Наука сна
Посреди невероятно синего океана я плыл на спине кита, самозабвенно играл с плавниками больших белых акул и дразнил гигантского кальмара. Однако буквально за миг до этого чудного видения меня мучил привычный детский кошмар, в котором я снова и снова падал в чудовищную акулью пасть. Просто теперь все было иначе: я осознал, что сплю, и превратил дурной сон в нечто прекрасное. Утром меня переполняли эмоции, а прежний кошмар исчез навсегда.
Так я впервые пережил «ясное сновидение» – состояние, в котором человек сохраняет осознанность во время глубокого сна и может контролировать происходящее, меняя сценарий по собственному желанию. «Сон ясности», или йога сновидения, вызывает на Западе все больший интерес. Эта практика веками оттачивалась буддистами и даосами, которые использовали ее как ключ к просветлению. Йоги, в свою очередь, полагают, что «телу сновидения» проще постичь такие тонкие явления, как чакры и энергетические каналы. Техника осознанного сна применялась ими для выполнения асан, медитации и общения с духовными наставниками. Но все же главная задача этого искусства – открыть нам глаза на то, что реальность, так же как и сон, рождается в нашем уме. Если вы научитесь распознавать иллюзию во сне, вам будет проще увидеть иллюзорную природу реальности.
Во сне и наяву
Заинтересовавшись йогой сновидений, западные ученые нашли для нее немало применений в повседневной жизни. Тщательное изучение и свидетельства практикующих убедили их в том, что подобное измененное состояние сознания помогает стимулировать творческую энергию, бороться с фобиями и вредными привычками, а также добиваться успеха на любом поприще. Исследователи, изучающие мозговую активность во время сна, предполагают, что природа этого метода сродни так называемой творческой визуализации, только оказывает больший эффект, потому что сон мы ощущаем всем своим существом, а значит, влияние его на тело и разум гораздо мощнее.
Ну и, наконец, практика ясного сновидения просто незаменима в борьбе с негативными эмоциями. Предположим, вам снится кошмар с чудовищем «в главной роли», которое вы распознаете как образ страха за отношения с любимым человеком. В этом случае сам факт проведения такой аналогии оказывает целительное воздействие. Существенное отличие заключается в том, что только в ясном сновидении монстра можно победить или преобразить, как вам вздумается.
«Если, увидев кошмар, вы проснулись, значит, проблема так и осталась нерешенной, – уверен психофизиолог Стивен Лаберже. – Только оставаясь наедине со своими страхами и принимая вызов, вы сможете разрешить проблему и исцелиться».
Лаберже – автор многих открытий в этой области. В конце 1970-х именно его плодотворная работа в Стэнфорде доказала, что ясное сновидение не просто распространенное явление, но и особый метод, научиться которому может каждый. «Для подобной практики йогам не требовалось специальных знаний о неврологии, – отмечает он. – Научные исследования нужны только для того, чтобы говорить с европейцами на их языке».
Лаберже выяснил, что участки мозга, работающие в часы бодрствования, иногда активизируются и во сне. Например, в ходе очередного эксперимента один из участников во сне испытал оргазм, при этом реакции мозга ничем не отличались от обычных. «Это и есть основной принцип, – подытоживает ученый, – который делает сны такими реальными и позволяет ясному сновидению превратиться в эффективный инструмент для творческой визуализации».
28-летний солист группы Speed of Life («Скорость жизни») Джон Зэй Маскио признается, что йога сна, которой он овладел около восьми лет назад, перевернула его жизнь. Когда Джону стало трудно брать высокие ноты, он решил попрактиковаться во сне. В ясном сновидении к нему явилась молодая преподавательница вокала, и музыкант обратился к ней за помощью. Девушка посоветовала ему расслабить гортань и позволить звуку литься свободно.
На следующий день во время репетиции он ослабил напряжение голосовых связок и в результате почувствовал себя намного комфортнее. Этот опыт хоть и не изменил его голос в одночасье, но помог понять, как именно следует работать с вокалом в дальнейшем.
Для многих поклонников практики стало возможным даже физическое исцеление. Исследователь Эд Келлог во сне излечил себя от хронического тонзиллита и теперь собирает свидетельства о других похожих случаях. «Порой мне кажется, что я вошел в «Матрицу», – говорит Келлог, – и я до сих пор не знаю, насколько глубока «кроличья нора».
Сны о чем-то большем
Стоит обучиться технике ясного сна – и границы реальности в самом деле исчезают. Но, как и с другими практиками, не лишним было бы помнить о ее истоках. Адепты йоги сновидения использовали ее не для острых ощущений, а как способ «проснуться» в широком смысле слова.
Мое первое знакомство с практикой состоялось в канадском ритрите под руководством инструктора по медитации Стивена Тэйнера, долго изучавшего буддизм и даосизм, а также написавшего труд по йоге сновидения. За пять дней обучения я пережил только один опыт осознанного сна и страстно жаждал продолжения. Однажды ночью мне даже приснилось, что я ищу его в бакалейной лавке и страшно жалею, что это не товар, который можно вот так запросто купить. Можете себе представить, как Тэйнера позабавили мои злоключения. «По существу, в осознанном сновидении нет ничего особенного, – успокоил меня он, – это просто еще один инструмент, который помогает нам лучше понять свою природу».
Конечно, он был прав, поэтому я решил прекратить свои лихорадочные поиски. И в ту же ночь все получилось! Мне снилось, что я на пикнике, но не очень хорошо понимаю, кто я такой. Тело казалось чужим, словно инородная, ненужная оболочка. «Как странно, – думал я, – видеть этот сон чужими глазами, тогда как на самом деле всё происходящее – мое собственное творение. Люди, камни и трава – все это я».
На следующее утро во время пробежки на меня вновь нахлынули чувства из того видения. Я вдруг понял, что, как и во сне, все, что меня окружает, – это я. Деревья, море и небо, казалось, были моим телом. Тут ко мне подбежал черный щенок, пушистый, как медвежонок гризли, и я остановился поиграть с ним. Пока он кувыркался и покусывал меня за руки, я четко осознал, что он тоже был моим продолжением. На ум пришел дзен-буддистский коан «Обладает ли собака природой Будды?», и я рассмеялся. Так вот о чем говорили йоги ясного сновидения! Полагаю, чем глубже исследователи будут постигать тайны этого метода, тем больше способов применения они ему найдут. Но я убежден, что, используя йогу сновидения как инструмент пробуждения от самого глубокого сна – сна жизни, – мы совершим свое главное открытие.