Смысл числа 108

Совсем скоро – 18 июня – мы все встретимся на VI Благотворительном Марафоне Yoga Journal при поддержке Reebok и Clarins, где будем выполнять 108 кругов практики Приветствия Солнцу. А почему, собственно, именно это число? Один из преподавателей Марафона, прекрасный практик и учитель Сергей Бабкин, написал статью, в которой предлагает варианты того, как число 108 стало священным в индийских религиях.

Астрологические версии (по книгам Котамраджу Нараяна Рао)

Взгляд на мир через измерение времени в годовом и недельном цикле. 12 домов и 9 граха (небесных объектов). Солнце и Луна, пять основных планет, известных в те времена: Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн и две точки небосвода – Раху и Кету, места орбиты, в которых происходят лунные и солнечные затмения. Эти объекты запечатлены в названиях дней недели у многих народов.
Взгляд на мир через измерение времени внутри месячного цикла и его распространения на большие временные отрезки. Лунный месяц составляют 27 накшатр − лунных созвездий или лунных домов. Каждая накшатра названа по имени главной звезды, находящейся в ней и имеет своего патрона - бога или мудреца риши. В индийской астрологии накшатрам приписывается разное влияние на судьбу людей. Эти 27 накшатр подразделяются по 4 первоэлементам: огонь, земля, воздух, вода. Это тоже структурирует все существующее: 27 x 4 = 108. Иногда, можно увидеть четки, состоящие из 27 бусин, которые используются для особых практик.

Священная нумерология – 9, 18, 108, 1008

Еще немного математики, более абстрактной. Индийцы очень любят применять стратегию «плюс один» и для объяснений многих явлений и просто так. Даже дакшину, пожертвование в храме, подают не ровно 10 или 100 рупий, а 11 или 101. Один добрый дедушка−брахман как-то пробовал объяснить 108 как 100 имен Бога, а еще 8 на все стороны света их хранителям. Но давайте рассмотрим другие особенности древнего своеобразного мышления и математики.

Одно из самых почитаемых чисел у многих народов 9 – символ завершенности и идеала. В Индии мы можем увидеть почтение к разным числам. 7 Матрик и 7 Риши, 8 Матрик и 8 Дикпал, 9 Дург, 10 Махавидий, 11 Рудр, 12 Кали и множество других самых разных вариантов. Но 9 также выделяется особо. Восприятие человеком цифр и чисел в историческом разрезе – очень сложный вопрос. Интересующихся его популярным изложением можно адресовать к книге Карла Меннингера «История цифр. Числа. Символы. Слова». Рассмотрим его кратко и с акцентом на интересующее. 9 раскладывается на 1(начало, Бог) и 8 (весь проявленный мир), которые образуют 9 в сумме (снова концепция 1). Следующее почитаемое число 18 при другом комбинировании. Оно же образуется удвоением девятки 9х2=18. Собственно, в ведийских текстах уделяется внимание совсем другим числам: 11, 44, а популярность 18 начинается несколько позже – в Пуранах. Когда реформы Веданты выносят на первое место Рамаяну и Махабхарату с Бхагавадгитой, начинается другой период индуизма, значительно отличающийся от предыдущего. Сказание Махабхарата состоит из 18 частей (парва). В Бхагавадгите 18 глав. По одной из версий оригинальное название Махабхараты (Великая Бхарата, где Бхарата − это самоназвание Индии) было Джайя (Победа). Если его истолковать в соответствии с нумерологической системой санскрита (Катапаяди санкхья), то получится 18. Род Ядавов, родственников Кришны, состоял из 18 кланов. Битва между Пандавами и Кауравами длилась 18 дней, а между Рамой и Раваной в Рамаяне − 18 месяцев пути. Уважение к этому числу распространилось на Китай и Юго-Восточную Азию.

output_jFHeH8.gif

Одним из важнейших открытий индийских математиков и философов была концепция ноля. Да, всем привычный сейчас 0 был неизвестен древним грекам, также славившимся своими математическими и философскими изысканиями. Не использовался он при счете и записи и в более поздние времена. А вот индийцы могли это сделать и сделали. И поместили 0 между 1 и 8 в своем почитаемом числе, образуя следующее почитаемое число, которое по-прежнему давало девять в сумме (1 0 8=9) и содержало 9 в других вариантах (9х12=108). Здесь 0 − это Ниргуна Брахман – буквально бескачественный, непроявленный. Это не ничто, не пустота, это потенциал для всего, но пока непроявленный. Сложность состоит в том, что его невозможно постичь умом. 1 это уже Сагуна Брахман, то есть наделивший себя качествами, чтобы быть познанным. А 8 − это весь проявленный мир, представленный, например, через Дикпал (божеств -хранителей сторон света). Таким образом 18, превратившееся в 108, содержит безмолвного всеведущего и всемогущего наблюдателя. Благодаря этому оно стало цениться как символ практики достижения божественной силы и знания. И под него стали подгонять очень многое. Например, самые древние практики прославления божеств через перечисление их имен не были привязаны к 108. Или совсем не были, как например Лалита Тришати – 300 имен богини Лалиты. Или же 100 упоминалось, как например в Шатарудрии (Шри Рудрам из Яджурведы), но не было реальным счетчиком числа имен, а просто означало «много». Теперь же их стали создавать целенаправленно как аштоттара шатанамы на 108 имен или сахасранамы на 1008.

1008 появилось уже по логике больших чисел.. В эпосах есть описания испытания героев, в которых они, кроме физических подвигов, должны совершить еще и интеллектуальные – например, перечислить все числа, которые им известны, до максимума и до самых дробных величин. Так что были и 10 008, и 100 008, и последующие тоже были, но использовать практически их было уже сложно.

Прошу уважаемых читателей не воспринимать эти заметки как откровение и истину в последней инстанции. Моей целью было только побуждение вас к поискам информации и размышлениям над ней. Да будет успешна ваша практика – физическая и интеллектуальная.


Текст: Сергей Бабкин
Фото: _hennaluna/instagram.com

Комментарии

Читайте также