Рабочий момент

У адвоката Кэрол Урзи была престижная, но очень нервная работа: в крупной юридической конторе в Сан-Франциско. «Я работала сутки напролет семь дней в неделю, одновременно вела 50 дел, фотографировалась на обложки специализированных изданий, возглавляла влиятельный комитет при Ассоциации юристов Сан-Франциско... В общем я ушла в рабочий процесс с головой», – вспоминает она свои трудовые подвиги. Плюсов было много, но в глубине души Кэрол все же испытывала чувство неудовлетворенности. «Да, мне нравилось ощущать ритм жизни, всегда и во всем одерживать верх и пожинать лавры своих побед. Однако я очень уставала от бесконечной гонки с препятствиями и необходимости постоянно быть на высоте». Когда ее вдруг отстранили от дел, Кэрол была зла и шокирована, но при этом какая-то часть ее испытала облегчение: вот она, лазейка для побега. Вскоре Урзи начала заниматься йогой, а также, вдохновившись примером своего коллеги, изучать дзен-буддизм. «Меня всегда поражала его абсолютная безмятежность посреди всего этого хаоса и битвы амбиций, – говорит Урзи. – От него исходила тихая сила, в то время как я сама, несмотря на высокое положение в компании, страдала от навязчивого ощущения беспомощности. Мне захотелось достичь такого же самообладания, такой же внутренней тишины».

В философии йоги и буддизма Урзи нашла подтверждение тому, к чему и так уже пришла интуитивно после увольнения: ее реальное, истинное «я» не имеет никакого отношения к роду занятий и профессиональным достижениям. «Марк Эпштайн в своей книге «Мысли без мыслителя» очень мудро подмечает, что эго склонно путать самоутверждение с самореализацией, – говорит Урзи. – Амбициозным, рвущимся наверх людям трудно это принять, но человеку нет необходимости быть кем-то. Достаточно быть собой».

Ты – это твоя работа?

«Кем ты будешь, когда вырастешь?» Весьма вероятно, вы слышали этот вопрос еще до того, как научились читать. В западной культуре нас с пеленок приучают мыслить о себе как о представителе той или иной профессии. Безусловно, у каждого за стенами офиса есть жизнь, но все же представление о том, что человека в той или иной степени определяют его резюме, профессиональные победы и поражения, прочно укоренилось в наших головах.

Такое самоотождествление с работой приносит и свои позитивные плоды. Например, благодаря ему мы рационально распределяем свои силы, целенаправленно строя карьеру, вместо того чтобы бесцельно переходить с одного места на другое. Многие люди находят опору в понимании своей роли в коллективе и поставленных перед ними задач, выстраивая в голове четкую картину продвижения к успеху. Но отождествление себя с работой может также стать бесконечным источником страха, гнева, разочарования и боли. Все в жизни подвержено переменам, в том числе и работа. Когда мировая экономика пошатнулась и сотни тысяч людей остались не у дел, стало совершенно ясно, что мы не способны по-настоящему контролировать ситуацию: нас в любой момент могут уволить, перевести на другую должность, нагрузить дополнительной работой при меньшей зарплате.

Мировое экономическое пространство меняется, и в этом процессе задействованы гораздо более могущественные силы, чем индивидуальные предпринимательские таланты и бизнес-стратегии компаний. В нынешних условиях невозможно предугадать, каково будет завтра наше место в мире и сохраним ли мы вообще работу. Так что, возможно, сейчас самое время изменить свою жизнь, пересмотрев ответ на вопрос «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?». Более того, в сам вопрос, наверное, стоит вложить совсем другой смысл – с тем, чтобы глубже взглянуть на то, кто мы есть в действительности.

Кризис самооценки

«Для нашей культуры характерна тенденция индентифицировать людей с их работой, – говорит психотерапевт Стивен Коуп, старший преподаватель в Центре йоги и здоровья «Крипалу» и автор книги «Йога и поиски истинного «я». – Мы нацелены на социальный успех и, лишившись работы, буквально распадаемся на части. Но с точки зрения йоги мы – это не наша работа. Люди легче переживают смену рода занятий и растерянность, связанную с потерей рабочего места, когда у них установлена связь с традицией, указывающей им на то, кто они есть, помимо работы. Отождествлять себя с работой рискованно. Но границы самовосприятия можно расширить».

Именно этим сейчас занимается Мэрибет Уолш. Почти двадцать лет она проработала закупщиком в сфере розничной торговли: «Я преуспевала, меня уважали и хорошо платили, Я обожала свою работу!» Но пока она находилась в отпуске по болезни, ее сократили. Удар был нанесен не только по кошельку и самолюбию Уолш – пострадала ее профессиональная самооценка: ее обязанности передали новичку. По словам Уолш, это пошатнуло ее понимание собственной «рыночной стоимости». «Как меня могли с такой легкостью заменить человеком без опыта?» Она добавляет: «Такое сбивает лишний гонор».

Уолш и сейчас продолжает вести активный образ жизни, но не трудится «на дядю», а проводит время с пользой для себя. Если в предыдущие десять лет она лишь изредка заглядывала на занятия по йоге, то за месяцы болезни заново открыла для себя йогу и медитацию. Практика асан, пранаямы и медитации помогает ей достичь нового, углубленного осознания себя, не связанного с работой. И хотя ей часто сообщают о вакансиях в обла­сти торговли, она не торопится. Ей комфортно в ее нынешнем, «переходном» состоянии. «Я чувствую себя сильной благодаря знанию, что двигаюсь к большой цели, гораздо более значимой, чем скупка нарядных вещиц».

Быть или казаться?

«Согласно Патанджали, корень неведения (первопричины всех страданий) заключается в том, что мы путаем «видящего» с «видимым», – говорит Бо Форбс, клинический психолог и йога-терапевт. «Видящий» – это неизменная часть нас, душа, изначально чистое сознание. «Видимое» – это то, что постоянно меняется: мысли и настроения, материальный мир, наши социальные роли.

Мудрец Патанджали, автор Йога-сутр, подразумевал, что, ошибочно принимая за свою истинную суть нечто столь эфемерное, как наш статус успешного продавца или популярного учителя, мы обречены испытать боль. Сильная привязанность к любой социальной роли, даже к такому благородному делу, как спасение пострадавших во время военных конфликтов, в конечном итоге принесет вам страдания, по­скольку ни одна работа, ни одна ситуация не может длиться вечно.

Неунесенные ветром

Великий йогический принцип непостоянства гласит: в этой жизни все подвержено переменам – работа, семья, отношения, все, кроме высшего «я» – нашего чистого сознания. По словам Коупа, видящий пребывает в эпицентре жизненных штормов, созерцая происходящее и не идя у него на поводу: «Видящий непоколебим, когда вокруг него бушуют вихри непостоянства».

Коуп замечает, что практики медитации, начитывания мантр и пранаямы помогают нам выработать более стабильный способ бытия, развить иммунитет к неурядицам и переменам. «Один из методов достижения равновесия в йоге – это культивация однонаправленного сосредоточения и медитативной погруженности», – говорит он. Медитируя на непостоянство, мы постепенно начинаем относиться к нему с меньшим неприятием, более ровно. «Мы учимся воспринимать жизненный опыт таким, каков он есть, – продолжает свою мысль Коуп. – Мы говорим себе: да, рынок труда он такой – работа то появляется, то исчезает. Традиция йоги учит нас видеть то, что существует в реальности, а не то, что нам хотелось бы видеть».

Конечно, у нас есть все основания, чтобы волноваться о будущем, особенно в этот непростой экономический период. Однако с точки зрения Форбс принятие идеи непостоянства в том числе связано и с умением пребывать «здесь и сейчас» на любом этапе своей трудовой карьеры, включая промежутки между работами. Это гораздо лучше, чем ностальгировать о прошлом или пытаться заглянуть в будущее.

Между небом и землей

Чтобы научить своих учеников ценить время «между работами», Форбс преподает им очень медленную виньясу, в которой все движения при переходе из позы в позу рассматриваются как самостоятельная асана, требующая полного «присутствия». К примеру, переход из позы Собаки мордой вниз в другую асану может занять при таком подходе минуту или больше. Неторопливое и осознанное выполнение виньясы позволяет сделать акцент на самоценности «промежуточного» опыта.

«Мы не только проникаемся значимостью переходных состояний, но также развиваем пратьяхару – способность отстраняться от чувственного восприятия и обращать взгляд внутрь себя. Такое самонаблюдение помогает нам обрести сострадательную мудрость и вдумчивое отношение к самим себе», – говорит Форбс.

Очень часто мы движемся по жизни «на автомате», в полусне, пока не случается нечто значимое: к примеру, нас выгоняют с работы. «Замедляя» свою практику йоги и бег своих мыслей – с тем, чтобы более полно сосредоточиться на переживании самого опыта «перехода», мы учимся осознанно присутствовать внутри себя в каждый «промежуточный» момент своей жизни, вместо того чтобы просыпаться только на крутых виражах судьбы.

Взращивание сострадательного внутреннего наблюдателя может стать для вас очень мощным духовным подспорьем, когда вы осознаете, что перемены в вашей рабочей жизни в принципе неизбежны и что у вас гораздо меньше контроля над своим положением в обществе, чем вы думали. «Это дает возможность созерцать развитие событий, не вынося никаких суждений, не сжимаясь от страха перед перспективой потери работы и не кляня себя за то, что вы ее потеряли, – говорит Бо Форбс. – Времена меняются, стабильности становится все меньше. Так что чем больше вы открыты любому жизненному опыту, тем вам же лучше».

Уолш вынесла из своей духовной практики осознание, что переменчивые жизненные обстоятельства не должны лишать ее внутреннего равновесия. «Йога во многом помогла мне найти точку опоры во всем этом хаосе, – делится она. – Раньше меня преследовало ощущение, что я не контролирую свою жизнь, во всем завишу от внешних факторов. А теперь я себе говорю: «Так сложилось, но только мне решать, как к этому относиться». Я наконец обрела внутренний стержень, ощутила твердую почву под ногами».

Встреча с собой

Финансист Фред Тан – наглядный тому пример. В течение 15 лет он стремительно шагал по карьерной лестнице, пока не получил пост президента в международном финансовом конгломерате. «Я достиг всего, о чем мечтал в бизнес-школе, – говорит он, – но при этом никогда в жизни не был несчастнее. Передо мной открывались захватывающие перспективы, но у меня было ощущение, что я потерял себя». Тан взял отпуск на два года, во время которого интенсивно занимался йогой и совершил паломничество в Индию. Духовные поиски помогли Тану увидеть себя в новом свете: он понял, что до этого искал счастье и самореализацию в работе. «Я жил в соответствии с чужими ожиданиями, вместо того чтобы определить свои приоритеты, – говорит он. – Те цели, которые я себе ставил, носили материальный характер и не имели отношения к душе. Поняв это, я начал заново открывать себя и менять те аспекты жизни, которые меня больше не устраивали».

Прошел год, как Тан вышел на новую работу. Он счастлив как никогда: «Теперь процесс играет для меня более важную роль, чем результат. Я общаюсь с людьми, ищу правильные решения... Все это очень похоже на практику виньясы, движение «в потоке».

Шагни вперед

С точки зрения йоги каждую проблему или препятствие разумно рассматривать как духовное упражнение. Любая самая заковыристая ситуация – это наш шанс шагнуть вперед на духовном пути. Как правило, это легче сказать, чем сделать, но всегда полезно помнить, что фокус заключается не столько в избежании трудностей, сколько в правильном отношении к ним, когда они неизбежно возникают. Это касается как личных отношений и вопросов здоровья, так, конечно же, и карьеры.

В течение 10 лет после ухода из юридической фирмы Урзи, по ее словам, практиковала «гибкий» подход к работе, позволивший ей заниматься тем, что интересно, бесплатно оказывать юридическую помощь, путешествовать. «В моей жизни действуют те же законы, что и в жизни вселенной: все течет, все изменяется. Я не привязываюсь к преходящему – я наблюдаю за своими взлетами и падениями, страхами и неуверенностью в завтрашнем дне, денежными поступлениями и тратами. Я понимаю, что моя самая важная работа – это просто быть человеком, выражать свою истинную человеческую сущность наиболее естественным и адекватным образом», – говорит она.

Это вовсе не означает отказа от амбиций и планов. Но, по словам Урзи, сам процесс преодоления трудностей на пути к цели – неважно, достигнем мы ее или нет, – учит нас относиться к ним терпеливо и с пониманием собственных ограничений. Сталкиваясь с препятствиями, необходимо пребывать в настоящем моменте, чтобы позволить телу и уму адаптироваться, принять ситуацию и настроиться на правильную волну. «Наша истинная цель, – говорит она, – достижение силы, спокойствия и сострадания к окружающим через практику открытости по отношению ко всему, что приготовила нам жизнь».

Комментарии

Читайте также