Куда приводят мечты

Несмотря на знаменитое заявление Пикассо «Все, что можно вообразить, реально», большинство взрослых людей все же проводит грань между «настоящим» и «воображаемым» миром. «Настоящее» – это «родная» для среднестатистического человека, обыденная реальность линейного времени и трехмерного пространства. В отличие от обитателей индуистских и буддийских раев или персонажа Джета Ли из фильма «Герой», который сражается с противником в своем воображении, немногие могут материализовать собственные намерения силой мысли. Жизнь показывает, что как бы сильно мы чего-то ни хотели, какие бы яркие картины ни рисовали в своем сознании, нам не получить новую работу и не вылечить язву, не предприняв к этому практических шагов.

Но даже скептики признают, что и обратное тоже справедливо. Любая трансформация начинается с движения мысли. Всем изменениям в жизни, как во внешней, так и во внутренней, предшествует акт воображения. Сделайте рывок Воображение – способность создавать мысленные образы без опоры на чувственное восприятие – пожалуй, совершеннейший инструмент проявления возможностей человеческого сознания. Чтобы трансформировать себя и окружающий мир, нам нужно сделать рывок от привычного в область неизвестного. Первый шаг к этому – вообразить будущее, отличное от прошлого, самоощущение, отличающееся от того, что у нас есть сейчас. Воображение помогает нам перестроить себя изнутри, устранив внутренние шаблоны, создающие препятствия для личностного роста и развития. Когда нам удается с помощью воображения прийти к новому видению себя, наши отношения с жизнью тоже меняются. Если вы, допустим, представляете себя свободным от страданий, то делаете шаг вперед к этой свободе.

Тонкие уровни воображения приближены к изначальному источнику созидательной силы. Его называют по-разному: высший разум, коллективное бессознательное, поле чистых потенциальных возможностей, провидение, дао. Воображение способно помочь нам установить контакт с вселенской “кладовой” вдохновения и озарений, откуда берут начало осеняющие нас гениальные идеи, первые строки стихов и прозрения относительно своей истинной природы.

Представь свой мир

Великие поэты и научные мыслители неоднократно описывали мистерию озарений. Джон Китс утверждал, что все его лучшие стихотворения были ему «ниспосланы силой, подобной волшебству». Воображение – это дверь в миры за пределами обыденного сознания. В тантрических учениях говорится, что человеческий дар воображения – это проявление силы бесконечного сознания, облеченной в форму индивидуальности. Высшее абсолютное сознание представляет и творит миры внутри себя. Наше воображение делает то же самое, но в меньшем масштабе.

Йога Васиштха, ключевой текст Веданты, предвосхищающий квантовую физику и теорию струн, описывает наш так называемый реальный мир как порождение божественной игры воображения. Материя, из которой состоит наш мир, – это проявленная форма сознания, или тонкой энергии, и мы позволяем ему быть, просто веря в него. В Шива-сутре утверждается, что осознавший эту истину и практикующий в соответствии с ней йогин способен «перестроить» эти частички сознания и материализовать любую вещь или явление. Конечно же, большинству из нас до этого далеко. Скорее всего, наше воображение функционирует хаотично и неосознанно; это бурлящий котел случайных фантазий и обрывочных намерений. Занимаясь практикой, которую я называю &ldauo;йогой воображения», мы можем научиться использовать этот божественный дар как инструмент трансформации.

Чтобы полностью постичь взгляд йоги на феномен воображения, необходимо сравнить четыре термина, обозначающих его различные виды. Это «викальпа», или случайная неуправляемая фантазия, «кальпана» – намеренно созданный ментальный образ, «пратибха» – спонтанное прозрение и «бхавана» – йогическое созерцание и духовная практика визуализации.

Наше воображение состоит в основном из викальп, шума, присутствующего в наших мыслях. Нам внезапно может почудиться, что в дом вломились воры или что друзья про нас говорят гадости, или вдруг нас посещает сексуальная фантазия. В действительности большая часть деятельности нашего ума связана с викальпами. В йогических текстах говорится, что нельзя идти у них на поводу и что их следует просто отпустить. Цель классической практики йоги – пресечь поток хаотичных фантазий. Этого можно достичь через медитативное сосредоточение или через осознание их бессодержательной природы.

Сила творения

Кальпана – это двигатель созидательного процесса. Поскольку в основе кальпаны лежит намерение, она гораздо более структурирована и обладает большей силой, чем бесконтрольные фантазии. Кальпаны составляют фундамент искусства, науки, политики, военных стратегий, религиозных систем, всех концепций и умопостроений, формирующих нашу культуру. В тантре существуют особые техники работы с кальпанами. Тантрическая визуализация используется для открытия чакр («представьте полную луну в центре своей головы»), для устранения негативных мыслей и деструктивных эмоций («гнев покидает ваше тело в виде потока черного дыма») и для установления контакта с высшими энергиями («вы находитесь на острове, где на деревьях вместо плодов и листьев растут драгоценности, под одним из них стоит трон, на нем восседает духовный наставник, лик его прекрасен, а мудрость бесконечна...»)

Безусловно, современный человек хорошо информирован о различных способах использования воображения в практических целях. Под руководством специалистов мы путешествуем по закоулкам своей психики с применением техник визуализации, пытаемся с помощью образов программировать свое будущее и укрепляем иммунную систему, представляя, как свет наполняет наше тело. Все больше научных исследований подтверждает, что подобные методики работы с воображением благотворно влияют на здоровье и даже помогают развивать разнообразные навыки. Карл Юнг использовал метод, который он называл «активным воображением», чтобы перекинуть мост между сознанием человека и его бессознательным.

На третьем уровне воображение освобождается от личностного и ему начинают открываться высшие планы реальности. На санскрите этот вид воображения называется «пратибха», что в дословном переводе означает «озарение». Пратибха – это вдохновение, рожденное «вне» нашего рационального ума и осознанного участия. Пратибха несет в себе невероятный творческий потенциал. Именно благодаря пратибхе Китс создавал свои стихи, а химик Фридрих Август Кекуле и математик Жюль Анри Пуанкаре совершили величайшие научные открытия. Моцарт утверждал, что музыка звучит внутри него, а он только делает нотные записи. В жизни каждого человека бывают подобные моменты. Например, мы будто бы «под диктовку» пишем экзаменационную работу или важный документ, неожиданно «находим» простое решение проблемы, над которой долго ломали голову. Понять, что мы пережили опыт пратибхи, можно по качеству его содержания, контрастирующему с плодами наших досужих измышлений. Пришедшие образы кажутся ярче и насыщеннее, формулировки четче и значимее, слова складываются в строки сами собой... За ними будто стоит какая-то неведомая сила. Иногда во время медитации нас посещает некое видение и мы теряемся в догадках, было ли это по-настоящему или наш ум играет с нами в игры? Когда речь идет о пратибхе, видения и озарения возникают из пространства, находящегося за гранью нашего обыденного опыта.

Инструменты силы

Визионерские состояния возникают самопроизвольно и спонтанно. Однако йогин может стимулировать их с помощью техник визуализации – кальпаны и особенно бхаваны, йогического медитативного созерцания. Бхавана – мощнейший инструмент внутренней трансформации. Благодаря ей мы можем изменить видение Себя. Термин «бхавана» происходит от санскритского слова «бхава», означающего «чувство», «эмоциональное состояние», «настроение». Бхавана работает с силой человеческих эмоций с тем, чтобы коренным образом преобразить наше самоощущение. В тантре сила ума приравнивается к универсальной созидательной силе и цель бхаваны – вызвать чувство идентичности с божественным началом. В истинной бхаване одновременно присутствуют идея, образ и чувство, и именно эмоциональная составляющая наделяет ее такой огромной мощью.

В одной из тантрических бхаван предлагается представить себя рядом с тем, кого ты любишь, а затем сконцентрироваться на родившейся в сердце эмоции. Далее ощущение любви заполняет все тело, и мы должны почувствовать его каждой своей клеточкой. Мы запоминаем это состояние и позволяем ему вести нас в наших поступках. Объединенная сила визуализации и эмоциональной настройки меняет наш внутренний опыт (по крайней мере в момент выполнения практики). Этот же принцип работает, когда мы возвращаем себе ощущение внутреннего равновесия, вспоминая счастливые моменты своей жизни, или корректируем мотивацию, вызывая в сердце чувство благодарности. Но мастера йоги возводят идею бхаваны на качественно иной уровень. Мой наставник говорил, что если поддерживать бхавану собственной ограниченности, то можно навсегда остаться рабом своей телесной оболочки и фактов автобиографии. Когда мы замещаем свое обыденное самовосприятие на самоосознание более высокого, тонкого духовного уровня, то впускаем в себя качества божественного. Именно поэтому в тантрической традиции мы начинаем практику с того, что радикальным образом переосмысляем, меняем образ себя, например, представляем, что наше тело состоит из света, наполнено мантрами или бесконечным состраданием. Это отправной пункт для выполнения любой тантрической практики.

Высший вид тантрической бхаваны связан с отождествлением себя с божественным началом. Когда вы произносите слова «Я – Абсолют» или «Я – Божественная Любовь» и делаете соответствующие визуализации, разумеется, это ментальные конструкции. Однако они работают, позволяя вам приблизиться в своем самоощущении к высшей истине. Глубинное значение бхаваны заключается в том, что вы учитесь жить и действовать так, будто уже достигли окончательной реализации своей истинной, божественной природы, которая, как вы знаете, уже сейчас в вас присутствует. Вы создаете прообраз, пробуждаете к жизни свое высшее «Я», обладающее неисчерпаемой внутренней силой и несущее благо. Если вы в течение дня представляете, что полны сострадания, то вскоре заметите, что ваше отношение к другим и даже к себе меняется к лучшему.

Бездна сердца

Моя ученица, разрывавшаяся на части между работой и детьми, начала визуализировать себя Хануманом, сыном Ветра, чья сила буквально могла двигать горы. Практика этой бхаваны позволила ей обрести второе дыхание: она с легкостью жонглирует повседневными обязанностями, чувствуя, что подключилась к универсальному источнику энергии, по своей мощи превосходящей ее личные возможности. Помимо обычных дел, она встает ни свет ни заря, чтобы выполнить бхавану, находит время, чтобы встречаться с друзьями, которых не видела многие годы, и даже занимается волонтерской работой. «Я – это гораздо больше, чем мне раньше казалось, – сказала мне она. – И речь даже не о том, что я успеваю больше сделать. Мой ум расширился. Я могу вместить в свою жизнь множество людей. Иногда мне кажется, что мое сердце настолько огромное, что туда поместится весь мир».

По своей сути йога – это практика поступательного духовного роста, ведущего к раскрытию наших высших способностей. Воображение помогает нам обозначить ориентиры на этом пути. Тренируя воображение, обуздывая его силу, мы обретаем навык его правильного использования – ради того, чтобы наш мир стал совершеннее. И тогда процессы, происходящие в нашем воображении, обретают истинную мощь трансформации. Они безусловно способны изменить наш внутренний мир. А, возможно, и мир вокруг нас.

Читайте также