, тем проще вам будет делать это в повседневной жизни.
Впервые начав медитировать, я тоже столкнулась с наполняющей меня тревогой. Казалось, что у нее нет непосредственной причины, но в то же время всегда находилось то или иное обоснование, какая-нибудь конкретная история. Знакомясь с исследованиями, посвященными проблеме стресса, я обнаружила, что живущее в подсознании беспокойство есть результат постоянного стресса, вызывающего реакцию «борись или беги». Значительную часть моей жизни, как и жизни практически любого современного человека, составляли стрессовые ситуации, требующие немедленных действий, и в результате я разучилась контролировать протекающие в моем теле потоки гормонов стресса, а реакция «борись или беги» превратилась в хроническую. Медитация помогает переработать это накопленное беспокойство – отчасти просто за счет погружения в состояние, которое иногда называют всеобъемлющей осознанностью. Для того чтобы достичь этого состояния, вы должны прежде всего понять, каким образом беспокойство ощущается в вашем теле.
Совершая вдохи и выдохи, постарайтесь почувствовать, как тревога проявляется в мышцах, какие ощущения она рождает в теле. Делайте это мягко, с любовью. Распознав физические ощущения, причиной которых является страх, вы сможете избавляться от него, расслабляясь на выдохе. В процессе практики можно подбадривать себя словами «Все хорошо» или «Отпусти это». Не думайте, что вам следует избавиться от тревоги немедленно, раз и навсегда. Напротив, используйте первые моменты медитативной практики для того, чтобы мало по малу освобождаться от беспокойства, слоями отложившегося в вашем теле и дыхании. Иногда перед медитацией полезно слегка встряхнуть тело. Несколько раз встряхните сначала одну руку, затем другую, ритмично покачайте головой. Напрягите все тело, а затем расслабьтесь. Процесс физического расслабления всколыхнет накопленный стресс, проявляющийся в вашем сознании как тревога и беспокойство.
Эгомания
Базовая тревога, в основе которой лежат биологические реакции, – это один из уровней страха. Но глубже этого основанного на стрессе беспокойства – первоначальный страх нашего эго перед собственным исчезновением. Под «эго» я подразумеваю основополагающую тенденцию самоотождествления с ограниченным опытом своего «я». Эго выполняет очень важную функцию. Оно создает границы вокруг нашего опыта, позволяя нам действовать в мире в качестве отдельного индивида. Оно говорит: «Я это, а не то». Оно придает личностный смысл «сырым» данным, поступающим из внешнего мира.
К сожалению, при этом эго пропускает через фильтр бесконечно разнообразный опыт, который мы получаем в течение жизни, создавая «истории» на основе отфильтрованной информации. Кроме того, оно фиксируется на этих историях, через них определяет «вас» и создает стратегии самосохранения, которые могут быть творческими и спонтанными, но могут также формировать в теле и уме стандартные поведенческие реакции. По мере того как вы все прочнее отождествляете себя со своим телом, со своими умственными способностями и социальным статусом, со своими ролями и с сознательным опытом собственной индивидуальности, в вас нарастает страх все это потерять. Фактически эго по своей сути – контролер и защитник, более всего озабоченный сохранением вашего образа себя и совершенствованием вашей способности к этому самосохранению. Но в большинстве случаев эго слишком узко определяет понятие «безопасности»: оно не любит неведомое (впрочем, если эго определит себя как «искателя приключений», оно будет бояться показаться обыденным), и если вы обнаружите себя на неведомой территории – например, в глубокой медитации, – эго, скорее всего, сильно насторожится и пошлет вам сигнал тревоги; другими словами, оно создаст или включит чувство страха.
Дитя вселенной
Погружаясь в глубокую медитацию, вы размываете собственные границы и начинаете чувствовать себя частью Земли и той энергетической основы, которая объединяет всех живых существ. В этот момент вас может покинуть изначальный страх, проистекающий из чувства отдельности, а значит, и возможности индивидуального уничтожения. Радость, сопровождающая это переживание, – один из величайших даров медитации. Но, как это ни парадоксально, это чувство свободы есть то, что эго отвергает в наибольшей степени. Оно станет протестовать против переживаний, сопровождающих вхождение в глубокую медитацию, будь то чувство погружения или ощущение расширения границ вашего тела. Для некоторых такой протест принимает форму гордости, заставляя медитирующего говорить себе: «Ого! Я делаю успехи!» А иногда этот протест проявляется в виде страха. Понять это очень важно. Осознав, что страх – всего лишь очередная история, которую рассказывает вам ваше эго, вы сможете с этим работать, не опасаясь попасться на его удочку.
Существуют две практики, помогающие преодолеть страх во время медитации. Прежде всего попробуйте представить, что вы приветствуете свой страх, знакомитесь с ним. Спросите его, что он хочет вам сказать, а затем выслушайте ответ. Сообщите страху, что знаете о его желании защитить вас и благодарны ему за это, но что в настоящий момент не нуждаетесь в этом. Затем побудьте в медитации еще какое-то время, позволяя себе пережить чувство возникшей свободы.
Обходясь со своим страхом мягко и доброжелательно (вместо того чтобы пытаться силой освободиться от него), вы позволяете ему ослабить хватку. В этот момент вы начнете понимать, что страх не является чем-то плотным и определенным, что он проходит, и вы можете взглянуть сквозь него. Вы видите, что он – естественная реакция на неизведанное, и позволяете всему идти своим чередом. Существует также классический метод самонаблюдения, пробуждение так называемого «свидетеля». Задайте себе вопрос: «Что во мне наблюдает за страхом?», «Кому страшно?» или «Кто является этим Я, находящимся вне страха?» Это позволит вам обнаружить ту часть себя, которая вообще не затронута страхом и может не только наблюдать за ним, но и воспринимать его как часть всего богатства переживания настоящего мгновения. Все это позволит сделать страх менее угрожающим.
У меня была проблема со здоровьем. Она не представляла угрозы для жизни, но сопровождалась огромным чувством страха. Я пытался медитировать, говоря себе: «Я – это не мой страх; я – осознавание, знающее о страхе», но это не принесло облегчения.
Тяжелая болезнь, потеря близких или внезапное несчастье – такие события сопровождаются двумя видами страха. Один из них – это присущий телу простой биологический страх, обеспечивающий наше физическое выживание. Его можно назвать изначальным, или естественным, страхом; именно он заставляет сжиматься наше сердце, побуждает нас заботиться о собственной безопасности и в конечном итоге защищает нас. Второй вид страха – психологический. Это боязнь болезненных переживаний в будущем или воспоминания о некогда пережитой боли и неприятностях. Большинство событий, которых вы страшитесь, так никогда и не наступит, но, тем не менее, думая о них, вы запускаете в теле механизм нормальной психологической реакции на реальную опасность.
Настоящая опасность часто активизирует не только изначальный, биологический, страх смерти, но также и это привычное ожидание катастрофы. Чтобы правильно обходиться со своими психологическими реакциями, вам следует прежде всего обнаружить в себе ту часть, которая не затронута страхом. Но для этого вам придется предстать перед своим страхом, вместо того чтобы попытаться освободиться от него. Расскажу вам историю моего друга. В одночасье он потерял дом, работу и жену и в течение года вынужден был ночевать по знакомым. Каждую ночь он просыпался от приступа тахикардии и от страха перед будущим. Поначалу он пытался справиться с этими состояниями методами йоги, но очень скоро обнаружил, что простое размышление «Я не есть мой страх» – слишком абстрактно, чтобы помочь справиться с ужасом перед грядущими бедами, которые, он был уверен, уготовила ему судьба.
Он рассказал мне, что прожить этот год полной неопределенности ему помогли три вещи. Прежде всего он начал наблюдать за ощущениями, которые рождал страх в теле и дыхании. Во-вторых, каждый раз, когда ужас перед неведомым всплывал на поверхность, он смотрел ему в лицо, вместо того чтобы пытаться отвернуться от переживания и убедить себя в его нереальности. И в-третьих, принимая свой страх как нечто вполне естественное, он задавал себе два вопроса: «Где во всем этом любовь?» и «Где то Я, которое не подвластно смерти?»
Для успешной работы со страхом вам следует принять и даже одобрить все то, на что вам может открыть глаза проблема со здоровьем: потери и смерть – это неотъемлемая часть жизни. Чем сильнее ваше стремление отгородиться от потерь, тем больше вы подвержены страхам и тем болезненнее будете переживать различные невзгоды. Парадокс состоит в том, что, пытаясь недопустить появления пугающих мыслей, вы делаете себя более уязвимым для них.
Вера в то, что вас не затронут жизненные перемены, потери и боль, – это своего рода «магия мысли», уловка незрелого эго. Я сама часто ловлю себя на вере в то, что никогда не умру. И тем не менее, самое острое ощущение радости жизни часто возникало у меня именно после моментов осознания своей смертности. Согласившись с тем, что вы (да-да, именно вы!) можете потерять работу, утратить любовь, лишиться здоровья и при этом остаться самим собой, вы сможете правильно оценить свое место в общем мироустройстве. А в сочетании с практикой медитации это принятие малых и больших «смертей» парадоксальным образом позволяет увидеть свое глубочайшее, бессмертное «я».
Следующий шаг за простым принятием – это приветствие кризиса. Охотно встречая любую угрозу вашей эгоистической жажде благополучия, вы утверждаете истину о том, что вы сами – больше, чем все эти события, что в вас есть нечто, способное противостоять ударам, которые вашему эго наносят болезни, потери и неудачи. Радостно приветствовать происходящие с вами несчастья – самый мощный способ ослабить оковы своего страха и недовольства. Скажите себе: «Я приветствую эту проблему со здоровьем, поскольку она предоставляет мне возможность заботиться о себе лучше. Я приветствую ее потому, что она напоминает мне о том, что я человек и поэтому уязвим. Я приветствую ее потому, что приветствие раскрывает мое сердце. Я приветствую ее потому, что этот опыт дает мне такое знание о самом себе, которого я бы иначе никогда не приобрел. И, наконец, я приветствую ее потому, что приветствие того, что мне не нравится, того, чего я себе никогда бы не пожелал, того, что причиняет мне боль, создает возможность для развития большей открытости, свободы и радости». С готовностью принимая то, что есть, вместо того чтобы пытаться оттолкнуть это от себя, вы раскрываете естественную доброту в глубине своего существа. Старая поговорка гласит: «От чего бежишь, к тому придешь». Но верно также и противоположное: «К чему относишься с легкостью, то проходит само собой». Эта легкость позволяет вам раскрыть в себе естественную смелость, а она глубже, чем любой страх.
Недавно я стала профессиональной певицей. Я люблю петь, но с тех пор, как я решила сделать это делом своей жизни, у меня появилась дрожь в голосе. Я прошла сеансы психотерапии, чтобы раскрыть эмоциональные причины этой проблемы. Но более глубокой причиной может быть страх. Не поможет ли йога избавиться от этого?
Тревога перед выступлением имеет много аспектов, но в основе лежит вера в то, что ваша личность связана с вашим исполнительским мастерством. Как и у большинства, у вас есть представление о том, какой вам следует быть, чтобы устраивать саму себя. Если у вас есть образ, которому вы стремитесь соответствовать – будь то образ хорошей певицы, знающего и ответственного взрослого человека или йогина, – ваше чувство безопасности и благополучия будет в значительной степени зависеть от того, насколько качественно вы делаете свое дело. Чем сильнее вы идентифицируете себя с тем, что делаете, тем болезненнее будете переживать любые промахи, поскольку ошибки в этом случае угрожают вашему чувству самоидентификации. Если ощущение этой угрозы слишком остро, любое выступление будет казаться вам вопросом жизни и смерти.
Если страх провала слишком велик, вы почувствуете скованность, и эта психическая реакция может закрепиться в вашем теле. У певцов и ораторов такой психологический зажим часто возникает в мышцах гортани. В результате голос может сорваться в самый ответственный момент или вовсе исчезнуть на какое-то время. Исследование эмоциональных проблем здесь может помочь, так же, как и профессиональные техники, используемые певцами для расслабления гортани. Но это не избавит от страха провала, если вы идентифицируете себя с образом исполнителя.
Один из лучших способов справиться со страхом, причиной которого является самоотождествление с успехом, – вспомнить свою первоначальную мотивацию выбора певческой карьеры. Именно эта практика в свое время помогла мне. Я начала писать еще в детстве. Процесс доставлял мне огромное удовольствие. Но регулярная похвала привела к тому, что эта способность стала основой моей самоидентификации и самооценки. В результате к своим двадцати годам, будучи уже профессиональной журналисткой, я так боялась написать что-нибудь не то, что мой ум был постоянно прикован к пишущей машинке.
Однажды я начала рисовать, просто так, для развлечения. У меня не было особого таланта к живописи, и мое эго никак не влияло на процесс. Рисуя, я пережила то же самое чувство внутреннего удовлетворения, которое раньше испытывала от написания рассказов. Это стало для меня настоящим открытием! Когда я поняла, что мне мешала моя самоидентификация в качестве писателя, я стала стараться отделить свое самоощущение от процесса написания статьи, смотреть на свою работу так, будто ее выполняет кто-то другой, то есть как на производство продукта, а не способ самовыражения. Это устранило моего «внутреннего критика», и я снова стала получать удовольствие от работы.
Йогический ключ к свободе в совершении действия сформулирован в Бхагават Гите словами: «Тебе принадлежит само действие, а не его плоды». Согласно одному из толкований, это означает, что использование дара само по себе – источник удовлетворения, поэтому следует совершать действие ради действия. Сделав творчество своей профессией, можно утратить ту изначальную радость, что оно дает. Прилагая усилия к тому, чтобы достичь мастерства в своем деле, иногда вспоминайте, что пение – это ваш естественный способ самовыражения, часть вашего существа.
Свобода взамен
В деле ослабления уз страха и возвращения к изначальной радости пения попробуйте применить такую методику самообучения (это касается не только певцов). Прежде всего вспомните, что вы развиваете свои способности. Думайте о себе как об ученике. Вместо того чтобы ожидать от себя совершенного владения голосом, скажите себе: «Я ведь только учусь». Считая себя мастером, вы станете казнить себя за любую оплошность. Но если вы ученик, небольшие недочеты вполне простительны. Вместо того чтобы винить себя за малейшую дрожь в голосе, скажите: «Я обучаюсь пению с силой и легкостью».
Второй шаг состоит в том, чтобы сделать свой голос подношением. Даруйте свое пение, работу своих голосовых связок всему человечеству, используя любые представления о целостности мира. Помните, что, после того как вы сделали подношение, ваш голос больше вам не принадлежит. Это больше не ваше личное достояние. Отныне он принадлежит вселенной и Богу.
И в-третьих, попросите вселенную, абсолютную любовь, Бога, ваше высшее «я» петь через вас. Откройтесь, позвольте этому случиться. Для глубочайшего расслабления необходимо почувствовать, что вы не поете, но сами стали пением. Нет «вас», поющей. Есть лишь музыка, проявляющаяся через ваше тело, через вашу гортань и ваш ум. И когда вы почувствуете и осознаете это, родится истинная свобода!