Новая волна
Прежде чем разработать свое направление в йоге, Джону Френду пришлось пройти долгий путь. Благодаря матери, которая серьезно практиковала йогу, он начал заниматься еще в возрасте восьми лет. Впоследствии Джон “перепробовал” самые разные стили: от аштанга-виньясы до йоги Айенгара, которую изучал и преподавал в течение многих лет.
Ключевым событием своей жизни Френд считает знакомство с Гурумайей Чидвиласанандой (ученицей Свами Муктананды, гуру сиддха-йоги), которое состоялось в 1989 году в Индии. “Выполняя асаны в ее ашраме, я впервые почувствовал, как на меня снизошла благодать”, – признается он. Тогда же Френд серьезно заинтересовался философией тантры – ему оказалась очень близка идея того, что в сердце каждого человека сокрыто божественное. Вскоре Френд понял, что стиль, который он преподает, – это не совсем йога Айенгара. “Гуруджи требует, чтобы его метод строго соблюдался, и он абсолютно прав, – говорит Джон. – Я же не просто преподавал йогу Айенгара – я знакомил учеников с тантрой. Что же это было? Следовало определиться”.
И Френд принялся за разработку собственного направления. Взяв за его основу наиболее близкие для себя концепции из разных школ йоги, он интегрировал их в единую систему. В результате в 1997 году появился уникальный стиль, в котором философия и практика гармонично дополняли друг друга. К названию школы Френд подошел серьезно. Посоветовавшись со специалистом в области религий, последователем тантристского учения Дугласом Бруксом, он остановился на санскритском термине “анусара” – “движение в потоке божественной благодати”.
1. ВирасанаПоза Героя | |
2. Празарита ПадоттанасанаНаклон Вперед с Широко Расставленными Ногами | |
3. Уттхита ПаршваконасанаПоза Вытянутого Угла в Сторону | |
4. Сету Бандха СарвангасанаПоза Моста | |
5. Урдхва Мукха ШванасанаПоза Собаки Мордой Вверх | |
6. Вирабхадрасана IПоза Воина I |
Джон и философский камень
Анусара-йога проста и недогматична. Это делает ее привлекательной для тех, кто стремится к внутреннему росту, но при этом не приемлет строгих правил. Цель анусара-йоги – пробудить в нас радость и дать возможность поделиться ею с окружающими. Поэтому на занятиях царит жизнерадостная атмосфера, а иногда и откровенное веселье. В то же время Френда нельзя обвинить в поверхностности – не случайно он пригласил в свою команду Дугласа Брукса и других ученых. “Анусара взяла на себя очень рискованную задачу – поставить духовный поиск во главу угла практики, – говорит Брукс. – Анусара-йога – это не программа по фитнесу, а настоящий образ жизни”. В основу философии нового направления была положена тантристская традиция раджанака, согласно которой все в мире имеет божественную природу, сокрытую, однако, от наших глаз. Обнаружить ее помогают самопознание и духовные прозрения.
“В классической традиции йоги тело воспринимается как проблема – то, с чем необходимо разобраться, – говорит Брукс. – В тантре же тело, как и все остальное во Вселенной, рассматривается как нечто божественное”. Тантра-йога относится к чувственной природе человека с почтением и не ставит своей целью научить практикующих доминировать над ней. Краеугольный камень философии йоги – это не свобода от воплощения, а свобода в воплощении. “Тело – это торжество божественного, а воплощение – драгоценный шанс пробудить свой потенциал, чтобы узреть божественное во всем”, – уверен Брукс.
Методический класс
Определившись с философией, Френд принялся за разработку основополагающих принципов метода. Пытаясь подстроить их под нужды своих соотечественников, которые прежде всего ценят скорость, простоту и предельную ясность, Френд свел свою систему к трем основополагающим принципам: действие, вы- равнивание и правильное отношение к практике. Практикующий анусара-йогу использует действие (естественный поток энергии в теле), чтобы выразить свое отношение (силу сердца) через выравнивание тела (осознание того, что части тела в своей взаимосвязи образуют целое). Биомеханический подход Френда основан на многолетнем опыте изучения и преподавания йоги, главным образом йоги Айенгара. Френду удалось свести полученную информацию в простую компактную систему.
“Во многих школах йоги преподаватель дает огромное количество детальных инструкций касательно каждой позы, но многие из них можно свести к общим принципам, – говорит Френд. – Например, кость бедра движется назад в любой асане. Мне показалось, что обобщение нюансов может сделать практику гораздо эффективнее. И я не ошибся – сейчас я могу обучить человека за один день тому, на что у меня ушли годы”. Изучив биомеханическую основу асан, Френд сформулировал Универсальные принципы выравнивания. Они базируются на системе узлов и спиралей (см. “Принципиальный вопрос”, с. ХХ), уравновешивающих так называемую Мышечную энергию. Эта энергия активизируется на вдохе, когда мы сокращаем мышцы и направляем их к костям, делая позу более компактной. Движение Мышечной энергии уравновешивается Органической энергией, которая активизируется на выдохе во время вытяжения и расширению пространства в теле.
“В йоге нет иерархии – учитель не должен держать всю информацию при себе, – уверен Френд. – Знакомясь с принципами, вы получаете гораздо больше возможностей. Чтобы двигаться вперед, вам не придется два года стоять в позе Треугольника”. Действие в анусара-йоге, так же как и выравнивание, связано с биомеханикой. Оно должно быть таким, чтобы потоки Мышечной и Органичной энергий уравновешивали друг друга. Равновесие двух разнонаправленных энергий важно, поскольку излишек Органической энергии приводит к чрезмерной расслабленности и гибкости, которые могут вызвать разрыв тканей, а из-за избытка Мышечной энергии нам приходится прилагать излишние усилия и перенапрягаться. Правильное отношение как принцип анусара-йоги – это намерение плюс духовная экспрессия, которые обнаруживают себя в самом сердце асаны. Это желание осознать и пробудить свою божественную природу.
Учат в школе
Простота и глубина метода вместе с чувством юмора и доброжелательностью его создателя сделали свое дело: критиков у Френда совсем немного. А вот поклонников, напротив, с каждым годом становится все больше и больше. Конечно, эффективность преподавания зависит не только от методики, но и от учителя. Поэтому Джон старается создать высокие стандарты сертификации. Основные условия для претендентов – четыре года практики, один год преподавания, 250 часов занятий под руководством сертифицированного преподавателя анусара-йоги (включая 100 часов практики с Джоном Френдом), а также прохождение недельного тренинга для будущих учителей. Далее необходимо сдать письменный экзамен, а также предоставить комиссии видеозапись с практикой и проводимым уроком. Классы анусара-йоги не имеют четкой структуры – все зависит от творческого потенциала учителя. Главное – помнить о методе и вести занятия “от души”.
Принципиальный вопрос
Краеугольный камень анусара-йоги – понимание того, что наша истинная природа есть божественная любовь и красота, а асаны – способ соприкоснуться с неиссякаемым источником радости внутри себя. Это понимание становится глубже и полнее, когда мы последовательно применяем во время практики Универсальные принципы выравнивания. Эти принципы дополняются второстепенными, которые в еще большей степени способствуют правильному выполнению асаны. В каждой из описанных поз упоминаются один-два универсальных принципа, но важно помнить о всех пяти. Последовательно переходя от одного принципа к другому, не нарушайте предыдущий – так вы гарантируете себе абсолютный эффект. Джон Френд
Универсальные принципы выравнивания
Открытость благодати. Стремление окунуться в поток высшего сознания телом и душой. Отношение к практике с любовью и преданностью.
Мышечная энергия. Перемещается от периферии тела к точке фокуса (см. ниже). Активизируется при сокращении мышц. Способствует стабильности, силе и интеграции.
Внутренняя спираль. Бесконечно расширяющаяся энергетическая спираль, которая разворачивается от центральной линии тела к периферии. Начинается от стоп и движется вверх к талии через таз. Вращает ноги внутрь, направляет бедра назад, расширяет таз и область бедер.
Внешняя спираль. Бесконечно сужающаяся спираль, энергия которой движется к центральной линии тела. Начинается от талии, минует копчик, бедра и направляется к стопам. Вращает ноги наружу, направляет копчик и бедра вперед, приводит таз и бедра друг к другу.
Органическая энергия. Распространяется наружу из точки фокуса к периферии через центральную линию тела. Расширяет пространство в теле, улучшает гибкость и дарит ощущение свободы.
Второстепенные принципы
Точка фокуса. Место средоточения силы в теле. Сюда устремляется Мышечная энергия и отсюда распространяется Органическая. Существуют три точки фокуса: центр таза, основание области сердца и верхнее нёбо. В каждой из асан активна только одна – та, которая располагается ближе к центру тяжести. В тех асанах, где вес равномерно распределен между тремя точками, точкой фокуса по умолчанию становится центр таза.
Удлинение боков. Интенсивное вытяжение боковых частей ребер.
Плечевой узел. Один из семи энергетических узлов в теле. Берет начало в верхнем нёбе, протягивается вниз к основанию черепа, а оттуда – вдоль спины к основанию лопаток. При этом голова слегка откидывается назад, а лопатки направляются вдоль позвоночника к талии. В основании лопаток линия узла начинает изгибаться вперед и вверх. Это происходит за счет втягивания нижних краев лопаток внутрь к области сердца. Дальше восходящая линия узла движется вдоль грудной клетки, поднимая ее вверх, и вдоль горла, расширяя его, а затем возвращается к нёбу.
Свет внутреннего тела. Движение жизненной энергии изнутри тела наружу. Должен формироваться, когда вы открываетесь благодати и ощущаете всю полноту внутреннего Я.