На свет
Будда Шакьямуни, первый просветленный нашей эпохи, обнаружив свою истинную природу более 2500 лет назад в Индии, не собирался проповедовать, полагая, что никто не сможет постичь это учение.
Наверняка этот факт у многих вызывает недоумение и разного рода вопросы. Но представим себя на его месте: как Будда, вы оставляете родной дом — роскошный дворец, становитесь отшельником, имея при себе только посох и чашу для подаяний, затем превращаетесь в аскета, съедающего по одному рисовому зернышку в день. И при этом неустанно годами ищете смысл бытия. Вы — первопроходец на этом пути. Нет ни подсказок, ни грантов на исследование, ни книг, ни лаборантов-помощников…
Открыв для себя истину, Будда молчал 49 дней. И его можно понять: кому и как можно описать этот в высшей степени трудный путь? Неужели найдутся те, кто поймет и поверит, что избавиться от страданий возможно и что их корень находится исключительно в человеческом уме?
Согласно легенде, божества Индра и Брахма обратились к Будде с просьбой даровать учение на благо всех существ. И это прошение богов сподвигло Будду к тому, чтобы произнести первую проповедь в Оленьей роще в Сарнатхе.
Меньше слов, больше дела
Один из учеников Будды однажды спросил учителя, есть ли у Вселенной начало и конец. Будда ответил так: «Представь, что кто-то запустил в тебя стрелу. Что ты будешь делать, раненый и истекающий кровью? Прежде всего ты должен обратиться к лекарю и извлечь стрелу из своего тела. Но если ты станешь рассуждать о том, кто запустил в тебя эту стрелу, откуда она прилетела и каков был лук, заряженный той стрелой, то умрешь скорее, чем получишь ответы. Существует множество учений, которые можно применять на практике, но часто мы теряем время попусту, задавая ненужные вопросы».
В этой притче заложен один из важнейших принципов буддийского учения — практика без лишних слов. Однако тем, кто еще не приступил к практике, задавать вопросы, интересоваться и изучать не только можно, но и нужно.
Три пути, или с чего начать
• Путь кармы. Буддизм основан на представлении о реинкарнации. Импульсы из прошлых жизней, определенные кармические отпечатки могут подтолкнуть вас к какому-то направлению. Оно естественным образом окажется наиболее понятным, и вы легко найдете в нем ответы.
• Путь интуиции. Однако если вы сомневаетесь в самой идее перерождения, то можете воспринимать выбор метода как интуитивное притяжение к определенному виду практики.
• Путь познания. Тем же, кто не испытывает ничего подобного, следует изучить доступную информацию и попробовать различные методы. А лучше всего посмотреть на живой пример, который по-настоящему вдохновляет, и решить, хотите ли вы быть похожи на этого человека.
О школах
Будда обучал различным аспектам духовного пути. Исторически случилось так, что одна из традиций — Тхеравада — была записана на языке пали и распространялась в первую очередь на Шри-Ланке и в Юго-Восточной Азии. В ней делается огромный упор на практику осознанности и монашеский образ жизни.
Другая традиция изначально основывалась на санскритских источниках и передавалась из центральной Азии в Китай, а оттуда — в Корею, Японию и Вьетнам. Эта традиция известна как Махаяна. Восточноазиатский буддизм Махаяны разделяется на две главные формы: дзен, акцентирующий внимание на строгих медитативных практиках для прорыва к смыслу реальности, и традиция Чистой земли, последователи которой многократно повторяют мантры, стремясь таким образом переродиться в следующей жизни в Чистой земле, то есть в раю. Считается, что там условия в наибольшей степени благоприятствуют достижению просветления.
Другая волна буддизма Махаяны, также основанная на санскритских источниках, распространялась из Индии в Непал и Тибет, а оттуда — в Бутан, Монголию, Бурятию, Калмыкию и Туву. Эта традиция сохраняет все достижения индийского буддизма и строится на логическом подходе к буддийскому учению, системе дебатов, а также на представленных во всей полноте и целостности тантрических практиках. Тантра подразумевает использование воображения и работу с различными образами Будд со множеством лиц, рук, ног и так далее. Также в Тибет, в отличие от Китая, пришла тантрическая традиция работы с внутренними энергиями, чакрами и каналами, которые используются для достижения наиболее тонкого уровня ума.
Все традиции буддизма дают инструменты для достижения просветления, но отличительной чертой именно Махаяны является целенаправленное достижение полного просветления ради блага всех живых существ.
Самая суть
По мере того как буддизм распространялся по миру, наслаивающиеся культурные особенности, которые в нем накапливались, делали его все более сложным для понимания. Такие свойственные теистическим религиям внешние атрибуты, как использование благовонных курительных свечей, колокольчиков, красочных головных уборов, привлекают внимание людей, но в то же время могут стать препятствиями на пути. Принимая все это за буддизм, люди нередко упускают из виду его суть.
Сущность буддизма можно выразить двумя предложениями, в которых заложены четыре благородные истины, открытые людям Буддой: «У страдания есть причина. Устраняя причину — устраняю страдание». Другими словами: старайтесь помогать другим, а если не можете помочь — хотя бы не вредите. Тут можно возразить, что эти принципы применимы к любому духовному пути, не только к буддизму. И тем не менее у буддизма есть одна уникальная особенность — следование закону причинно-следственной связи.
Тест буддиста
Вы можете родиться в совершенно небуддийской стране, в небуддийской семье, не носить особые одежды и не брить голову, есть мясо, обожать Мадонну и не пропускать ни одного концерта Depeche Mode. Эти факторы вовсе не означают того, что вы не можете быть буддистом. Настоящий буддист признает, что:
• все непостоянно;
• все эмоции — страдание;
• все вещи не имеют независимого бытия (то есть подчинены закону причинно-следственной связи);
• нирвана есть покой.
Есть и другое определение буддиста: это тот, кто делает все возможное ради выхода из сансары (колеса страданий и перерождений) и достижения состояния Будды. Главной его мотивацией при этом является помощь всем живым.
Буддизм — религия?
Здесь будет полезно привести то определение, которое предлагает Его Святейшество Далай-лама XIV, разделяющий буддизм на:
• буддийскую науку;
• буддийскую философию;
• буддийскую религию.
Буддийская наука соотносится с психологией и обращена к миру эмоций. Она объясняет, как контролировать негативные эмоции, как работать с проблемами, возникающими в процессе сосредоточения. Этот аспект буддизма полезен всем без исключения.
Буддийская философия говорит о природе реальности и призвана помочь людям преодолеть неправильные представления о мироустройстве. Она опирается на логику и также может быть полезна всем. Как развивается буддийское рассуждение, можно рассмотреть на примере досужего утверждения: «Все мужчины — с Марса, а женщины — с Венеры». Если обыватель с этим сравнением согласится, то мысль буддиста будет развиваться примерно так: «Утверждение дает ключ лишь к некоторым и без того вполне очевидным причинам и условиям разлада, но отнюдь не затрагивает многих скрытых факторов в межполовых взаимоотношениях».
Буддийская религия предлагает различные методы достижения благих перерождений, освобождения от бесконечно возникающего из жизни в жизнь круга проблем и, в конечном итоге, обретения просветления. Этот подход к буддизму предназначен для тех, кто хочет следовать буддизму как религии.
Те, кто практикует буддизм как религию, обычно изучают одновременно и буддийскую науку, и философию. Те же, кто сосредотачивается на буддийской философии и науке, не обязательно должны исповедовать буддийскую религию.
Кто главный?
Многие ошибочно думают, что Будда — это бог буддистов. Даже среди тех, кто живет в так называемых буддийских странах — Корее, Японии и Бутане, — есть подобное представление о Будде и буддизме. Однако сам Будда указывал, что нужно чтить не человека, а мудрость, которой он учит. «Созерцайте состояние просветления, но не меня», — сказал он.
В отличие от христианства, иудаизма и ислама, буддизм не основывается на исторических фактах. Он не зависит от одной личности или мессии, который некогда явился и указал путь спасения. Каждый из нас может самостоятельно понять смысл реальности, не опираясь ни на какие исторические факты.
Однако в буддизме огромную роль играет духовный учитель. Да, основателем учения вне всяких сомнений считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Но в данный момент у нас нет к нему доступа. Потому ученикам необходим мастер, который направит их по духовному пути. Многие согласятся с тем, что самый высококвалифицированный из ныне живущих учителей — Его Святейшество Далай-лама XIV.
Понятие ада
В буддизме говорится, что, причиняя другим существам боль и страдания, мы тем самым создаем кармическую причину для возникновения аналогичных страданий в будущем. Это не наказание, а механическое действие закона причинно-следственной связи. Вам придется переживать то, что вы создали.
Ум может испытывать различные переживания — от счастья до сильной боли. Например, что касается зрения, слуха или обоняния, здесь человеческие способности ограниченны: мы можем переживать не весь спектр ощущений (ведь собака слышит и обоняет гораздо больше, чем человек).
Диапазон ощущений ограничен нашим телом. Доходя до определенного болевого порога, люди теряют сознание, то есть тело не может переживать слишком сильную боль. Таким образом, под царством ада в буддизме подразумевается состояние, в котором находится сознание, не ограниченное человеческим телом и способное переживать гораздо более сильную боль и огромные страдания.
Понятие просветления
Просветление означает окончание круга воплощений (рождений и смертей) и полную реализацию, в которой уничтожены самые тонкие следы неведения относительно природы реальности.
К сожалению, словами трудно описать просветление: слова порождают искажения, поэтому и существует так много заблуждений о нирване. С этим ничего поделать нельзя. Не думайте, что где-то существует единственно точное описание просветления! Это состояние можно сравнить с пробуждением от ночных сновидений. Во сне ум вовлечен в существование в иллюзии и сам не осознает этого — ведь сновидение казалось настолько настоящим, что вопрос о его реальности просто не возникал. Но вот вы проснулись и поняли, что это был просто мираж.
Благодарим буддолога, доктора философии Гарвардского университета Александра Берзина за помощь в написании статьи. На сайте www.berzinarchives.com есть большой русскоязычный раздел, в котором содержится достоверная и объективная информация о буддийском учении.