Ом Шанти Шанти Шанти

Когда вам хочется послушать музыку, вы знаете, что делать: нужно просто поймать любимую радиостанцию, и, пожалуйста, музыка будет литься, не переставая. По словам Свами Сатчинанды, тот же самый принцип задействован в медитации с мантрами: когда вам необходимо установить контакт со своим духовным началом, с помощью мантры можно легко настроиться на всегда присутствующую в вас внутреннюю волну.

Мантра работает как своего рода камертон: звук рождает определенную вибрацию в уме и теле. Практика начитывания мантр, называемая также джапа-йогой, способствует полному успокоению мыслей, в обычном состоянии поглощающих наш ум, с тем, чтобы мы смогли реализовать свой духовный потенциал и познать свою истинную природу.

Звук обладает необыкновенной мощью. Во многих духовных традициях считается, что звук – это первичная форма бытия, первоначальная манифестация Духа на уровне материи. В Ведах говорится, что «Ом» – это первый, базовый звук; он порождает и содержит в себе все остальные звуки и олицетворяет высшее, духовное начало Вселенной. Ом и другие мантры, традиционно использующиеся в практике йоги, были «услышаны» мудрецами древности во время медитации. Находясь в глубоких медитативных состояниях, они воспринимали тонкие звуковые вибрации, которые в дальнейшем были «переведены» на санскрит.

Согласно общепринятому мнению, впервые санскритские мантры были записаны в Ригведе – древнейшем сборнике священных гимнов индуизма, содержащем многие тысячи шлок, – которая ориентировочно датируется 12-м веком до н.э. Однако, учитывая, что мантры – это часть устной традиции, можно смело утверждать, что они уже были в ходу задолго до этого времени. Духовные искатели древности, ведомые стремлением достичь союза с Божественным и избавления от страданий, разрабатывали определенные последовательности звуков, которые при мысленном произнесении позволяли обратить взор внутрь себя и успокоить ум. Пребывая во внутренней тишине, они постигали более тонкие аспекты бытия, выходящие за рамки обыденного видения реальности, и обретали единство с Абсолютом – извечным источником жизни и великого покоя.

По сей день в Индии санскрит считается священным языком, на котором говорят боги и который соединяет обычных смертных с их высшим «я». Согласно традиции, сила мантры зависит от ее правильного произношения, поэтому если вы небрежно произносите звуки, ваши усилия будут тщетными. Само слово «санскрит» в переводе означает «законченный, завершенный, освященный, отточенный, совершенный». Утверждается, что сакральное значение каждого слова на санскрите и даже каждой буквы санскритского алфавита (все они считаются биджа-мантрами) порождено и определено звучанием. Учитывая важность произношения, ведические священнослужители назначают во время церемоний ответственного за отслеживание и исправление любых ошибок в мантрах с тем, чтобы обряду не был причинен ущерб.

На сегодняшний день санскритом владеют единицы – даже в пору его расцвета, много тысяч лет назад, он являлся языком избранных, языком образованных людей и духовной элиты. Как же научиться правильному произношению мантр? Лучший способ – найти запись, где их произносит признанный духовный мастер, например, хранитель индийской мистической традиции Хариш Джохари (его аудиозаписи можно скачать в Интернете).

Начитывание мантр обозначается словом «джапа», что дословно переводится как «бормотание» или «шептание». Согласно школам хатха-йоги и мантра-йоги, Вселенная возникла из звука, и все звуки, как доступные нашему слуху, так и недоступные, происходят из трансцендентного, «беззвучного» источника, называемого «высший звук» или «высший голос» (соответственно, шабда-брахман или пара-вак). Все звуки обладают толикой созидательной силы шабда-брахмана, однако мантры наделены ею в наибольшей степени.

Практика джапы насчитывает тысячелетнюю историю. Изначально мантры черпались из Ригведы. В дальнейшем – из многочисленных текстов индуистской тантры, а также из текстов, явившихся во время медитации мудрецам-риши. Мантра-йога как формальное направление сформировалась сравнительно недавно, хотя понятие «недавно» в традиции йоги очень относительно – это между двенадцатым и пятнадцатым столетиями прошлого тысячелетия. В наставлениях по мантра-йоге, как правило, упоминаются шестнадцать частей, или «ответвлений» (санскр. анга), практики. Многие из них – такие, как асана, осознанное дыхание и медитация – общие для всех школ йоги.

«Строительным материалом» для всех мантр являются пятьдесят букв санскритского алфавита. Мантра может состоять из одной буквы, слога, нескольких слогов, слова или целого предложения. Этимологически слово «мантра» происходит от глагола «думать» («ман») и суффикса «тра», означающего возможность практического применения. Таким образом, «мантра» в буквальном переводе – это «орудие мысли», инструмент сосредоточения, утончения, одухотворения нашего сознания.

Всему свое время

В йоге мантры подразделяются на мантры «со смыслом» и мантры «без смысла». Первые, наряду с эзотерическим, обладают очевидным, лежащим на поверхности «прочтением». Их примером могут служить «великие изречения» (санскр. Маха-вакья) из Упанишад, такие как: «Я есть Абсолют» (ахам брахма асми) и «Ты есть То» (тат твам аси). У мантр «со смыслом» две функции: первая – ясно донести некую духовную доктрину, вторая – привести ум в состояние медитации.

Что касается второй категории мантр, то на самом деле они не имеют смысла только для непосвященных, не обладающих ключом к их пониманию. Те, кто прошел должную инициацию, очень хорошо понимают их значение. Кроме того, эти мантры предназначены не для изложения духовных постулатов, а для стимуляции определенного состояния сознания во время начитывания.

В практике джапы важно не только произношение, но и правильная скорость, и ритм начитывания. Также рекомендуется выполнять практику джапы каждый день в одно и то же время в одном и том же месте, сидя лицом к северу или востоку. Наиболее подходящее время суток – так называемый «час Брахмы» (брахма мухурта), наступающий, по версии разных учителей, на рассвете или за час до рассвета. Разумеется, расписание ваших занятий далеко не всегда будет с ним совпадать, поэтому подойдут любое время и место, лишь бы практика осуществлялась регулярно.

Богатство выбора

Идеально мантра для медитации должна состоять всего из нескольких слов или слогов, с тем, чтобы вы не запутались в длинной фразе. И хотя выбранная вами мантра может быть наделена глубоким смыслом, во время ее начитывания вы делаете акцент на медитативном сосредоточении, а не на размышлении о том, что она значит.

Пожалуй, наиболее краткая и при этом самая всеобъемлющая мантра – это «Ом». Слог «Ом» является частью многих санскритских мантр. Каждая из них обладает определенной вибрацией, соответствующей ее значению. К примеру, «Ом Шанти» указывает на высший покой Абсолюта и порождает тонкую, но при этом мощную вибрацию, несущую внутреннюю тишину и умиротворение. «Хари Ом» имеет отношение к аспекту Абсолюта, устраняющему препятствия к пробуждению, а с помощью «Ом Нама Шивайя» мы воздаем хвалу благой трансформирующей силе Абсолюта.

Поэкспериментируйте, посмотрите, какая мантра вам больше подходит. В конечном итоге лучше остановить свой выбор на одной и начитывать ее регулярно, чтобы вкусить плоды практики глубокого медитативного сосредоточения.

Руководство к действию

Медитация связана с концентрацией ума, а этого невозможно достичь, когда тело испытывает дискомфорт, или дыхание неровно. Прежде чем приступить к медитации, выполните практику асан или пранаямы, чтобы в тело пришло расслабление и оно наполнилось энергией, а дыхание стало ровным и не вызывало возбуждения мыслей.

Заранее решите, как долго вы хотите медитировать. Если вы новичок, то будет достаточно и пяти – пятнадцати минут. Вы всегда можете продлить медитацию, если у вас возникнет такое желание. Как и в большинстве других случаев, эффективность достигается за счет постоянства практики. Гораздо полезнее медитировать недолго, но регулярно, чем время от времени устраивать себе «медитативные марафоны».

Сядьте удобно на стуле или на полу, подложив под основание позвоночника одеяло или подушку. Выберите позицию тела, в которой сохраняются естественные изгибы позвоночника и в которой вам комфортно, так как сидеть неподвижно придется довольно долго. Прикройте глаза и сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов либо в течение нескольких минут выполняйте дыхательные практики. Затем полностью отпустите контроль за своим дыханием.

Повторяйте мантру медленно, в одном темпе, максимально сосредоточившись на ее звучании. Синхронизируйте практику со своим естественным дыхательным ритмом: например, половина мантры может приходиться на вдох, а половина – на выдох, либо ее можно произносить как на вдохе, так и на выдохе. Проговорив мантру где-то десять раз вслух, повторите ее еще десять раз про себя, шевеля губами (это поможет вам не сбиться с нужного ритма). Затем читайте ее мысленно, без движения губ.

Когда возникают мысли, зная, что это естественный процесс, мягко возвращайте внимание к мантре. Продолжайте так поступать снова и снова, стараясь как можно более полно ощутить вибрацию звука внутри себя. Медитируйте в течение запланированного вами времени. Выйдите из медитации, сделав несколько глубоких дыханий, а затем просто посидите, наблюдая за своими ощущениями. Это могут быть внутренняя тишина и покой. Или на вас вдруг нахлынут, вызвав дискомфорт, старые мысли и чувства, таившиеся в подсознании. Это совершенно нормально и в конечном счете полезно. Что бы вы сейчас ни испытывали, помните о том, что регулярная практика всегда приносит позитивные плоды: благодаря ей вы научитесь более полно пребывать в настоящем моменте и делать осознанный выбор вместо того, чтобы идти на поводу у привычных реакций. За шумной суетой мыслей вы обнаружите безграничную тишину, источник света и мудрости, выявляющих корни страдания и указывающих путь к коренной трансформации вашей жизни.

Наука о мантрах бесконечно сложна. Есть мантры с такой специфической направленностью, как исцеление от укуса змеи или хронической болезни, но они низшего порядка. Сила более грубых форм звука используется в физиотерапии, а также в некоторых других областях. Индийские же мудрецы древности открыли потенциал звука много тысячелетий тому назад. Они применяли грубые и тонкие формы звука для того, чтобы проникнуть сквозь все планы человеческого сознания и достичь божественной вибрации, составляющей основу нашего бытия. Все рождается в Ом и растворяется в Ом – так мантра замыкает круг.

Сила слога

Мантры бывают разными: иногда это целые предложения, а иногда отдельные слова или слоги. Их смысл может быть абсолютно понятен, а может быть скрыт (по крайней мере для непосвященных). Мантры, состоящие из одного слова, известные как биджа-мантры («семенные» мантры), наиболее просты для запоминания и начитывания. Кроме того, они обладают наибольшей силой. Считается, что аналогично тому, как в зернышке содержится потенциал могучего дерева, в каждой биджа-мантре присутствует безграничная духовная мудрость и созидательная энергия. Одна из самых древних и широко известных биджа-мантр – это мантра «Ом».

«Ом» часто называют «пранавой», что в буквальном переводе означает «жужжание», или «гудение». Слово «пранава» происходит от глагольного корня «прану» («разноситься», «вибрировать»), в основе которого в свою очередь лежит глагол «ну» («прославлять», «повелевать», а также «звучать», или «кричать»). Через звук «Ом» проявляется абсолютная, трансцендентная, изначальная реальность. «Ом» – звук-первооснова, семенной слог Вселенной. Согласно древнему тексту, весь наш мир вышел из звука «Ом». Также «Ом» – это корневая мантра, от которой произошли все остальные мантры и в которой заключена сущность Вед, древнейших и обширнейших священных писаний индуизма. В Катха-Упанишаде (2.15) говорится, что «Ом» – это слово, которое звучит во всех Ведах.

Таким образом, «Ом» – универсальный медитативный слог. Патанджали учил, что, произнося этот священный слог и одновременно размышляя о его значении, мы достигаем однонаправленной концентрации и подготавливаем ум к медитации. В комментариях к «Йога Сутрам» мудрец Вьяса заметил, что через повторение слога «Ом» нам открывается высшая душа. А знаток тибетского буддизма Анагарика Говинда писал, что «Ом» ведет нас к познанию в себе бесконечности. Итак, начитывание мантры «Ом» – это кратчайший путь к соприкосновению с божественным внутри себя.

Йогины часто медитируют на четыре составляющие, или части, мантры «Ом». Несмотря на то, что мы, как правило, пишем «О-м», на самом деле это слово состоит из трех звуков «а», «у» и «м» (когда в санскрите «у» следует за «а», они сливаются в длинный звук «о»). Каждая из этих трех частей обладает множественными оттенками метафизического смысла, представляя собой отдельный объект для медитации. Например, «а» символизирует наше состояние бодрствования и осознание физической Вселенной, «у» обозначает состояние сновидения и внутренний мир мыслей, снов, мечтаний, воспоминаний и так далее, а «м» соотносится со сном без сновидений и опытом тотального единства.

Последовательно созерцая значение каждого из этих звуков, мы проходим через три стадии нашего обычного состояния сознания к чевертой составляющей мантры – к анусваре (в буквальном переводе – «после-звуку»), носовому призвуку после согласной «м». Вибрация мантры медленно растворяется в тишине, что олицетворяет трансцендентное состояние сознания, приравненное к Брахману (Абсолюту). Эта тишина – венец мантры, она описывается в «Майтри-Упанишаде» как безмятежная, беззвучная, лишенная страхов и печалей, блаженная, исполненная удовлетворения, устойчивая, неподвижная, извечная, непоколебимая и постоянная".

Биджа-мантры – семена освобождения

ХАУМ – в этой мантре «ха» соответствует Шиве, а «ау» – Садашиве (буквально: «Всегда благой»). *Нада и бинду указывают на Того, кто рассеивает печаль. Мантра используется для прославления Владыки Шивы.

ДУМ – биджа Дурги, в которой «да» означает Дургу, «у» – защиту, нада – Мать Вселенной, а бинду – действие как результат почитания великой богини (восхваление или молитву).

КРИМ – биджа Кали, или Калики, в которой «ка» – это Кали, «ра» – Брахман, «и» – Махамайя, нада – Мать Вселенной, а бинду указывает на рассеивание печали.

ХРИМ – мантра Махамайи, или Бхуванешвари. «Ха» означает Шиву, «ра» – пракрити (материальную энергию), «и» – Махамайю (Великую Иллюзию), нада – Мать Вселенной, а бинду – рассеивание печали.

ШРИМ – мантра Махалакшми. «Ша» – это Махалакшми, «ра» – благоденствие, «и» – удовлетворение или удовольствие, нада – проявленный Брахман, бинду – рассеивание печали.

АИМ – биджа-мантра Сарасвати, в которой «аи» соответствует Сарасвати, а бинду – рассеиванию печали.

КЛИМ – Камабиджа. «Ка» означает Камадэву, Повелителя Желания, а также – Господа Кришну. «Ла» – это Индра, Правитель Небес и Повелитель Чувств, «и» – радость и удовлетворение. Нада и бинду указывают на Тех, кто приносит счастье и избавляет от печали.

ХУМ – в этой мантре «ха» – это Шива, а «у» – Бхайрава. Нада означает Величайший, а бинду – Рассеиватель печали.

ГАМ – биджа Ганеши, в которой «га» означает Ганешу, а бинду – рассеивание печали.

ГЛАУМ – также биджа Ганеши, в которой «га» - это Ганеша, «ла» - Всепроникающий, или Вездесущий, «ау» - великолепие или сияние, а бинду – рассеивание печали.

КШРАУМ – биджа Нрисимхи, гневного воплощения Вишну в образе человекольва. «Кша» — это Нрисимха, «ра» – Брахма, «ау» – торчащие вверх зубы, бинду – рассеивание печали. *нада и бинду – тонкие проявления звука

Живопись: Уджвала Ниламани

Комментарии

Читайте также