Сатья: яма номер два
В онтологическом смысле правдивость подразумевает нерасторжимое единство бытия и истины: сатья совпадает с высшим началом — душой или Богом, с бесконечным сознанием — джняной и блаженством — анандой.
Слово «сатья» означает истинность во всех ее проявлениях: мыслях, словах и поступках. Более точной формулировкой считается понятие «воздержание от неправды». Правдивость становится естественной в том случае, если преодолевается само желание искажать истину. Сатья не всегда выступает синонимом истины — если правдивая информация способна причинить вред, то ее невозможно считать истиной в высшем смысле. Когда произнесение правды способно причинить вред, следует практиковать мауну — молчание.
Внутренняя сатья — это проекция мыслей на действия. Ум созерцает, принимает решения и запоминает. Он совершает выбор и рождает решения, оценки и мнения. Когда говорит ум, говорит и сам человек. Поскольку мысленная сатья служит опорой для истины речи и тела, то важно переключать ум с ложной деятельности на истинную. Поэтому сама задача поиска истины должна стать основной целью жизни.
Последствия нарушения сатьи: любая неискренность препятствует достижению гармонии. Ложь в любой своей форме способна разрушить все типы энергий — физическую, ментальную, духовную.
Истинная сатья возможна при точном и последовательном исполнении своих обещаний и обязанностей. Достойно соблюдая сатью, человек может обрести сиддхи — сверхъестественные способности к ясновидению, он получает дар предвидения будущего, знания прошлого и настоящего.
Правда и ненасилие
Важное требование к соблюдению сатьи — это ее соответствие принципу ненасилия: придерживаясь правдивости в речи, поступках, человек должен соблюдать заповедь «не навреди». Правдивость в речи предполагает достижение блага всех существ. Ложная праведность (пуньябхаса — «видимость праведности») способна превратить правдивые слова в зло.
Ум, речь и действие — три формы, через которые реализуется сатья. Соблюдение принципа правдивости в мышлении, речи и действиях начинается тогда, когда все увиденное и услышанное подтверждается через созерцание. Реализация истины через поступки означает соотнесение действий с разумом и речью. Размышления и суждения — это фундамент нравственности, а значит, они должны соответствовать реальности.
САТЬЯ и речь: истина на уровне речи возможна при исполнении трех условий — правдивости, безошибочности и полезности. Контроль над речью ведет к освобождению от злобы, а человек, свободный от злобы, милосерден ко всем.
Об этом подробнее:
⎬ «Йога-сутры», Патанджали
⎬ «Жизнь, смерть и освобождение», Сатья Саи Баба
⎬ «Психосоматическая йога», Джон Мамфорд
⎬ «Йога и сила мысли», Свами Шивананда
⎬ «Яма-нияма как фундамент практики йоги», гуру Матсьендранатх Махарадж
⎬ «Моя жизнь», Махатма Ганди
⎬ «Нравственность йоги в идеале и в жизни», Б.В. Мартынов