Как зарабатывать на жизнь себе в удовольствие

Как зарабатывать на жизнь себе в удовольствие

Выбирая профессию, мы не только руководствуемся финансовыми интересами, но стремимся к делам, выполнение которых должно приносить удовлетворение. Работа влияет не только на уровень материального достатка, но и на круг общения, на наши потребности, стиль жизни и даже на взаимоотношения с семьей и друзьями. Многие настолько серьезно относятся к развитию своей карьеры, что отождествляют себя со своими ежедневными должностными обязанностями.

Парадокс в том, что огромное количество людей, признавая для себя важность работы как таковой, в той или иной степени недовольны тем, чем они занимаются. Внезапно обнаружив, что работа не вполне отвечает ожиданиям, не говоря уже о мечтах, из категории удовольствия мы переносим ее в разряд необходимости, что само по себе является стрессом.

Тем, кто вступил на путь йоги, приходится и того сложнее: они стремятся применить в жизни открытия, сделанные во время практики. Перед ними встают довольно сложные вопросы: как зарабатывать достаточное количество денег и активно включаться в работу, не жертвуя при этом спокойствием ума, здоровьем и не пренебрегая духовными ценностями? Как использовать свой талант на благо всего человечества, не нанося урона окружающей среде и не причиняя вреда другим людям? Как стать успешным и не попасть в стремительный водоворот алчности и снобизма? Среди подобных вопросов один из самых насущных – как научиться честно и достойно зарабатывать себе на жизнь?

В буддийской традиции правильный способ зарабатывать на жизнь, или честный труд, является одним из аспектов Благородного Восьмеричного Пути. Другие семь – это правильная речь, правильное действие, правильное усилие, правильная осознанность, правильная концентрация, правильные взгляды и правильное намерение.

В контексте современных реалий понятие честного труда обрело более широкое значение и определяет любую значимую, приносящую удовлетворение работу, которая имеет духовную цель. Для одних это деятельность, направленная на осуществление общественных перемен или охрану окружающей среды. Для других – творческая работа, воплощение мечты и реализация таланта. Для многих же из нас честный труд – это выполнение на благо всех живых существ той работы, которую мы имеем на данный момент.

Не навреди

32-летняя Анна, менеджер по продажам одной из фармакологических компаний, столкнулась с проблемой честного труда, когда ее карьера резко пошла вверх – в ближайшей перспективе ей обещали должность вице-президента. Анна обожала свою работу. Однако, совершенствуя практику, она стала уделять больше внимания духовной стороне жизни и постепенно пришла к мысли о том, что и работа, и окружение скорее тормозят ее развитие, чем способствуют дальнейшему росту. Познакомившись с нетрадиционными методами лечения, Анна задумалась о реальном воздействии тех лекарств, которые она продает. Особенно беспокоила ее проблема агрессивного маркетинга, когда людям, без стеснения, навязывались препараты, которые им вовсе не нужны. И перед Анной встал вопрос: как же следует поступить? Уходить с работы и искать совершенно новую сферу деятельности? Или остаться и сформировать новое отношение к старой работе?

С подобной дилеммой сталкиваются многие. То, как каждый решает эту проблему, зависит от жизненных обстоятельств и от наиболее близкого нам понимания природы честного труда. Духовная деятельность, исполненная смысла, трактуется по-разному. Согласно учению Будды, нужно делами и поступками не причинять вред, а, наоборот, по возможности творить добро. Христианская традиция учит находить свое призвание и, с божьей помощью, делать то, к чему лежит душа. И наконец, любая работа может стать священным деянием, надо только совершать ее с преданностью, осознанным намерением и постоянным присутствием в том, что мы делаем.

Поняв, что работать на фармкомпанию она больше не может, равно как не может отказаться от материальных преимуществ, которые давала ей эта работа, Анна решила устроиться в строительную фирму. Она смогла, наконец, успокоить свою совесть и начать трудиться на благо людям. Одновременно у нее появилось больше времени для занятий йогой.

Главный принцип честного труда достаточно прост: не причиняй вреда. Мы занимаемся честным трудом тогда, когда не эксплуатируем людей, не наносим ущерб окружающей среде, не подпитываем в людях ненависть, алчность и иллюзии.

Правда жизни

Но, как говорится, проще сказать, чем сделать. Патрик Кларк и Линси Дейо на собственном опыте поняли, что на деле не все так просто. Давние почитатели буддийской традиции, они, казалось бы, нашли идеальный способ честно заработать на жизнь, основав фирму по производству и реализации дзафу, подушек для медитации. Однако их идеалы вместе с принципиальным неприятием конкуренции стали препятствиями в проведении некоторых деловых операций. Понимая, что выживание их общего дела зависит от новых покупателей, они, однако, отказывались конкурировать с другими компаниями, также преследовавшими благие цели. Одновременно возникла проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Хлопок – культура капризная. Он требует огромного количества воды, и при его выращивании используются пестициды и гербициды. А переплачивать за дзафу из органического сырья не хотели даже практикующие медитацию. Паре пришлось поменять свое отношение к работе и жить в соответствии с экономическими реалиями. Думать, что мы можем творить исключительно добро, значит предаваться иллюзиям. Ведь даже буддистам нужно как-то удовлетворять свои основные жизненные потребности. Проблема в том, что, какой бы деятельностью мы ни занимались, нам неизбежно приходится жертвовать своими духовными ценностями. Это происходит, например, когда мы вынуждены использовать невосполнимые природные ресурсы или в интересах дела утаивать правду. Единственное, что нам остается, это делать все, что в наших силах.

Найти призвание

Многие из нас мечтают найти работу, которая отвечала бы самым страстным устремлениям и позволяла жить полной жизнью, другими словами – ту самую творческую профессию «для души», которая придала бы нашей жизни новое значение и смысл. И разумеется, такая деятельность должна соответствовать буддийскому предписанию не причинять вреда. Однако круто изменить жизнь отнюдь не просто. Радикальные шаги всегда требуют определенной смелости – которую мы, кстати, зачастую обретаем благодаря практике йоги. Здесь уместно вспомнить высказывание Марши Синетар: «Делай что любишь – деньги приложатся».

«Каждый из нас уникален и обладает присущими только ему талантами, которыми он может поделиться. Поиск верного занятия неразрывно связан с внутренним голосом. Мы должны внять духовному призыву и дать выход своим устремлениям», – считает Майкл Томс, автор книги True Work («Истинная работа») и основатель некоммерческой организации New Dimensions Broadcasting Network, которая делает еженедельную радиопередачу о социальной и личностной трансформации. По его словам, если не удается реализовать свои таланты на работе, можно попробовать сделать это где-то еще. Иногда такая деятельность начинает приносить прибыль, иногда нет. Часто она требует вложений, как это было у Томса с New Dimensions в течение многих лет. «Действуя в соответствии с глубинными устремлениями, мы естественным образом делимся своими уникальными талантами на благо всем остальным, отвечаем на нужды всего мира – того целого, частью которого являемся», – убежден Томс.

Однако не все так однозначно. Как мы можем знать наверняка, принесем ли благо всему остальному миру, если последуем своему внутреннему призыву? Разве не нужны нам другие предписания, такие как йогические яма (ограничения) и нияма (рекомендуемые правила), этические наставления буддизма или десять заповедей?

Призыв «делай что любишь – деньги приложатся» не защищает от незнания. Часто мы и не подозреваем, где используются продукты нашей деятельности. Мы можем быть пробужденными, высокосознательными людьми, но это не защитит нас от порочной системы, заложниками которой мы, увы, являемся.

Что имеем – не храним

В современном западном обществе, чтобы считаться состоявшейся личностью, человек буквально обязан заниматься в жизни тем, к чему лежит душа. С другой стороны, наша способность управлять карьерой сильно ограничена и зависит от материального и социального положения, ресурсов, энергии, здоровья, семьи в конце концов. И тем не менее нам постоянно твердят, что мы являемся хозяевами своей судьбы. Поэтому, если нам не удается вести такой образ жизни, который отвечал бы нашим самым смелым ожиданиям, мы обречены испытывать постоянное чувство вины, отчаяния и неудовлетворенности.

В противоположность западной модели, индийская культурная традиция базируется на древних учениях буддизма и йоги, согласно которым каждый человек должен посвятить свою жизнь определенному виду деятельности. Иначе говоря, следовать своей дхарме. В этой связи работа не ставит перед нами задачи увеличивать потенциал или удовлетворять какие-то личные амбиции. Здесь человек должен зарабатывать на жизнь, выполняя работу, которая ему уже дана, сознательно и от всего сердца посвятить себя ей во имя Господа и общемирового блага.

Будда учил, что секрет счастья заключается в том, чтобы любить то, что уже имеешь, а не стремиться к тому, чего у тебя нет. Понимание дхармы вместе с этим учением могут помочь нам обрести умиротворение и почувствовать удовлетворенность вне зависимости от того, что сейчас происходит с нашей профессиональной жизнью.

Традиционный подход к проблеме честного труда наиболее возвышенно описывается в Бхагават-гите, основополагающем индуистском тексте: истинным йогином является тот, кто исполняет свой долг, не привязываясь к результатам, а не тот, кто воздерживается от действия.

Безусловно, современная жизнь гораздо чаще бросает нам вызов и ставит перед выбором, чем это было в Древней Индии. По этой причине в поисках достойного способа зарабатывать на жизнь нам приходится учитывать гораздо больше факторов. Однако, памятуя слова древнего текста, мы сможем уберечь себя от ошибок.

Следуя путем бескорыстного действия, мы можем превратить в духовную практику любую деятельность. В заключение скажу, что порой не характер работы и не последствия наших действий – хотя эти факторы, безусловно, важны – делают наш труд «честным», но и то, как мы вкладываем в него свое сердце и ум. Когда мы с радостью растворяемся в своих трудах, пребывая в настоящем, стремимся служить, но не привязываемся к результату, разделение между внутренним и внешним, собой и другими, работой и игрой исчезает и даже самый монотонный труд превращается в священный акт.

Комментарии

Читайте также