Практики для гармонизации семи чакр

Практики для гармонизации семи чакр

Семь таинственных чакр — источников энергии, определяющих наше бытие, — станут вполне ощутимы, если с ними осознанно работать. В качестве инструментов автор Yoga Journal, психолог Карина Куранова предлагает практику асан, пение мантр, медитации и ношение подходящих драгоценных камней.

Согласно древним индуистским и тантрическим текстам, мы поглощаем энергию из Космоса и аккумулируем ее в семи энергетических центрах — чакрах (санскр. «круг», «колесо»). Пять из них располагаются вдоль позвоночного столба, два — в голове. Из чакр энергия продвигается вдоль нади — энергетических каналов. Существует несколько десятков тысяч нади, но главными из них являются лишь три — сушумна, залегающая вдоль позвоночного столба, и расположенные слева и справа от нее ида и пингала, уравновешивающие друг друга. Белая ида — эта Луна, сила созидания, женское начало, а красная пингала — Солнце, сила разрушения, мужское начало. Начинаясь в области промежности, три главных нади справа налево и слева направо обвиваются вокруг энергетических центров. Чакры не только регулируют работу вверенных им участков тела и связанные с ними психологические функции, но и отвечают за отношения этих участков с внешним миром. Если энергетическая структура сбалансирована, мы полны сил и живем в согласии с собственной природой, направляя энергию на реализацию заложенного в нас потенциала.

dreamstimeextralarge435.jpg

muladhara.jpgМуладхара

Нижний энергетический центр — четырехлепестковая муладхара-чакра, окрашенная в красный цвет. Она располагается в области промежности, у копчика, в месте, где встречаются канда, основание всех нади, и сушумна. Муладхара — корень всей нашей жизненной силы. Она непосредственно связана с землей, которую символизирует слон — олицетворение мощи и прочности. На физиологическом уровне эта чакра регулирует работу опорно-двигательного аппарата, таза и толстого кишечника.

Это сугубо «материальный» центр, его задача — сохранить нашу связь с физическим миром. Энергия муладхары направлена в первую очередь на поддержание жизни, то есть на удовлетворение самых базовых потребностей, поэтому она непосредственно связана с физическим трудом.

При уравновешенной муладхаре мы заботимся о себе и своем доме. Это касается еды, питья, используемых в повседневной жизни вещей. При взгляде на человека со сбалансированной энергией муладхары сразу создается впечатление, что он прочно стоит на ногах. У него нет страха перед будущим, любые перемены — как позитивные, так и негативные — воспринимаются с готовностью. Такой человек терпелив и жизнестоек.

При избытке энергии в этом центре у человека слишком сильно развит инстинкт выживания и самосохранения. Пища, кров, секс — вот основные потребности, вокруг которых строится жизнь при слишком «заряженной» муладхаре. Такой человек словно подгребает все под себя, становится жадным, у него развивается страсть к накопительству, что нередко проявляется физически в виде излишнего веса. Он слишком привязан к миру, для него сущест­вуют лишь материальные ценности, и практически любое событие в жизни оценивается с позиции материальной выгоды. При дефиците энергии муладхары возникает страх перед будущим, любое незапланированное, стрессовое событие, пусть даже незначительное, воспринимается как катастрофа. Стремление к переменам, даже благоприятным, подменяется апатией и безволием.

Пробудить энергию муладхары можно повторением мантры земли — «Лам». Ее стимулируют минералы красных, коричневых и черных оттенков: рубин, гранат, обсидиан, черный оникс, гематит, морионы. Из благовоний следует отдать предпочтение кипарису — на Востоке он издревле считался символом долголетия и бессмертия. Благотворно влияет на этот центр и масло чайного дерева, которое оказывает «заземляющее» воздействие на эмоциональную сферу.

Простой домашний труд —приготовление пищи, шитье, вязание, работа в саду — пробуждает жизненные силы корневой чакры.

Муладхара непосредственно связана с ногами, поэтому, чтобы стимулировать ее при помощи асан, практикуйте позы, разрабатывающие мышцы стоп, голеней и бедер. Чтобы оживить ступни, катайте подошвами теннисные мячики или используйте специальные тренажеры. Также можно сидеть в Ваджрасане (позе Удара молнии) с подвернутыми пальцами ног. Удлинить заднюю поверхность ног помогут такие наклоны, как Уттанасана (поза Интенсивного вытяжения) и Джану Ширшасана (Наклон головы к колену). И, разумеется, обязательно выполняйте позы стоя, которые как никакие другие укрепляют нашу связь с землей. Чтобы сдаться на милость силы тяжести, расслабляйтесь в Супта Баддха Конасане (позе Связанного угла) и Саламба Баласане (позе Ребенка с поддержкой) — и та и другая позы успокаивают слишком активный ум.

svadisthana.jpgСвадхистхана

Немного выше муладхара-чакры в области крестца и половых органов расположена шестилепестковая свадхистхана-чакра, окрашенная в цвет киновари. Ее название образовано двумя корнями: «сва», «собственный», и «адхистхана», «обитель». Таттвой этого центра является вода, которую символизирует макара — мифическое чудовище с телом рыбы и головой крокодила. Макара олицетворяет природу, пракрити, во всех ее проявлениях. Это женская жизненная сила, тесно связанная с плодоношением.

На уровне физиологии свадхистхана-чакра регулирует деятельность половых органов, мочевыделительной системы и всех жидкостей в организме.

Это аккумулятор сексуальной энергии и обитель наших чувств. Надежда, разочарование, радость, уныние — все эти и другие эмоции пребывают в подвижных водах свадхистханы. Если ее энергия сбалансирована, мы понимаем и принимаем свои чувства, что сближает нас с окружающими, наполняя отношения с ними искренностью, теплом и добротой. Мы не подавляем эмоции, но и не позволяем им играть первую скрипку в оркестре внутреннего бытия. Мы вкушаем сок каждой из них, будь он горек или сладок. В то же время уважение к эмоциям делает нас независимыми, не позволяя другим играть на наших чувствах.

Свое непосредственное выражение сексуальная энергия находит в созидании новой жизни, поэтому свадхистхана — это еще энергия творчества. При уравновешенной второй чакре мы ощущаем свободу самовыражения, превращаем любое действие в творческий акт и привносим в него собственный неповторимый вкус, изюминку. Кроме того, мы уважаем и ценим свое сексуальное начало, подходя к вопросам секса без ханжества и предубеждения. Энергия свадхистханы вносит в процесс интимного общения нотку любопытства и авантюризма, поэтому секс представляется лишь очередным полем для творчества и раскрытия себя. Мы испытываем радость жизни, чувствуем себя удовлетворенными, полными сил и способными творить. При избытке энергия свадхистханы тратится на беспорядочные сексуальные связи и подпитку негативных эмоций, которые бьют через край. Уважение и принятие окружающих заменяются пренебрежением и гордыней, человек ничего не видит и не слышит, кроме собственных обид и разочарований. При дефиците свадхистханы мы не понимаем себя и своих чувств, ощущаем неудовлетворенность и подавленность. Подобное наблюдается в культурах, где неприлично даже думать о естественных потребностях тела, связанных с земными радостями и наслаждениями. Стоит ли говорить, что при угнетенной свадхистхане энергии на то, чтобы творить, практически не остается и любое действие совершается механически, по известному шаблону.

Чтобы стимулировать эту чакру, используйте камни красных и оранжевых оттенков: янтарь, красную яшму, коралл, турмалин. Мантра этой чакры — «Вам». Из благовоний отдайте предпочтение иланг-илангу — ничто не пробудит вашу сексуальную чувственность так, как он. Из асан прекрасным средством послужат позы на раскрытие зоны свадхистханы, то есть области таза: Гомукхасана (поза Головы коровы), Баддха Конасана (поза Связанного угла), Упавиштха Конасана (поза Широкого угла), Эка Пада Раджака­пот­асана (поза Царя голубей на одной ноге). Выполняйте их мягко и без излишних усилий: свадхистхана, будучи вместилищем женской энергии, призывает к неспешности и восприимчивости.

manipura.jpgМанипура

Третья чакра занимает область между пупком и солнечным сплетением. Манипура в переводе с санскрита означает «драгоценный город». Это обитель теджаса, таттвы огня, сверкающего, словно алмаз. Манипура окрашена в желтый цвет и окаймлена 10 лепестками.

Ее символ — овен, ездовое животное бога Агни. Манипура-чакра регулирует работу желудочно-кишечного тракта.

Этот энергетический центр отвечает за способность действовать и управлять волей и поведением во внешнем мире. При уравновешенной манипуре мы в состоянии брать на себя ответственность и совершать волевое действие, зачастую идя на разумный риск. Другими словами, умеем ставить перед собой цель и уверенно двигаться к ее достижению.

Будучи сбалансированной, энергия третьего центра направлена на интеграцию способностей и знаний, навыков и опыта, реализуемых в избранной сфере деятельности. Человек со «здоровой» манипурой не зарывает свой талант в землю, но извлекает его на свет и усердно проявляет в своей работе и карьере, которые воспринимаются как особое предназначение в жизни, как некое служение. Есть изречение, приписываемое Конфуцию: «Найди себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в жизни». Именно в этом поиске нам помогает манипура-чакра. Энергия огненного центра непо­средственно связана с эго: она утверждает нас как личность, задавая четкие персональные границы и обособляя от других людей. Охраняя свою целостность, человек с уравновешенной манипурой может оскалить зубы, проявляя тем самым взвешенную агрессию. Кроме того, он независим в суждениях и не поддается стадному инстинкту. Вместо этого он верно следует своим путем, буквально нутром чуя маршрут. Такой человек достигает подлинного успеха в жизни, который воспринимает лишь как побочный эффект от выполнения своей миссии в материальном мире.

При избытке манипуры для человека существует лишь один авторитет — власть, статус и престиж. Будучи чрезмерно амбициозным, он живет по принципу «цель оправдывает средства». Его честолюбие окрашено в темные тона зависти, ревности и раздражительности. Он нетерпим и подвержен припадкам гнева. Преобладающая в нем огненная стихия испепеляет. Пригасить разбушевавшийся огонь помогают восстанавливающие, пассивные прогибы — Сету Бандха Сарвангасана (поза Построения моста) и Дви Пада Випарита Дандасана с опорой (поза Перевернутого посоха).

При дефиците манипуры человек отрезан от своей внутренней силы. Не чувствуя внутреннего стержня, он, словно заблудшая овечка, бредет куда глаза глядят. Такого человека легко сбить с толку и заставить служить чужим идеалам. Чтобы пробудить энергию манипуры, повторяйте мантру огня «Рам». Используйте камни желтых и оранжевых тонов: топаз, желтый сапфир, цитрин, циркон, сердолик. Из аромамасел прекрасно разжигают агни корица, имбирь и розмарин. Практикуйте Сурья На­маскар (Приветствие Солнцу), абдоминальные позы, например Нав­а­сану (позу Лодки), позы стоя, особенно Вира­бхадрасану I (позу Воина I), скручивания и пранаяму Бхастрика (дыхание Кузнечных мехов).

anahata.jpgАнахата

Анахата-чакра располагается на уровне грудной клетки, в месте, где линия позвоночника пересекает линию сосков. Она окрашена в зеленый цвет и окружена 12 лепестками. В переводе слово «анахата» означает «неистощимый», «неуязвимый». В традиции индуизма и тантризма анахат — божественный звук, пульсация жизни, едва уловимая вибрация, которую можно услышать в состоянии глубокой медитации. Поэтому этот термин переводят также как «вечно звучащий барабан». Таттва этой чакры — воздух, а символ — белая антилопа, ездовое животное бога ветров Паваны.

Анахата соединяет физический, эмоциональный и волевой центры, которые располагаются под ней, с центрами ментальных и духовных энергий, выстраивающимися выше. Она является сердцем нашей энергетической структуры, регулируя циркуляцию энергии между остальными центрами. Уравновешенная анахата раскрывает самые лучшие аспекты каждой чакры. На физиологическом уровне она отвечает за работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Анахата — это обитель души, пуруши. Она преисполнена чувст­вами любви и всепрощения, которые невозможно осквернить или разрушить. Соприкасаясь с ней, мы ощущаем себя частью Вселенной и испытываем сострадание ко всем живым существам. Девизом сердечной чакры вполне можно считать христианскую заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя». С любовью непосред­ственно связаны чувства благодарности и признательности, которые при сбалансированной анахате возникают спонтанно. При «здоровой» анахате мы открываем сердце миру, не боясь того, что нам могут причинить вред. Текущая равномерно и беспрепятственно энергия этого центра позволяет настраиваться на другого человека и улавливать малейшие оттенки его эмоцио­нального состояния. В этом заключается эмпатия — чуткость, в которой кроется секрет гармоничного общения как с самим собой, так и с окружающими.

К сожалению, сбалансированная анахата — это скорее исключение из правил, чем само правило. Размышляя о вопросах любви, мы более озабочены тем, чтобы быть любимыми, чем чтобы любить самим. Истинная любовь не приходит просто так: чтобы обрести ее, необходимо беспрестанно трудиться, проявляя ответственность за тех, кого мы любим, и искренне веря в самое лучшее в них.

При дефиците энергии анахаты мы чувст­вуем одиночество и обособленность от всего мира. Нередко в ответ на прошлые обиды мы закрываем свое сердце, уподобляясь герою известного мультфильма, который, построив дом, оградил его тюремной стеной, колючей проволокой и целым арсеналом оружия. При избытке энергии сердечной чакры отношения любви подменяются отношениями зависимости, при которых зависимая сторона чувствует себя неполноценной и пытается заполнить внутреннюю пустоту партнером, полностью подчинив ему свою волю. В такой связи может быть много страсти, однако, подпитывая негативные, разрушающие аспекты личности, она не может привести к подлинному счастью.

Чтобы активизировать сердечную чакру, повторяйте мантру воздуха — «Йям». Ее пробуждают также зеленые, розовые и белые камни: зеленый турмалин, авантюрин, изумруд, нефрит, розовый коралл, розовый кварц, алмаз, горный хрусталь, селенит. Из ароматических масел отдайте предпочтение бергамоту, кедру, розе и сандалу.

Простые и пассивные прогибы назад, при которых область сердца находится выше головы, а также позы на раскрытие плечевого пояса, такие как Гарудасана и Гомукхасана, прекрасно раскрывают сердечную чакру. При избытке энергии анахаты практикуйте простые наклоны вперед — например, Джану Ширшасану, Пашчимоттанасану, Упавиштха Конасану.

vishuddha.jpgВишуддха

Если три нижних энергетических центра отвечают за материальную жизнь, то три верхних сосредотачивают энергию рационального и духовного знания.

Первая из верхних чакр, расположенная у основания горла, называется вишуддха (в дословном переводе — «очищение»). Она окаймлена 16 лепестками и окрашена в голубой цвет. Ее таттва — эфир, пространство, заполняющее собой все вокруг.

Вишуддха регулирует работу иммунной, эндокринной и лимфатической систем. В ее ведении также находятся гортань, голосовые связки и верхняя часть легких.

Энергия вишуддхи — это энергия самовыражения, воплощенная в пении, танце, поэзии и других видах искусства. Она непосредст­венно связана с речью, поэтому ее еще именуют бхаратистхана — обитель богини речи. Символом вишуддхи является белый слон с большими ушами и хоботом, которые символизируют способность слышать мелодию чистых звуков. Человек с уравновешенной горловой чакрой отличается любознательностью и общительностью, он умеет убеждать, четко и понятно выражая то, что у него на уме. В своей речи он последователен и ненавязчив, говорит по существу и со знанием дела. При необходимости он соблюдает молчание, внимательно выслушивая собеседника. Его мысль, эмоция и слово согласуются между собой, отчего создается впечатление, что беседуешь с искренним, знающим и независимым в суждениях человеком. Кроме того, он понимает, что стоит за каждой мыслью, эмоцией, словом, и отдает себе отчет в том, как они влияют на него самого и окружающий мир. Такой человек в состоянии постичь скрытый смысл речи окружающих и даже проникнуть в тайны Вселенной.

При избытке энергии вишуддхи мы предаемся пустой болтовне, «перемываем кости» всем подряд, никого не слушаем и никого толком не понимаем. При ее дефиците наблюдается неспособность формулировать мысли, которая часто накладывается на страх выражать свое мнение.

Чтобы привести в равновесие вишуддхи-чакру, пойте вслух — пусть это будут не мантры, а просто любимые песни. Декламация прозы и стихотворений также удивительно благотворно сказывается на состоянии горлового центра. Будьте внимательны при общении с другими людьми — стремитесь к тому, чтобы ваша речь бы­ла взвешенна, логически выверена и касалась сути вопроса, по которому вы общаетесь, даже если вы говорите о погоде. Помните, вишуддха значит «очищать»: сделайте свою речь чистой, избегайте пустых разговоров и сплетен. Восполнить дефицит энергии горловой чакры помогает мантра эфира — «Хам». Ее также активизируют минералы голубых тонов, такие как бирюза, лазурит, аквамарин, голубые сапфиры, цирконы и топазы. Из ароматических масел прекрасно помогают лаванда, валериана и фенхель.

При практике асан обратите внимание на позы, удлиняющие мышцы шеи и раскрывающие плечевой пояс: Уштрасану (позу Верблюда), Сету Бандха Сарвангасану, Саламба Сарвангасану (Стойку на плечах) и Халасану (позу Плуга).

ajna.jpgАджна

Аджна-чакра (букв. «повелевать»), «центр управления», находится в области межбровья и известна как «третий глаз». Таттва этого центра — манас, ум. На уровне физиологии аджна-чакра регулирует работу центральной нервной системы, а также органов восприятия. Это мозговой центр, непо­средственно связанный с высшими психиче­скими функциями, к которым относятся мышление, восприятие, память и речь. Получение информации от органов чувств и последующую логическую обработку, включающую сравнение, анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию, индукцию и дедукцию, — эти процессы обеспечивает энергия аджна-чакры. Сюда следует отнести и творческое мышление, способность формировать уникальные идеи и воплощать их в жизнь неповторимым способом. Таким образом, центр межбровья интегрирует работу обоих полушарий мозга — правого (рассудочного) и левого (интуитивного).

При уравновешенной работе аджна-чакры человек обладает восприятием, не окрашенным самскарами — впечатлениями подсознания. Интеллект такого человека отличается способностью к различению: он понимает, чем продиктованы поступки как его собственные, так и окружающих — истинным знанием, заблуждением или памятью. Его мышление достаточно гибко: он способен смотреть на одну и ту же проблему с разных углов зрения и видеть сразу несколько вариантов развития событий. А это значит, что при принятии решений у него всегда есть выбор, причем не один. Отличительная черта человека с уравновешенной аджна-чакрой — высокая нравственность, диктуемая не книгами, а пониманием законов, по которым устроен мир. Видение вещей и людей не обособленно, а в связи друг с другом, понимание того, что слово, сказанное здесь и сейчас, влияет не только на ближайшее окружение, но на людей и события, к которым, на первый взгляд, не имеешь отношения, — такое знание рождает высокую ответственность. Будучи сбалансированной, чакра «третьего глаза» наделяет богатым воображением, которое является источником для творчества. Она пробуждает интуицию, позволяя «чувствовать» людей на расстоянии, предвидеть будущее и даже быть свидетелем событий, в которых никогда не участвовал.

При избытке энергии аджна-чакры человек нередко становится рабом логики и здравого смысла. Мир для него — это статичная картина, написанная по законам рационализма и научности. Все, что противоречит этой картине, не принимается в расчет или отвергается как ересь. Такой человек склонен к излишнему анализу, он пропускает все и вся через мясорубку своего рассудка, стараясь разложить по полочкам даже собственные чувства. Чтобы утихомирить разыгравшуюся аджну, старайтесь больше наблюдать за происходящим вокруг, не торопясь приклеить ярлык к каждой вещи и человеку. Логика в одиночку не в состоянии раскрыть нам все великолепие мира — для этого требуются и чувство, и фантазия, и интуиция. Именно они помогают совершать великие открытия часто не благодаря, а вопреки общепризнанным научным фактам.

При дефиците энергии «центра управления» человек не способен контролировать свою жизнь. Находясь во власти суеверий и предрассудков, он не в состоянии полагаться на собст­венный рассудок. Чтобы уравновесить «третий глаз», повторяйте мантру аджны — «Ом». Из минералов используйте темно-синие и фиолетовые камни: темный сапфир, турмалин, аметист и александрит. Из благовоний отдайте предпочтение омеле, шалфею, сандалу, тимьяну.

Пробудить аджну помогают техники концентрации и визуализации, а также работа с вниманием. Практикуя асаны, наблюдайте за тем, как отдельное движение сказывается на позе в целом.

sahasrara.jpgСахасрара

В области макушки под теменной костью находится сахасрара, венечная чакра. Это тысячелепестковый лотос, окрашенный в фиолетовые тона. Будучи полностью раскрытым, седьмой центр вбирает в себя цветовые волны каждой из чакр и начинает излучать чистый белый цвет.

На уровне физиологии сахасрара регулирует работу головного мозга, а на уровне психики отвечает за сверхсознательное — божест­венные переживания, лежащие за пределами чувств восприятия и рационализма.

Это чакра единства — именно здесь противоположности прекращают борьбу и возвращаются к истокам. Дух и материя, мужчина и женщина, логика и интуиция, добро и зло — все это воспринимается как формы единой божественной энергии, не знающей различий. Если аджна-чакра утверждает многообразие в единстве, то сахасрара — это утверждение единства в многообразии, видение того, что любые явления, любые живые существа, хоть и отличаются по форме, в основе своей суть одно.

Человек со сбалансированной сахасрарой ощущает себя в единстве со всей Вселенной. В каждом явлении, человеке или событии он усматривает лишь проявление высшей воли, которую невозможно постичь обыкновенным разумом. Жизнь для него — это лила, божественная игра, в которой он участвует одновременно как режиссер, актер и зритель. Он пишет сценарий в соответствии с божест­венной волей, которая становится его собст­венной. Воплощая этот сценарий в жизнь, он использует энергию всех чакр, работающих при сбалансированной сахасраре на полную мощность. В процессе жизни он понимает, что является лишь проводником божественного замысла, и постигает свою божественную природу. Подобный опыт прекрасно описал средневековый христианский немецкий мистик Мейстер Экхарт: «Если бы я превратился в Бога и он сделал меня единым с собой, то, если б я жил по-божески, не было бы между нами различия... Некоторые люди воображают, что они увидят Бога так, как если бы он стоял здесь, а они там, но так не может быть. Бог и я — мы одно».

При дефиците энергии сахасрары человек ощущает себя отрезанным от всего мира. Жизнь для него — это куски бессвязной мозаики. Духовная нищета повергает его в пучину отчаяния, вырваться из которой мешают гордыня и скептицизм. Он не понимает, зачем пришел в этот мир, и воспринимает его как средоточие опасностей и темных сил, обрекающих на муки и одиночество.

При избытке энергии сахасрары человек ударяется в мистицизм. Он воспринимает божественное знание не как само собой разумеющееся, а как нечто запредельное, то, чего могут достичь лишь избранные. Стремление к знанию для такого человека — лишь повод открыть «божественный кредит», причислить себя к духовной элите.

Чтобы сбалансировать сахасрара-чакру, повторяйте мантру «Ом». Из минералов подойдут фиолетовые, белые и прозрачные камни: аметист, белый опал, алмаз, горный хрусталь. Из благовоний — ладан и мирра.

Стимулировать энергию венечного центра помогают техники релаксации и медитации, очищающие сознание от ненужных мыслей. При выполнении повседневных дел старайтесь сосредоточить свое внимание лишь на том, чем занимаетесь в данный момент. Будьте здесь и сейчас, и вам откроется великая сила, имя которой — жизнь.

54750948.jpg

Фото: lushmalabeads/instagram.com

Комментарии

Читайте также