Сенсорная изоляция – способ познания истинной природы
Наш ум непрерывно обрабатывает тысячи сигналов – звуков, цветов, запахов, тактильных и вкусовых ощущений, из которых мы затем синтезируем относительно целостные картины реальности. Этот колоссальный труд обычно происходит незаметно для нас самих, но часто становится серьезным препятствием для углубленного самоанализа и медитации. Основная причина такого затруднения – стойкая, взаимоопределяющая связь нашего самосознания с тем, что происходит вокруг. Дело в том, что, формируясь с раннего детства, «Я» привыкает рассматривать себя в окружающем мире как отражение в зеркале. Даже в решении вопроса о собственном существовании срабатывает формула: «Раз мир реагирует на меня – значит, я есть». Опираясь на обратную связь, человек делает выводы о том, какой он, что можно и что нельзя, создает категории хорошего и плохого.
Обычно к восьми годам у нас формируется устойчивое представление о себе (Образ Я) и мире (картина мира), которое потом трудно изменить без специальной практики. Наше «Я» идентифицируется с Образом Я, тем самым преграждая для себя путь к реализации и познанию своей истиной природы.
Сформированное представление о себе неотделимо от окружающего мира. Именно поэтому адепты духовных практик, стремящиеся постичь свою истинную природу, укрывались от мирской жизни: это помогало им отделить свое сознание от Образа Я. Будь то уединенная молитва, медитация в пещере, ретрит или отшельничество – все эти техники объединены общим принципом.
Изоляция (или депривация) может быть социальной, когда человек остается в одиночестве, или сенсорной – здесь останавливается поток ощущений, идущий через органы чувств из внешнего мира. Яркий пример сенсорной изоляции – темный ретрит, где практикующий не просто уединяется, а находится без движения в абсолютной темноте продолжительное время.
Экспериментатор
Все эти техники дошли до нас из глубины веков. Однако есть и «новейшая история» работы с депривацией. Научная мысль вывела древние практики на новый уровень.
Все началось в середине 50-х годов прошлого века. Тогда в США была распространена бихевиористская школа в психологии: предполагалось, что сознание функционирует по принципу «стимул – реакция» и, если лишить его внешних раздражителей, человек неизбежно впадет в кому. С другой стороны, люди, выполняющие монотонную работу или подолгу находящиеся в условиях слабой видимости (то есть в условиях частичной сенсорной депривации), рассказывали о необычных переживаниях – галлюцинациях и внезапных вспышках эйфории, которые возникали прямо на рабочем месте. Со всем этим было необходимо разобраться и научиться контролировать. Именно тогда начались научные исследования, в которых принимал участие нейрофизиолог Дж. К. Лилли. Именно он стоял у истоков разработки камеры сенсорной депривации. В течение 50 лет Лилли проводил на себе самые смелые эксперименты с депривацией и в результате стал идеологом и методологом этого направления.
Во сне и наяву
В своих исследованиях ученые достаточно быстро столкнулись с необъяснимыми с научной точки зрения явлениями. Первые испытуемые часто описывали состояние «сна наяву»: с полным ощущением реальности происходящего они попадали в другие миры, встречались с умершими родственниками или могли видеть будущее. Люди возбужденно рассказывали о контактах с Божественным, пережитых озарениях и разнообразных сюжетах, в которых принимали участие, пока были в камере. Столь непонятные и интригующие результаты послужили толчком к созданию целого движения, которое привлекло к себе сначала психологов и духовных практиков, а затем и более широкую аудиторию.
Таким образом возник метод «флоатинга». Его название происходит от английского float – «плавать на поверхности воды». В специальной камере, куда не проникают звуки, свет и запахи, человек свободно плавает в растворе высокой плотности, температура которого приближается к температуре тела, поэтому тактильных ощущений тоже нет, и в результате возникает чувство невесомости.
Все это дает возможность добиться такого глубокого расслабления, которое в обычной жизни просто невозможно. А освобождая свое сознание от необходимости обрабатывать информацию извне, человек погружается в уникальное ментальное состояние. Так же, как и тело, сознание словно покачивается в пространстве, порождая и воспринимая собственные волны.
Внешние воды
Сегодня камеру сенсорной депривации используют в самых разных областях. Например, на основе флоатинга была создана терапия R.E.S.T. (Restricted Environmental Stimuli Therapy) – специальная методика работы с психическими расстройствами, стрессом, хронической усталостью и депрессией. Не обошли вниманием камеру и спа-салоны, ведь такой всепоглощающей релаксации не добиться ни одним массажем.
Однако главным эффектом флоатинга остается возможность трансформации сознания. Не случайно создатели камеры назвали ее «Самадхи».
Тому, кто погружается в нее, дают лишь необходимые инструкции и общие рекомендации. Но заранее описать опыт и вероятные переживания невозможно, ведь каждый человек уникален, а значит, то, что ощутит один, не испытает больше никто другой.
Другая йога
Элементы депривации присутствуют и в йоге. Например, Шавасана – не что иное, как депривация движений. А практикуя пратьятхару, мы направляем сознание внутрь, «отключая» его от ощущений, идущих извне.
Но существует целое направление йоги, где асаны выполняются в камере «Самадхи», – флоатинг-йога. Создала его Шошана Лейбнер, преподаватель йоги из Калифорнии. Она практикует 33 года – и почти столько же занимается флоатингом. «Мои родители начали бизнес по производству камер «Самадхи» (Samadhi Tank Company) в 1972 году. Они работали вместе с Джоном Лилли», – рассказывает Шошана.
«У меня появилась возможность работать во флоат-центре, и это изменило мою жизнь. Я хорошо помню свой первый опыт погружения в «Самадхи». Это был настоящий рай! Наконец-то я нашла способ слышать себя. Ответы на все мои вопросы приходили сами собой. Я стала пользоваться камерой регулярно, совмещая йогу с флоатингом. Результаты оказались ошеломляющими. Я поняла, что, выполняя асаны или медитируя, мы часто воспринимаем практику поверхностно. Например, занимаемся, просто чтобы отвлечься от своих проблем, убежать от собственных страхов и переживаний, а вовсе не для того, чтобы постичь свою природу. Зачастую представления о практике ограничиваются классами йоги, которые мы посещаем. Но в пространстве, полностью изолированном от окружающего мира, исчезают все стереотипы. Флоатинг избавляет от распрей окружающего мира, ожиданий и стремления быть лучше других. Остается только спокойствие. Это истинное пребывание в настоящем: вы остаетесь один на один с собственным сознанием, наблюдая за образами, мыслями, ощущениями и переживаниями непосредственно в момент их возникновения. В состоянии полного спокойствия человек способен увидеть и глубинные проблемы, которые хранит его подсознание».
Больше жизни
Практика флоатинг-йоги представляет собой серии специально разработанных асан. Выполняя их, вы полностью сконцентрированы на процессе – вам просто не на что отвлечься. Но сначала тело учится расслабляться, избавляясь от зажимов, блоков и напряжения, которые обычно и являются причинами наших проблем. Флоатинг-йогой можно заниматься только в специальной камере. Практиковать ее в ванне, бассейне или в океане невозможно.
Сначала нужно почувствовать себя комфортно, приготовиться к практике так, как вы готовитесь к обычному занятию, познакомиться с новым пространством. Стенки камеры помогают вытягиваться, раскрываться и скручиваться. Эти позы невозможно повторить в иных условиях.
Флоатинг помогает углубить практику йоги и начинающим, и профессионалам: он развивает совершенно новое осознание себя и собственной жизни. В камере человек сразу же входит в медитативное состояние. «На мой взгляд, флоатинг-йога очень хороша для тех, кто только начал заниматься, и служит введением в суть практики», – говорит Шошана. «Флоатинг помогает достичь более глубоких уровней расслабления не только тела, но и сознания. Такое состояние дает возможность созерцать жизнь с более объективной позиции. Я увидела, что мы больше, чем все мысли, сомнения и постоянно возникающие ощущения, с которыми мы себя обычно отождествляем».