Сома

Языческий ритуал изготовления сомы. Современные ученые считают, что сому изготавливали из растения asclepias acida, стебли которого растирали камнями в священной ступке и трижды выжимали из него сок. Смешав сок с водой, с молоком (свежим и кислым) и с ячменной мукой, жидкость использовали в магических ритуалах шаманского толка – для связи с душой бога Индры, а также для более практических целей: обретения силы, здоровья и особого духовного видения.

Сома – напиток бессмертия, посредник между людьми и богами.

Соме приписывали целительные и магические свойства: способность возвращать зрение слепым, возможность двигаться – паралитикам, обеспечивать процветание и долголетие.

В древнеиндийской мифологии Сома – божество этого напитка. По числу упоминаний в «Ригведе» он стоит среди богов на третьем месте (после Индры и Агни). Мифологический образ Сомы, как и культ растения и напитка, индоиранского происхождения. Напиток обладал, видимо, галлюциногенными свойствами, в отличие от суры (хмельного напитка), и вызывал у принимающих его экстатическое состояние. Сому жертвовали богам, особенно Индре, полагая, что она дает бессмертие и силу для подвигов.

В «Ригведе» сообщается, что сома происходит с неба, но растет на земле, на горах; у нее сочный, обильный молоком стебель; она называется ванаспати («господин леса»).

Связь сомы с культом луны обнаруживается уже в ведийский период. Позже эта связь становится еще более очевидной, и Сома превращается в бога луны, покровителя плодородия (считается, что лунный свет способствует росту растений и женскому чадородию). В эпосе Брахма отдает во власть Сомы планеты, звезды, растения, жертвоприношения и жрецов. В древнеиндийских мифах также повествуется о вражде Сомы с демоном Раху, пытающимся проглотить луну. Этот сюжет нашел развитие в индийской астрологии джйотиш.

Сома в древних текстах. Сома часто упоминается в «Ригведе», которая содержит множество гимнов, восхваляющих ее бодрящие или опьяняющие качества.

В «Атхарваведе» превозносятся целебные свойства сомы, она рассматривается как царь лекарственных растений.

Рекомендуемая литература:
Ригведа. Избранные гимны. М., 1972.
Кейпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986.
Топоров В. Н. Сома. В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1991.

Читайте также