Гид по Нияме: как познать себя?

Гид по Нияме: как познать себя?

Система восьмиступенчатого пути описана индийским философом Патанджали в его знаменитых текстах «Йога сутры», которые оказали огромное влияние на становление и восприятие практики йоги во всем мире. Суть его концепции заключается в том, что путь йоги состоит из восьми ступеней – принципов, постепенно осваивая которые человек достигает просветления. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарна, дхьяна и самадхи – какие-то из этих ступеней вам могут быть знакомы, какие-то – нет. В этой статье мы рассмотрим вторую ступень, Нияму, на которой человек пытается обрести счастье, исследуя самого себя.

Патанджали выделял пять ниям: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишвара-пранидхана.

  1. Шауша (Чистота). Здесь человеку предлагается очиститься телом, мыслями и речью. В йоге вообще большое внимание отводится уборке, очищению, чтобы можно было избавиться от ненужного, того, что вызывает привязанность. Если человек формирует намерение на то, чтобы четко увидеть истинный путь, он должен расчистить пространство. Для каждого этот процесс очень индивидуальный, так как у всех разные привязанности. У одних людей процесс очищения может быть связан с чревоугодием, вредной пищей, употреблением алкоголя, разными вредными привычками, у других фокус будет больше смещен на очищение сознания от дурных мыслей, зависти, гнева. В общем, чем больше человек очищается, тем больше у него появляется пространства для заполнения его счастьем. На этом этапе рекомендуется анализировать себя, осознавая свои страдания, боль, беспокойство, чтобы знать, что отпускать.
  2. Сантоша (Удовлетворенность). Вторая нияма призывает нас сосредоточиться на том, что мы имеем, а не на том, чего нам не хватает. Другими словами, быть оптимистом. Благодарите за то, что приносит вам счастье, больше радуйтесь, живите с открытым сердцем. Стремление найти счастье во внешнем мире заведомо ложное и приведет исключительно к страданиям. Все, что нам нужно, у нас уже есть. Пробуйте не гнаться за чем-то материальным, а влюбиться в свою жизнь, найти радость в сегодняшнем дне. Чтобы было легче, начните вести дневник благодарности, в который вы ежедневно перед сном будете записывать хорошие вещи, которые с вами произошли. Это поможет вам настроиться на поиск позитива, а не зацикливаться на негативе.
  3. Тапас (Самодисциплина). Выполнять второй пункт сложно, потому что наша жизнь не всегда безоблачна и прекрасна. Иногда нам приходится сталкиваться с серьезными проблемами и глубокими разочарованиями, которые омрачают наше существование. Для того, чтобы не падать духом и не отчаиваться, необходимо дисциплинировать себя. Это поможет обрести вам нужную силу, чтобы стойко переносить трудности. Попытайтесь проследить, какие вещи выбивают вас из равновесия. Это может быть вредная еда, алкоголь, общение с определенными людьми и прочее. Как только вы выясните, что это за вещи, старайтесь постепенно исключить их из своей жизни. Более того, придумайте для себя, скажем, пять пунктов, которые вы должны выполнять ежедневно. Это может выглядеть, например, так: ранний подъем, регулярная практика, правильная диета, ежедневная учеба и ранний сон. Конечно, вы можете устраивать периодически дни отдыха, но в целом, придерживайтесь этого распорядка, чтобы тренировать дисциплину.
  4. Свадхиайя (Самообразование). Это касается двух аспектов. Первый – обычное получение знаний. Желательно каждый день узнавать что-то новое: читать, смотреть, общаться… Новые знания помогут вам держать разум открытым и освободиться от невежества. Второй аспект – изучение самого себя. Наблюдайте за собой, пытайтесь стать лучше, наблюдайте за окружающими, отношения с которыми являются нашим зеркалом, анализируйте свои поступки, выносите полезные уроки, определите, в чем заключаются ваши слабости. Не осуждайте других людей: их поступки – это их карма, которая не имеет к вам никакого отношения.
  5. Ишвара Пранидхана (Смирение). Вселенная заботится о нас, и наша задача – довериться ей и расслабиться, чтобы все сделать правильно. Здесь важно правильно понимать слово «смирение». Оно не имеет ничего общего с бездействием. Смирение – это принятие того, что с тобой происходит на данный момент, доверие чему-то большему, чем ты, вера в то, что все, что происходит, — к лучшему, это забота об общественном благе.

Комментарии

Читайте также