Доктор Айболит
«Никогда не будь груб, жесток и резок. Ничто в мире не заслуживает ненависти. Ненависть есть невежество. Всякое неуважение к чему-либо или кому-либо следует устранять через любовь», — прежде чем записать эту мысль огрызком карандаша, доктор Куппусвами старательно разрезает на четыре части старый конверт, полученный из Тамилнада, и подшивает новые листы к записной книжке — она у него весьма экзотическая, целиком состоящая из соединенных с помощью нити клочков старой бумаги. Над привычкой доктора многие посмеиваются, но он не обращает внимания. Это всего лишь одна из многочисленных аскез: чтобы не тратить слишком много бумаги, он экономно и рачительно расходует старую, используя то, что другие на его месте бы выбросили, — упаковку от лекарств, чистые полосы газет.
Таких записных книжек у него множество, все они крошечные, по-детски смешные, на вид гроша не стоят — но пройдет десяток лет, и эти записи из «Дневника» будут признаны бриллиантом духовной мудрости. Правда, к тому моменту автора будут звать уже не доктор Куппусвами. Он получит самый высокий в индуистской религии титул Свами, который, если переводить дословно с санскрита, означает «владеющий собой» или «свободный от чувств». Перерождение произойдет в 30-е годы ХХ века на берегах священной Ганги, в Гималаях. После длительной интенсивной и непрерывной садханы он достигнет вершины духовного состояния, в индуизме называемого нирвикальпа-самадхи, в результате которого йогин сливается со Вселенной, познав ее как маленькую точку в своем сердце. И весь мир узнает о Куппусвами как о Мастере йоги, Гуру Свами Шивананде. К тому времени он откроет ашрам в Гималаях, создаст Общество божественной жизни, напишет 200 книг о йоге и веданте и станет одним из тех, кто вдохновит румынского ученого Мирчу Элиаде — великого мистика, историка религий — на создание классического труда «Йога: бессмертие и свобода».
Студент
Не нужно особо всматриваться в наследие, оставленное биографами Свами и им самим, чтобы понять, что вся жизнь его — от рождения до полного растворения физического тела согласно обрядам индуизма — это дорога милосердия и любви.
В самом начале пути, ребенком, он, конечно, еще не осознает своего предназначения, просто любит все живое вокруг: жалеет и подкармливает нищих, собирая толпы голодных и оборванных садху у дверей родительского дома, подбирает несчастных раненых животных, раздает завтраки школьным товарищам, не оставляя себе ни кусочка. В классе Куппусвами — первый ученик, причем по всем направлениям: в гуманитарных и точных науках, в изящных искусствах. Он очень артистичен, обладает приятным голосом, музыкальным слухом, а в 1905 году даже получает премию за роль Елены в спектакле по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Какую профессию выбрать по окончании школы? Конечно же, врача! Ведь именно в этой сфере он может максимально раскрыть свой дар сострадания и заботы о людях. В колледже по уровню знаний он превосходит всех остальных. Синдром отличника? Нет, только самозабвенная вовлеченность в невероятно интересный процесс познания жизни через профессию. Пока все однокашники мчатся на выходные домой, он остается в колледже — до исступления работает в библиотеке или проводит все время в госпитале, без устали ассистируя профессорам на сложнейших операциях. Неудивительно, что из него получается замечательный, талантливый хирург, что называется, от бога. Уже в колледже он проводит блестящие операции, о нем ходят слухи как о «волшебнике».
В этот период Куппусвами ведет себя как светский человек. Он отлично зарабатывает, любит хорошо одеваться и не жалеет денег на украшения. Очевидцы рассказывают, что в молодости Куппусвами буквально скупал во всех ювелирных лавках причудливые изделия из золота, серебра и сандалового дерева, не заботясь о цене. В коллекционировании им движет та же одержимость, что и в учебе: приобретая сразу дюжину колец и ожерелий, он надевает их все сразу; нарядный, не похожий на других и страшно собой довольный, отправляется он по делам.
Целитель
В 1913 году, после окончания колледжа и короткой практики в Индии, Куппусвами даже не помышляет об отречении от мира — он мечтает реализоваться в профессии. Он молод. Стоит на пристани в брахманском дхоти и созерцает океан в ожидании корабля «С. С. Тара», преисполненный самых радужных планов на будущее.
В его чемоданчике диплом бакалавра медицинских наук, неизменные шастры (духовная литература), медицинские справочники и немного традиционных индийских сладостей: мать приготовила их, дабы побаловать сына во время нелегкого морского путешествия в Малайзию (которая в то время называлась Малайя).
Уже у трапа доктор покупает газету, в которой сообщается, что этот год для истории Индии знаменуется признанием страны в европейском сообществе — «солнечный лев» индийской поэзии Рабиндранат Тагор получил Нобелевскую премию по литературе. На корабле не окажется вегетарианской пищи, и Куппусвами, потомственный брамин ортодоксального толка, чтобы притупить чувство голода и не оскоромиться, зачитает эту газету до дыр.
Сила воли будущего Свами с молодых лет проявляется в те моменты, когда необходимы сосредоточенность, терпение и сдержанность. Как же эти качества пригождаются в Малайзии, где ему приходится совсем не легко! Вот как Куппусвами описывает в «Дневнике» свои первые впечатления от пребывания на малайзийской земле: «Управляющий мистер Робинс, к счастью для меня, как раз нуждался в помощнике для работы в госпитале. Это был ужасный человек с исполинской фигурой и вспыльчивым нравом — высокий и толстый. Он грозно спросил меня: «Ты управишься с госпиталем?» Я ответил: «Да я управлюсь даже с тремя госпиталями!» И он назначил меня».
На новом месте Куппусвами сталкивается с большими трудностями — как финансовыми, так и в общении с управляющим. Цинизм и ожесточение души, а вслед за этим равнодушие к чаяниям пациентов — частые спутники длительной медицинской практики, которыми в итоге пытаются защититься от вовлеченности в человеческое страдание многие врачи. Сердечное соучастие — трудная вещь, не каждому по силам. Здесь необходим особый подход. И Куппусвами, в отличие от многих своих коллег, похоже, находит его.
В самый тяжелый момент, когда, как ему кажется, врачебная практика не клеится, он хочет покинуть госпиталь, но тут в дом приходит некий мистический садху, который оставляет на ступеньках книгу «Джива Брахма Айкйан» Шри Свами Сатчидананды. Книга в буквальном смысле спасает Куппусвами, дает надежду на перерождение, будит дремлющую духовность. С момента появления этой книги он относится к своей работе как к духовной практике — старается увидеть в каждом пациенте божье соизволение, некий высший промысел. А «ужасный» Робинс, убедившись в уникальных профессиональных и человеческих качествах доктора, перестает его тиранить и даже повышает ему зарплату.
В Малайзии Куппусвами работает вплоть до 1922 года. Здесь он обретает славу местного доктора Айболита: к нему стекаются страждущие со всех уголков страны, ведь он старается лечить не только телесные заболевания, но и души тех, кто обращается к нему за помощью. Он не просто врач, а целитель, добрый, сострадательный и великодушный. В серьезных случаях Куппусвами целые ночи проводит без сна у постели больного. А в частной практике молодой доктор не только бесплатно лечит бедных, но и помогает им деньгами — лично покупает продукты для соблюдения специальной диеты и оплачивает их счета за лечение в госпитале. «Он раздает деньги, как воду», — пишет о Куппусвами его сингапурский товарищ доктор Гарольд Парсонс. Все свободное время доктор посвящает саморазвитию — практикует асаны Хатха-йоги, изучает труды Свами Вивекананды, Свами Рама Тиртхи, Шанкары, читает Веды, а также Библию и литературу Теософского общества. А на киртаны и бхаджаны, которые иногда проводит Куппусвами, стекаются все местные жители вне зависимости от вероисповедания. Сердце Любви — вот какое прозвище ему дают малайзийцы.
Отшельник
Вскоре Куппусвами понимает, что пришло время перемен. Служение людям в должности врача очищает его сердце для чего-то большего. Он решает прервать врачебную практику, чтобы вернуться в Индию.
И вот наконец Куппусвами стоит на пороге родного дома. Мать радостно кидается ему на шею. Он, кажется, абсолютно счастлив. Но тут с ним приключается странная вещь. Куппусвами выходит на улицу под предлогом наблюдения за разгрузкой багажа и, пока с телеги снимают тюки и баулы, понимает, что накопленное в Малайзии добро ему просто не нужно. Эта мысль так светла и приносит столь великое утешение, что, рассмеявшись с облегчением, он уходит из отчего дома. Навсегда. Напрасно семья ждет его за накрытым столом — он не придет ужинать. Случай, типичный в житиях индийских святых. Так поступали принц Сиддхартха, Нилакантха (Свами Нараян), Парамхасана Йогананда. Так поступил и будущий Свами Шивананда. Поиски Бога приводят его сначала в Варанаси, где он посещает махатм, храмы и присутствует на даршане Господа Вишванатхи, а затем отправляется в Ришикеш, где в этот момент находится Свами Шри Вишвананда Сарасвати, в котором молодой странник узнает своего Гуру. Здесь, на берегу священной Ганги, Куппусвами получает посвящение в санньясу и новое имя Шивананда, буквально означающее «блаженство Всевышнего».
В поисках ответа на вопрос, отчего существуют страдания и смерть, Шивананда раздает имущество и становится отшельником. Он видит свою миссию в самоотречении и аскетизме и следующие 10 лет посвящает занятиям йогой. Обитает в пещерах и полуразрушенных лачугах, соблюдает молчание и постится. Его посты длятся по несколько дней — еда состоит из пресной лепешки роти и воды из Ганги. Каждое зимнее утро он совершает джапа-медитацию (повторение мантр), стоя по пояс в ледяной Ганге, и выходит из воды только с появлением солнца. Он проводит в медитации более 12 часов ежедневно.
Но, похоже, обрести спасение только с помощью жесткой аскезы ему не суждено — изучение Библии не прошло даром. Безусловно, самоотречение просветляет ум и обнаруживает особые, волшебные способности, но сердце открывает только бескорыстная любовь к ближнему. Вскоре он не только убеждается в этом, но и утверждается в дальнейших намерениях — отдать свои знания людям и посвятить им всю оставшуюся жизнь.
Врач-монах
Однажды после особенно долгой аскезы он спускается пополнить запасы воды к Ганге и обнаруживает у берега больного лихорадкой садху. И тут наступает переломный момент в духовной практике Свами. С одной стороны, он аскет, который, согласно традиции, должен быть погружен в собственную практику, а с другой — врач, который обязан помочь каждому нуждающемуся. Чтобы сгладить противоречия, он молча, читая про себя молитвы, начинает ухаживать за больным, пока тот не выздоравливает.
Этот случай все меняет. Вот запись из «Дневника» Свамиджи, относящаяся к тому времени: «Служи бродягам, служи нижестоящим, убирай за ними, чисти им одежды и — наслаждайся». Отныне Свамиджи окончательно находит себя: он ведет жизнь санньясина-врача. Посещает хижины других отшельников и омывает им ноги, просит для них подаяние, кормит их из своих рук. Свами лечит больных холерой, оспой, дизентерией, а если требуется срочная госпитализация, на своей спине относит их в больницу за многие десятки километров по горным тропам. В 1927 году Шивананда открывает благотворительную амбулаторию в Лакшманджуле. Он бесплатно выдает лекарства паломникам, санньясинам и местным жителям. Большинство аюрведических препаратов он изготавливает собственноручно. Вскоре у Свами Шивананды появляются почитатели и постоянные ученики, и в 1932 году здесь, на берегу священной Ганги, основывается ашрам, в который стекаются не только благочестивые индийцы, но и европейские искатели истины.
В 1936 году он создает Общество божественной жизни, которое существует и по сей день. 40–60-е годы — период взлета благотворительно-религиозной деятельности Свами. В 1945 году он учреждает Аюрведическую фармацию Шивананды, а в 1948 году — Лесную академию йоги и веданты; они существуют и поныне с отделениями в разных регионах Индии и за рубежом. При жизни Шивананды в предместье Ришикеша, получившем название Шивананданагара, открываются больницы, глазная клиника, издательства, художественная студия, музей йоги, курсы санскрита, радиоцентр; создаются Всемирная федерация религий (1945) и Всемирная федерация садху (1947).
Революционер
Учение Шивананды — это синтез во всем. Йога для него так же важна, как священные тексты и служение людям. Отношение к Свамиджи ортодоксальных индуистов, настаивающих на системе кастового различия, неоднозначно, ведь Шивананда — абсолютный революционер своего времени: он приглашает в свой дом и в ашрам неприкасаемых, отстаивает право женщин на обучение йоге. Что любопытно, предвосхитив Интернет, он организует удаленное обучение йоге: отправляет по почте письма с уроками тем, кто не может посетить его лично для получения знаний через парампара — линию преемственности.
Шивананда, просветленнейший человек своего времени, выступает против суеверий, которые, по его мнению, лишь отвращают от духовной жизни. «Спутанные волосы и изнуренное тело, — пишет он в «Дневнике», — не имеют ничего общего с божественной жизнью». Он подчеркивает сущностное единство всех религий и призывает заботиться о теле, которое есть дом духа, а не разрушать его аскетическими практиками.
Поучения Шивананды отличаются практичностью, универсальностью и убежденностью в необходимости милосердия. В своих книгах он открывает людям идеи, ранее бывшие достоянием лишь знающих санскрит пандитов. Именно поэтому Свами Шивананда начинает издавать популярную литературу по йоге и веданте, рассчитанную на простых людей, а не на кастовую элиту — брахманов.
Учение Свами Шиванады в одинаковой степени укладывается в понятийный ряд христианина, иудея, буддиста. Это учение, которое Свами намеренно старался сделать понятным всем живущим на этой земле, способным услышать и воспринять.
14 июля 1963 года Свами Шивананда вошел в махасамадхи (самадхи, после которого душа не возвращается, а тело умирает), оставив после себя сотни книг и учеников, принадлежащих к самым разным национальностям, религиям и убеждениям. Его цель — сделать йогу доступной обычным людям, превратить ее в часть обыденной жизни — была достигнута.
Книги Свами Шивананды на русском языке:
• «Новый взгляд на традиционную йога-терапию»
• «Йога и здоровье», «Кундалини-йога»
• «Йога и сила мысли»
• «Господь Шива и его почитание»
• «Лекции по йоге и веданте»
• «Философия идолопоклонства»
Группа почитателей Шивананда-йоги на «Вконтакте»: vk.com/club8281495.
Официальный сайт Шивананда-йоги в России: www.shivananda.ru.