Новая волна

Прежде чем разработать свое направление в йоге, Джону Френду пришлось пройти долгий путь. Благодаря матери, которая серьезно практиковала йогу, он начал заниматься еще в возрасте восьми лет. Впоследствии Джон “перепробовал” самые разные стили: от аштанга-виньясы до йоги Айенгара, которую изучал и преподавал в течение многих лет.

Ключевым событием своей жизни Френд считает знакомство с Гурумайей Чидвиласанандой (ученицей Свами Муктананды, гуру сиддха-йоги), которое состоялось в 1989 году в Индии. “Выполняя асаны в ее ашраме, я впервые почувствовал, как на меня снизошла благодать”, – признается он. Тогда же Френд серьезно заинтересовался философией тантры – ему оказалась очень близка идея того, что в сердце каждого человека сокрыто божественное. Вскоре Френд понял, что стиль, который он преподает, – это не совсем йога Айенгара. “Гуруджи требует, чтобы его метод строго соблюдался, и он абсолютно прав, – говорит Джон. – Я же не просто преподавал йогу Айенгара – я знакомил учеников с тантрой. Что же это было? Следовало определиться”.

И Френд принялся за разработку собственного направления. Взяв за его основу наиболее близкие для себя концепции из разных школ йоги, он интегрировал их в единую систему. В результате в 1997 году появился уникальный стиль, в котором философия и практика гармонично дополняли друг друга. К названию школы Френд подошел серьезно. Посоветовавшись со специалистом в области религий, последователем тантристского учения Дугласом Бруксом, он остановился на санскритском термине “анусара” – “движение в потоке божественной благодати”.

 

1. Вирасана

Поза Героя
Настройтесь на практику в позе Героя. Встаньте на колени и разведите голени в стороны, колени вместе. Руками отведите икроножные мышцы наружу и опустите таз на пол между стопами. Если чувствуете дискомфорт в коленях или бедрах, садитесь на сложенное одеяло или кирпич. Выровняйте стопы так, чтобы они продолжали линию голеней. Прижмите внутренние края пяток к тазу. Сохраняйте естественный изгиб поясницы. Следите за тем, чтобы голова была на одной линии с тазом. Почувствуйте устойчивость в позе. Ощутите, как область пахов расслабляется и основание асаны становится более тяжелым и стабильным. Закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Ощутите стремление идти навстречу своей истинной природе. С каждым выдохом отпускайте напряжение. На вдохе чувствуйте внутренний свет, текущий из самых глубин, – он позволит выравниваться в асане без лишних усилий. Пребывайте в позе в течение 5 минут.

 

2. Празарита Падоттанасана

Наклон Вперед с Широко Расставленными Ногами
Расставьте ноги на ширину 120–150 см, стопы параллельны друг другу. Последовательно прижмите к полу четыре края стопы: подушечку под большим пальцем, внутренний край пятки, подушечку под мизинцем и внеш­ний край пятки. На вдохе активизируйте Мышечную энергию: направляйте мышцы ног к костям и стягивайте кости обеих ног друг к другу. Равномерно перемещайте Мышечную энергию от стоп к тазу. На вдохе перемещайте Органическую энергию вдоль ног, направляя ее из таза в пол. Поместите ладони на бедра и со вдохом поднимите грудную клетку вверх, удлинив бока. На выдохе наклонитесь вперед, прижав ладони к полу на ширине плеч и по возможности приведя их на одну линию со стопами. Задержитесь в асане на 10–15 циклов дыхания.

 

3. Уттхита Паршваконасана

Поза Вытянутого Угла в Сторону
Расставьте ноги на ширину 120–150 см. Слегка заверните левую стопу внутрь, а правую разверните наружу на 90°. Прижмите к полу четыре края стопы. На вдохе перемещайте Мышечную энергию вдоль ног от стоп к центру таза. На выдохе согните правую ногу в колене до прямого угла. Опустите кончики пальцев правой руки на пол с внешней стороны правой стопы. Поместите левую ладонь на левое бедро. Теперь активизируйте Внутреннюю спираль: заворачивайте ноги внутрь, удаляйте бедра и седалищные кости друг от друга и направьте их назад. Подключите Внешнюю спираль: опустите ягодицы вниз, втяните копчик и разверните ноги наружу, прижав к полу внешние края стоп. Вы почувствуете, что нижняя часть живота втягивается и поднимается от лобка к пупку. Вытяните левую руку над головой ладонью вниз, разверните область сердца к потолку. Распространяйте Органическую энергию от таза вверх к периферии через центральную линию тела. Оставайтесь в позе в течение 10–15 циклов дыхания, а затем выполните ее в другую сторону.

 

4. Сету Бандха Сарвангасана

Поза Моста
Ложитесь на спину и согните ноги в коленях, стопы на ширине таза. На вдохе направляйте боковые части ребер от талии к подмышкам. Чувствуйте, как плечи “стекают” к полу. С очередным вдохом прижмите стопы и задние поверхности плеч к полу. Поднимите бедра. Сцепите пальцы рук в замок, стягивая плечевые кости к позвоночнику. Со вдохом перемещайте Мышечную энергию от ладоней к плечам. Вытяните боковые части корпуса и создайте Плечевой узел. Для этого направьте область верхнего нёба назад так, чтобы затылок прижался к полу. Расслабьте и расширьте область горла – подбородок не должен соприкасаться с грудной клеткой. Направьте лопатки к талии, втянув их основания внутрь к области сердца. На каждом выдохе распространяйте Органическую энергию вдоль корпуса, направляя ее от верхнего нёба к коленям и стопам. Задержитесь в этом положении на 10–15 циклов дыхания.

 

5. Урдхва Мукха Шванасана

Поза Собаки Мордой Вверх
Ложитесь на живот, опустите лоб на пол. Поместите ладони на пол по обеим сторонам от грудной клетки. Сделайте вдох и почувствуйте, как дыхание заполняет пространство от талии до подмышек, а боковые части корпуса вытягиваются. Вспомните о принципе Удлинения боков: с каждым вдохом перемещайте Мышечную энергию от ладоней к плечам. Втяните лопатки. На вдохе поднимите плечи, грудную клетку и корпус, создавая Плечевой узел. Оторвите таз и бедра от пола, направив их вперед. С каждым вдохом удлиняйте бока и направляйте плечи как можно дальше назад. Совершая движение от области верхнего нёба, отведите голову назад. Опускайте лопатки к талии, втягивая их внутрь к области сердца. С каждым вдохом и выдохом распространяйте Органическую энергию вдоль корпуса, направляя ее от таза к макушке, а оттуда – наружу. Задержитесь в позе на 5–10 циклов дыхания.

 

6. Вирабхадрасана I

Поза Воина I
Разведите стопы на ширину 120–150 см. Заверните левую стопу внутрь на 45°, а правую разверните наружу на 90°. Разверните корпус и таз вправо. На каждом вдохе поднимайте боковые части корпуса от талии вверх к потолку. Направляйте Мышечную энергию к тазу от стоп и кончиков пальцев рук. Согните правую ногу в колене до прямого угла, передняя поверхность правого бедра параллельна полу. Заворачивайте левую ногу внутрь, расширяя левую ягодицу. Разворачивайте правую ногу наружу, направляя складку между корпусом и правым бедром назад и вниз. На выдохе распространяйте Органическую энергию вдоль ног от таза к стопам. С каждым выдохом удлиняйте боковые части корпуса. Создайте Плечевой узел: отклоните голову назад, совершив это движение от области верхнего нёба, и посмотрите вверх. Вытяните руки к потолку, разверните ладони друг к другу и поднимите грудную клетку. С каждым вдохом и выдохом перемещайте Органическую энергию от точки фокуса (центра таза) вниз вдоль ног. Задержитесь в этом положении на 5–10 циклов дыхания, а затем выполните асану в другую сторону.

Джон и философский камень

Анусара-йога проста и недогматична. Это делает ее привлекательной для тех, кто стремится к внутреннему росту, но при этом не приемлет строгих правил. Цель анусара-йоги – пробудить в нас радость и дать возможность поделиться ею с окружающими. Поэтому на занятиях царит жизнерадостная атмосфера, а иногда и откровенное веселье. В то же время Френда нельзя обвинить в поверхностности – не случайно он пригласил в свою команду Дугласа Брукса и других ученых. “Анусара взяла на себя очень рискованную задачу – поставить духовный поиск во главу угла практики, – говорит Брукс. – Анусара-йога – это не программа по фитнесу, а настоящий образ жизни”. В основу философии нового направления была положена тантристская традиция раджанака, согласно которой все в мире имеет божественную природу, сокрытую, однако, от наших глаз. Обнаружить ее помогают самопознание и духовные прозрения.

“В классической традиции йоги тело воспринимается как проблема – то, с чем необходимо разобраться, – говорит Брукс. – В тантре же тело, как и все остальное во Вселенной, рассматривается как нечто божественное”. Тантра-йога относится к чув­ствен­ной природе человека с почтением и не ставит своей целью научить практикующих доминировать над ней. Краеугольный камень философии йоги – это не свобода от воплощения, а свобода в во­пло­ще­нии. “Тело – это торжество божественного, а воплощение – драгоценный шанс пробудить свой потенциал, чтобы узреть божественное во всем”, – уверен Брукс.

Методический класс

Определившись с философией, Френд принялся за разработку основополагающих принципов метода. Пытаясь подстроить их под нужды своих соотечественников, которые прежде всего ценят скорость, простоту и предельную ясность, Френд свел свою систему к трем основопо­лагающим принципам: действие, вы- равнивание и правильное отноше­ние к практике. Практикующий ану­са­ра-йогу использует действие (ес­те­ст­вен­ный поток энергии в теле), чтобы выразить свое отношение (силу серд­ца) через выравнивание те­ла (осознание того, что части тела в сво­ей взаимосвязи образуют целое). Биомеханический подход Френда основан на многолетнем опыте изучения и преподавания йоги, главным образом йоги Айенгара. Френду удалось свести полученную информацию в простую компактную систему.

“Во многих школах йоги преподаватель дает огромное количество детальных инструкций касательно каждой позы, но многие из них можно свести к общим принципам, – говорит Френд. – Например, кость бедра движется назад в любой асане. Мне показалось, что обобщение нюансов может сделать практику гораздо эффективнее. И я не ошибся – сейчас я могу обучить человека за один день тому, на что у меня ушли годы”. Изучив биомеханическую основу асан, Френд сформулировал Универсальные принципы выравнивания. Они базируются на системе узлов и спиралей (см. “Принципиальный вопрос”, с. ХХ), уравновешивающих так называемую Мышечную энергию. Эта энергия активизируется на вдохе, когда мы сокращаем мышцы и направляем их к костям, делая позу более компактной. Движение Мышечной энергии уравновешивается Органической энергией, которая активизируется на выдохе во время вытяжения и расширению пространства в теле.

“В йоге нет иерархии – учитель не должен держать всю информацию при себе, – уверен Френд. – Знакомясь с принципами, вы получаете гораздо больше возможностей. Чтобы двигаться вперед, вам не придется два года стоять в позе Треугольника”. Действие в анусара-йоге, так же как и выравнивание, связано с биомеханикой. Оно должно быть таким, чтобы потоки Мышечной и Органичной энергий уравновешивали друг друга. Равновесие двух разнонаправленных энергий важно, поскольку излишек Органической энергии приводит к чрезмерной расслабленности и гибкости, которые могут вызвать разрыв тканей, а из-за избытка Мышечной энергии нам приходится прилагать излишние усилия и перенапрягаться. Правильное отношение как прин­цип анусара-йоги – это намерение плюс духовная экспрессия, которые обнаруживают себя в самом сердце асаны. Это желание осознать и пробудить свою божественную природу.

Учат в школе

Простота и глубина метода вместе с чувством юмора и доброжелательностью его создателя сделали свое дело: критиков у Френда совсем немного. А вот поклонников, напротив, с каждым годом становится все больше и больше. Конечно, эффективность преподавания зависит не только от методики, но и от учителя. Поэто­му Джон старается создать высокие стандарты сертификации. Основные условия для претендентов – четыре года практики, один год преподавания, 250 часов занятий под руководством сертифицированного преподавателя анусара-йоги (включая 100 часов практики с Джоном Френдом), а также прохождение недельного тренинга для будущих учителей. Далее необходимо сдать письменный экзамен, а также предоставить комиссии видеозапись с практикой и проводимым уроком. Классы анусара-йоги не имеют четкой структуры – все зависит от творческого потенциала учителя. Главное – помнить о методе и вести занятия “от души”.

Принципиальный вопрос

Краеугольный камень анусара-йоги – понимание того, что наша истинная природа есть бо­же­ствен­ная любовь и красота, а асаны – способ соприкоснуться с неиссякаемым источником ра­до­сти внутри себя. Это понимание становится глубже и полнее, когда мы последовательно применяем во время практики Универсальные принципы выравнивания. Эти принципы дополняются второстепенными, которые в еще большей степени способствуют правильному выполнению асаны. В каждой из описанных поз упоминаются один-два универсальных принципа, но важно помнить о всех пяти. Последовательно переходя от одного принципа к другому, не нарушайте предыдущий – так вы гарантируете себе абсолютный эффект. Джон Френд

Универсальные принципы выравнивания

Открытость благодати. Стремление окунуться в поток высшего сознания телом и душой. Отношение к практике с любовью и преданностью.
Мышечная энергия. Перемещается от периферии тела к точке фокуса (см. ниже). Активизируется при сокращении мышц. Способствует стабильности, силе и интеграции.
Внутренняя спираль. Бесконечно расширяющаяся энергетическая спираль, которая разворачивается от центральной линии тела к периферии. Начинается от стоп и движется вверх к талии через таз. Вращает ноги внутрь, направляет бедра назад, расширяет таз и область бедер.
Внешняя спираль. Бесконечно сужающаяся спираль, энергия которой движется к центральной линии тела. Начинается от талии, минует копчик, бедра и направляется к стопам. Вращает ноги наружу, направляет копчик и бедра вперед, приводит таз и бедра друг к другу.
Органическая энергия. Распростра­ня­ет­ся наружу из точки фокуса к пери­ферии через центральную линию тела. Расширяет пространство в теле, улучшает гибкость и дарит ощущение свободы.

Второстепенные принципы

Точка фокуса. Место средоточения силы в теле. Сюда устремляется Мышечная энергия и отсюда распространяется Органическая. Существуют три точки фокуса: центр таза, основание области сердца и верхнее нёбо. В каждой из асан активна только одна – та, которая располагается ближе к центру тяжести. В тех асанах, где вес равномерно распределен между тремя точками, точкой фокуса по умолчанию становится центр таза.
Удлинение боков. Интенсивное вытяжение боковых частей ребер.
Плечевой узел. Один из семи энергетических узлов в теле. Берет начало в верхнем нёбе, протягивается вниз к основанию черепа, а оттуда – вдоль спины к основанию лопаток. При этом голова слегка откидывается назад, а лопатки направляются вдоль позвоночника к талии. В основании лопаток линия узла начинает изгибаться вперед и вверх. Это происходит за счет втягивания нижних краев лопаток внутрь к области сердца. Дальше восходящая линия узла движется вдоль грудной клетки, поднимая ее вверх, и вдоль горла, расширяя его, а затем возвращается к нёбу.
Свет внутреннего тела. Движение жизненной энергии изнутри тела наружу. Должен формироваться, когда вы открываетесь благодати и ощущаете всю полноту внутреннего Я.

Читайте также