Карма-йога — бескорыстное служение
В Бхагават-гите сказано, что служение другим является кратчайшим путем к духовным вершинам. Суть этого учения отражена в высказывании почитаемого индийского гуру Ниим Кароли: «Любите каждого, служите каждому и помните о Боге». «Все, о чем он говорил, сводилось к любви и служению, – утверждает Мирабай Буш, один из известнейших последователей индийского наставника. – Естественно, он не возражал против практики медитации и асан, но сам учил не этому».
Счастье быть рядом
Стефани Харрисон, сотрудница хосписа, работающая на добровольных началах, сидит на полу у ног своей пациентки, 73-летней Дороти Армстронг, и ласково держит ее за руки. Она навещает Армстронг как минимум раз в неделю: помогает по хозяйству, выполняет ее поручения и ухаживает за тибетским терьером Покитой. Иногда они просто болтают, как подружки. Стефани настояла, чтобы Дороти звонила ей в любое время суток, если что-то случится. Недавно Дороти проснулась от невыносимой боли, которая сильно ее напугала. Стефани тут же примчалась на помощь. «Когда знаешь, что есть люди, которым ты не безразлична, тебя переполняют невероятные чувства, – говорит Армстронг. – Стефани – особенный человек».
На грани
Один из принципов, объединяющий все религии, говорит о важности служения другим людям: мы должны помогать больным и умирающим, собирать теплую одежду для бедных, кормить голодающих и так далее. Однако не это превращает карма-йогу в универсальную духовную практику. В йоге служение – это не просто обязанность и правильное поведение. Это способ самореализации, который лишний раз подтверждает: чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь взамен. Но гарантируем ли мы себе просветление, становясь на стезю волонтерства? Как изменится наша жизнь, если мы решимся на это? Готовых ответов на эти вопросы не существует, ведь как сказано в Бхагават-гите, карма-йога – это тайна, которая раскрывается лишь тем, кто следует ее путем. Для начала следует разобраться в определениях и не путать карма-йогу со служением. Карма-йога переводится как «йога действия». А желание служить – это то, что помимо прочего, проявляется в процессе практики. Другими словами, карма-йога меняет наше отношение к повседневным делам, и в определенный момент грань между обычным действием и служением начинает стираться. Эта практика развивает в нас милосердие и осознанность, делая нас более восприимчивыми к чужой боли. А это значит, что в тяжелые моменты жизни мы с готовностью дарим всю свою любовь и заботу тем, кто в ней нуждается. По сути, боль другого человека становится нашей собственной и мы чувствуем потребность облегчить ее точно так же, как облегчаем свои физические и душевные муки.
Да будет свет
Карма-йога – это не организация, в ряды которой берут избранных. Встать на этот путь может каждый. Пример тому – Стефани Харрисон. Все свое детство она наблюдала, как ее родители помогают нуждающимся. Став взрослой и уже будучи матерью, она стала работать волонтером. Поначалу она помогала в детском центре, который основал ее старший сын. Затем стала проводить экскурсии для взрослых и детей-инвалидов в местный музей. «Я начала помогать людям еще в детстве, и уже тогда поняла, насколько мы нуждаемся друг в друге»,– говорит Харрисон. Когда Стефани было уже за сорок, она заинтересовалась духовными учениями, и волонтерство обрело для нее немного другой смысл. Сейчас добровольное служение – это то, что помогает Стефани двигаться вперед по пути духовного совершенствования. В уютной гостиной своего дома она рассказывает, как наблюдение за умирающими людьми изменило ее мировосприятие. Вспоминая о том, как уходил один из ее пациентов, она в изумлении замолкает. «Кожа да кости, – рассказывает Стефани. – К нему никто никогда не приходил, и он практически все время молчал». «Как-то раз он вдруг, ни с того ни с сего, стал молиться, – вспоминает Харрисон. – Его лицо изменилось – оно сияло, и этот свет шел изнутри. Он излучал тепло, умиротворение и красоту. Скончался он меньше чем через сутки. Но ему удалось наладить связь с тем, что находилось за порогом жизни. И это дало ему мужество, он обрел проводника, который провел его за таинственную грань».
«Я не раз была свидетелем смерти, и этот опыт дал мне возможность понять, что мы все одинаковы,– говорит Харрисон. – Есть то, что мы сбрасываем с себя, а есть то, что остается. Теперь, общаясь с человеком, за внешним и наносным я вижу то, что скрыто глубоко внутри, и это часто радикально трансформирует взаимоотношения». То, что описывает Харрисон, является главным отличием карма-йоги и от обычного волонтерства. Большинство наших поступков диктуются эго – самой поверхностной частью нашего существа. А это значит, что мы отождествляем себя со своим физическим телом, личностью, работой, репутацией, имуществом и видим других через ту же призму. Нередко, работая на добровольных началах, человек на самом деле удовлетворяет потребности своего эго, сам того не осознавая. Это может быть все что угодно – попытка избавиться от чувства вины, поиск уважения и похвалы, желание показать всем и вся, что можешь «спасти» людей.
По существу удовлетворение этих потребностей основано на неравных отношениях: «У меня есть то, что позволит мне поднять другого со дна или изменить его в лучшую сторону». Сюда также вплетаются негативные суждения, поскольку волонтер делает заключения на уровне эго, основываясь лишь на той информации, которую эго способно воспринять: «Я выше того, кому хочу помочь» (они грязные, а я чистый; они наркоманы, а у меня нет зависимостей и т.д.). Если те, кто получает такую «помощь», почувствуют осуждение, им станет еще хуже. Работа на добровольных началах становится совсем иной, когда ее осуществляют на другом уровне – от души к душе. Фактически, это взаимоотношения Стефани Харрисон и Дороти Армстронг, при которых один человек делится своей целостностью с другим, и другой цели у этого общения нет. Рам Дасс, которого считают одним из величайших современных мастеров карма-йоги, говорит: «Приходя в хоспис, я жду, когда моя душа возьмет верх, и только после этого приступаю к работе. Я вижу не больного СПИДом – я вижу душу. И обычно я спрашиваю у него: «Ну и как поживает ваше воплощение?
Когда одна душа служит другой, потребности давать советы и «поднимать со дна» не возникает. «Думаю, мы все хотели бы изменить друг друга, поскольку это дает нам ощущение контроля над тем, что на самом деле мы не в силах контролировать, – говорит Гейл Строб, автор книги «Ритм милосердия: Забота о душе, связь с обществом» (The Rhythm of Compassion: Caring for Self, Connecting with Societу). – С моей точки зрения, гораздо полезнее служить с мыслью о том, что я не в состоянии избавить человека от страданий. Согласно индуистской и буддийской традиции, страдание всегда будет сопровождать нас в этой жизни. И все, что я могу сделать, – это предложить свою доброту, зная при этом, что решить что-либо не в моих силах».
Любовь по расчету
Карма-йога – это не только бескорыстное, но и «недолжное» служение. В Бхагават-гите бог Кришна описывает истинного практикующего карма-йогу как того, кто «испытывает чистое удовлетворение и обретает совершенный покой в душе – и для него нет нужды совершать действие». Но это в идеале. Обычно же мы сталкиваемся с «темной стороной служения». И это не только желание менять людей или ситуации. Кто-то становится трудоголиком и перестает обращать внимание на собственные нужды. Боль и отчаяние, свидетелями которых мы являемся, могут превратить нас в циников, и наше служение перестанет быть таковым. Мы можем попасть в ловушку тщеславия и гордыни и возомнить, что способны спасти мир. Причина кроется в заблуждении, что мы либо лучше людей, которым служим, либо хуже них. Как бы то ни было, это лишает нас сил, и мы выхолащиваем свою способность к состраданию.
Темной стороны в карма-йоге не избежать. В практике происходит то же самое, что и при медитации, – вы сталкиваетесь с неугомонным умом «обезьянки»: «Для чего мне это?», «Ненавижу эту работу!», «Я смотрю на часы – как же это нехорошо…» и тому подобное. Однако все можно исправить, призвав на помощь самый обычный здравый смысл. Другими словами, будьте реалистами и направляйте свои бескорыстные порывы на то, что в ваших силах. Наша возможность помогать людям со временем меняется. Если у вас напряженный график работы или маленькие дети, требующие внимания, вы, разумеется, не сможете посвящать нуждающимся столько же времени, сколько сможет посвятить им человек, вышедший на пенсию, или, скажем, студент во время каникул. Если вы разумно относитесь к себе и своим возможностям, вы будете это учитывать.
Найти работу добровольцем легко, особенно если вы не одержимы идеей спасти мир. Просто оглянитесь вокруг или поищите варианты в Интернете. Важно также помнить, что карма-йога не должна быть формальной обязанностью. Ее неотъемлемая часть – доброта и любовь. Если служение ущемляет другие сферы вашей жизни, вы будете негодовать и злиться, и этот негативный настрой отразится на окружающих. Духовный аспект служения заключается в том, чтобы следовать зову сердца. Однако не обойтись и без расчета. Вы должны понимать, на что вы можете потратить время без риска для своей семьи и работы. Вы также должны чувствовать внутреннее равновесие. Если единственное, что вы можете себе позволить, это один день в месяц – прекрасно. Мирабай Буш, написавшая в соавторстве с Рамом Дассом книгу «Милосердие в действии» (Compassion in Action), рекомендует практикующим карма-йогу следующее: будьте храбрыми, начинайте с малого, используйте то, что имеете, делайте то, что приносит вам удовольствие, и не берите на себя слишком много.
Бхагават-гита учит находить равновесие в любых ситуациях. Волонтерство – не исключение. Именно благодаря балансу все, что бы вы ни делали, будет идти от сердца. Помочь обрести равновесие в таком нелегком деле, как служение, может практика асан и медитации. Более того, Буш уверена, что ежедневные духовные практики необходимы каждому, кто занимается карма-йогой. «Если нет внутренней жизни, – говорит она, – есть отчаяние, которое шепчет тебе: «Все бесполезно». Духовная жизнь помогает нам смириться с парадоксом надежды и отчаянья, радости и печали – всех тех противоречивых чувств, которые являются частью настоящего служения. Справиться с ними при помощи одного лишь интеллекта практически невозможно. Духовные практики помогают избежать усталости от сострадания, но тем не менее это не панацея. “Большую часть времени я чувствую равновесие, – признается Строб. – Но безусловно, бывают периоды, когда я «сгораю». Мне кажется, что для того, кто полностью вовлечен в такую работу, это неизбежно. Баланс – сложная штука. Ключ в том, чтобы прислушиваться к внутреннему ритму, и духовность помогает нам в этом.
Иногда необходимо практически полностью окунуться в решение какого-то вопроса, а иногда – заглянуть внутрь себя и позаботиться прежде всего о себе. Порой мне удается делать и то и другое одновременно». К счастью, в карма-йоге добровольное служение способствует внутреннему росту, и наоборот. Именно это обнаружила много лет назад Стефани Харрисон, начав работать в хосписе. «Смерть и безысходность иногда пугают меня, – признается Стефани. – Но это никогда меня не останавливало. Что-то глубоко внутри говорит: «Это часть жизни, часть нас самих». Я верю, что все, с чем нам приходится сталкиваться в жизни, учит нас и открывает новые возможности. Это тяжелая работа, но это именно то, что должен делать настоящий человек. И мне не хотелось бы прожить свою жизнь иначе».
Вас ждут здесь
Первый московский хоспис
www.hospice.ru
тел.: (495) 245-7604/5969 (координатор Алсу Адиповна)
Детский хоспис (Санкт-Петербург)
kidshospice.org
тел.: (921) 868-7152 (координатор Анна Владимировна Таштан)
Первый хоспис для детей с онкологическими заболеваниями (Москва)
www.childhospice.ru
тел.: (495) 324-4317
e-mail: editor@childhospice.ru
Клуб волонтеров
www.club-volonterov.ru
e-mail: club-volonterov@rambler.ru
ICQ: 47217028 (Ольга), 279333086 (Илья)
Сообщество волонтеров Москвы и Московской обл. «Волонтеры.ру»
www.volontery.ru
Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
www.otkazniki.ru
тел.: (926) 143-5065 (координатор Юлия Аржаных)