Как не привязываться к эмоциям, но не подавлять их
Однажды, много лет назад, мне довелось увидеть своего учителя в ярости. Заглянув на кухню ашрама, я стала случайным свидетелем того, как мастер гневно отчитывает поваров. Заметив меня, он прервался на полуслове и расплылся в улыбке. Его взгляд смягчился, а ярость испарилась, словно ее никогда и не было. «Как тебе наш спектакль?»– подмигнул мне он и, похлопав повара по спине, удалился. Эта сцена стала для меня настоящим откровением. Мастер не только с поразительной легкостью «сменил гнев на милость», но, что важнее, использовал его в качестве обучающего инструмента. Был ли учитель на самом деле зол? Я не знаю. С уверенностью могу сказать лишь одно: он продемонстрировал высший пилотаж в управлении эмоциями.
Один из ключей к освобождению в йоге – непривязанность к эмоциям. Но зачастую, не понимая, что это значит, мы путаем истинную непривязанность со сдержанностью, подавлением эмоций и даже бесчувственностью. Мой учитель показал нечто принципиально иное: не освобождение от эмоций, а свободу их выражения. Так может быть, избавление от страха проявлять эмоции и способность радоваться самым разным состояниям души и есть истинное освобождение?
Абхинава Гупта, один из величайших учителей-тантристов X века, считал жизнь формой искусства. Он видел в Боге художника, воплотившего в человеке свою созидательную силу. Гупта считал, что человек может использовать свои чувства и эмоции как палитру, раскрашивая каждый миг своей жизни и превращая ее в произведение искусства. В своих знаменитых трудах по эстетике Гупта писал об основных привкусах эмоций (расах). Санскритское слово «раса» можно перевести как вкус, но в более глубоком смысле оно означает сок жизни, без которого наше существование было бы пресным. Понятие «раса» применяется в аюрведе, которая выделяет шесть основных вкусов: сладкий, соленый, кислый, горький, острый и вяжущий. Каждый из них оказывает особое воздействие на организм, и, чтобы сохранить здоровье, мы должны включать в свой рацион все шесть вкусов. Гупта применил теорию о расах к музыке, танцу, драме и в целом к жизни. Он выделил девять эмоциональных рас, или настроений. Подобно тому как опытный кулинар удивительным образом сочетает самые разные вкусы, живописец жизни должен уметь комбинировать самые разные эмоциональные расы.
И хотя не все они являются для нас одинаково желанными, истинный шедевр рождается лишь из их сочетания. К примеру, в шекспировских трагедиях присутствуют и страх, и веселье, и отвага, и ненависть, и скорбь, и чувственность. Но у большинства из нас эмоциональная энергия распределяется между четырьмя-пятью расами и очень редко проявляется в каких-то других. Для меня, например, характерны состояния умиротворения, скорби и чувственности, на смену которым иногда приходит веселье. Разумеется, мы не осознаем проявление той или иной расы, но эмоции могут стать проблемой, если вовлекаться в них слишком сильно. Даже спокойствие, к которому стремятся практикующие йогу, без примеси других эмоций может обернуться банальной скукой. Мы забываем, что сознанию необходима широкая палитра эмоциональных переживаний. Более того, оно всегда тяготеет к тому, чтобы эту палитру создать.
Я осознала эту необходимость, ухаживая за своим отцом во время его болезни. Однажды, когда я в очередной раз отводила его в ванную комнату, мы оба поскользнулись и растянулись на полу. Когда я помогала отцу встать, с него упала пижама. И я расхохоталась. Это произошло непроизвольно: смех просто рвался изнутри, я ничего не могла с собой поделать, хоть и сгорала при этом от стыда. «Извини, – сказала я ему.– Я не над тобой смеюсь». «Ничего-ничего. Я все понимаю,– ответил отец, – черный юмор». И тоже разразился смехом. Много позже я поняла, что смех – это естественное движение энергии, способ уравновесить расы в ситуации, когда нам больно и страшно. Если бы я подавила смех, болезненная энергия не нашла бы выхода и мы бы продолжали воспринимать ситуацию с былой грустью и тоской. Эмоциональной энергии присуща мудрость, которая проявляется тогда, когда мы позволяем эмоциям следовать их естественному потоку. Смешное укрыто даже в самом страшном, а трагедия есть оборотная сторона комедии. Если вы хотите принять естественное движение своих эмоций, необходимо ценить ту удивительную пластичность, с которой наш внутренний мир гармонизирует сам себя. Привкусы эмоций плетут роскошный ковер, имя которому – жизнь. И избавившись хотя бы от одного, вы лишитесь очень многого.
Ключ от всех дверей
Секрет эмоциональной свободы кроется в наблюдении, смешанном с признательностью, подобной той, которую испытываешь, когда смотришь по-настоящему хороший фильм. Позвольте себе сполна вкусить сок эмоции, которую испытываете. Сочетание открытости и непривязанности и есть ключ к свободе. Эмоции превращаются в проблему только тогда, когда вы начинаете отождествлять себя с ними, теряетесь или застреваете в них, отдаете особое предпочтение одним и пытаетесь отрицать другие. Чтобы стать по-настоящему открытым перед лицом даже самых болезненных состояний, воспользуйтесь древней тантрической практикой: вместо того чтобы просто наблюдать за своими эмоциями, сознательно приветствуйте их как своих гостей. Приходит гнев, скажите ему: «Добро пожаловать!» Возникает чувство радости – «Будь как дома». Техника поможет вам полностью переживать ту или иную эмоцию и в итоге отпускать ее. Вы научитесь приветствовать расы, не осуждая и не цепляясь за них, не проецируя свое настроение на окружающих.
Однако не путайте эмоциональную свободу с отсутствием контроля. Истинная свобода требует сознательности и дисциплины, а кроме того, умения хоть немного отстраняться от своих чувств. Существует множество буддистских и йогических техник, помогающих избавиться от тенденции отождествлять себя с мыслями и эмоциями. Стоит вам по-настоящему открыться потокам эмоций и задуматься над тем, как обратить их себе на пользу, – эмоциональные ловушки, в которые нас обычно заманивает эго, уступят место непосредственному переживанию расы. Например, тоска может быть выражением чувства утраты и пустоты, присущих эго. Но та же печаль способна смягчить сердце, открыв его окружающим. Страх может парализовать, а может заставить принять вызов. Отвращение или антипатия могут вдохновить на отказ от разрушительного поведения. Гнев может быть проявлением фрустрации, а может стать топливом для практики.
Театр эмоций
Начните с простого наблюдения за эмоциями по мере их возникновения – в Шавасане (позе Мертвеца), на прогулке или даже в машине, стоя в пробке. Заметив, как возникает то или иное чувство, постарайтесь в первую очередь осознать, что это: любовь, вина или гордыня вкупе с замешательством. Затем на миг отстранитесь от эмоций, словно зритель, наблюдающий за драмой, развернувшейся на сцене внутреннего мира. Ваша задача – познакомиться со своими эмоциями поближе, ощутить самые разные оттенки радости, почувствовать разницу между раздражением и яростью, страхом и ненавистью. Посмотрите, рождают ли эти эмоции ощущения в теле? Какие мысли приходят вам в голову, пытаетесь ли вы оправдать то, что испытываете? Понаблюдав за собой, вы научитесь «отлавливать» эмоции в момент их возникновения. А это первый шаг на пути к обретению мастерства. Распознав сильное чувство в зародыше, вы сможете сами решить, что с ним делать: отклонить, изучить, направить на какую-либо физическую активность или выразить.
Необыкновенный концерт
В какой-то момент в процессе работы над своими эмоциями я с удивлением обнаружила, что стала проще относиться к чувствам, которые раньше не то чтобы не позволяла себе выразить – одна мысль о том, что я их испытываю, приводила меня в ужас. Со временем я стала замечать, что, например, ярость – если направить ее на работу с вялостью и ленью – обладает небывалой мощью. До меня наконец дошел смысл того, что мой учитель продемонстрировал на кухне. Мастер – это тот, кто чувствует уникальность каждой эмоции и «разворачивает» ее тогда, когда это действительно необходимо. Когда вы овладеете эмоциями, их выражение естественным образом будет отвечать тому, что происходит вокруг. Ваши слезы и смех свяжут вас с окружающим миром. Вы скажете: «Я люблю тебя» – и будете иметь это в виду на самом деле. И когда возникнет страх, вы направите его на то, чтобы пробудиться, а не уйти в себя. Так ваши эмоции станут не просто искренними – они будут вдохновенными и вдохновляющими. Они превратятся в инструменты идеально сыгранного оркестра. А вы станете одновременно и слушателем, и дирижером.