Деда мороза не существует или как поверить в мечту
Мы верим, что после боя курантов жизнь волшебным образом изменится. Отныне в ней не будет места бедам и разочарованиям – все они останутся в уходящем году, а в будущем нас ждет только хорошее. «Пусть наступающий год будет лучше предыдущего!» – знакомый тост, не правда ли? В новогоднюю ночь он звучит за каждым столом.
Ослепленные эйфорией праздника, мы забываем, что желания сбываются не все и не всегда. И цена неоправдавшихся надежд – разочарование, будь то несостоявшиеся встречи, несложившиеся отношения или поход в кино на фильм, который на поверку оказался полной ерундой. Даже если и в работе, и в личной жизни все складывается удачно, нам всегда чего-то не хватает для полного счастья. Что уж говорить о крушении глобальных надежд: осознание того, что мечта всей жизни – будь то рождение ребенка, удачный брак или головокружительная карьера – по каким-то причинам неосуществима, любого из нас приводит в отчаяние. Но даже в этом случае в жизни всегда есть место радостным событиям, надо только уметь разглядеть их. Черную полосу обязательно сменяет белая. Проблема в том, что, поглощенные разочарованием, мы часто упускаем это из виду.
В жизни любого человека случаются неприятности, это неизбежно. Однако принять этот факт очень сложно, и мы с завидным упорством продолжаем попадаться на один и тот же крючок: снова надеемся и опять разочаровываемся, грустим, впадаем в депрессию, расстраиваемся и злимся, растрачивая огромное количество душевных сил, чтобы оправиться от очередного разочарования.
Хула что хвала
Пустые ожидания – это, по сути, замаскированное нежелание принимать вещи такими, какие они есть. Но, используя этот хитрый способ, чтобы уйти от действительности, отвергая ее только потому, что она не во всем такая, как нам хотелось бы, мы лишаем себя того единственного мгновения, в котором и есть наша жизнь. Если все время занимать свой ум переживаниями о прошлом или о будущем, есть риск пропустить самое главное – настоящее.
Именно об этом говорил Будда в своем учении о разочаровании. Мы воспринимаем окружающий мир через призму Восьми Мирских Дхарм: приобретение и потеря, хвала и хула, удовольствие и боль, слава и презрение. Каждый нормальный человек стремится к новым приобретениям, признанию и удовольствию. Но нельзя получить одно без другого: невозможно приобрести, не теряя, или испытывать удовольствие и не знать, что такое боль. Такова природа мироздания, и неприятие этой истины является причиной всех страданий. В одной из четырех благородных истин, провозглашенных Буддой, говорится о дукхи – чувстве неудовлетворенности, которое никогда не покидает нас, если мы отождествляем себя со своими желаниями.
Практика хатха-йоги дает возможность освободиться от этого отождествления. Попробуйте во время занятия понаблюдать за тем, как ум хочет, чтобы тело было способно выполнить то или иное действие, и с какой легкостью вы отождествляете себя с этим желанием, расстраиваясь и разочаровываясь, если не получается сделать идеальным прогиб. Так желания тормозят продвижение по пути совершенствования вашей практики.
О течении жизни от одного счастливого момента к другому можно только мечтать, в реальности такого не бывает. Но чтобы не стать заложником боли и разочарования, надо просто признать их право на существование, наравне с радостью и удовольствиями, которые каждому из нас дарит жизнь. Поступать так означает превратить жизнь в практику йоги. Когда возникает болезненное переживание, практика заключается в понимании того, что вы сами себя сбили с толку пустыми ожиданиями и настолько идентифицировали себя с желаемым, что начали страдать. Это не означает, что физическая и эмоциональная боль, сопровождающая страдание, не реальна. Конечно, боль ранит. Но она появляется и уходит. А разочарование мы переживаем снова и снова, не замечая, что коварная память оживляет уже прошедший опыт – как будто мы смотрим вновь один и тот же надоевший фильм.
У страха глаза велики
Если разложить разочарования на составляющие, то можно выделить три аспекта. Первый – это ожидание. Мы моделируем воображаемую ситуацию: еще ничего не случилось, однако мы испытываем болезненные чувства, как будто неприятное, ранящее нас событие уже произошло. Второй аспект состоит в переживании момента разочарования. И третий – это жизнь с последствиями обманутых надежд.
Поймав себя на ожидании разочарования, легче всего справиться с ним при помощи йоги. Один из моих учителей медитации, Джек Корнефилд, любил цитировать Марка Твена: «Одно из самых больших разочарований моей жизни так и не случилось». Это истинно для каждого из нас. Начиная беспокоиться о неприятных событиях, которые могут произойти в будущем, понаблюдайте, как постепенно вами овладевает страх.
Да, во внешнем мире существует огромное количество страхов. Жизнь полна неожиданностей – приятных и не слишком, – и по большому счету никто с полной уверенностью не может сказать, чем закончится сегодняшний день. Но постоянный страх не предотвращает событий, которым суждено произойти, он только лишает нас свободы. Страхи сами себя взращивают – мы привыкаем жить в постоянном ожидании разочарования только потому, что его боимся. Истинный йогин оставит недоверие к жизни и примет происходящее таким, какое оно есть.
Но как работать с разочарованиями, которые уже случились? Во-первых, наблюдайте их. На Випассане мы следим за дыханием и возникающими звуками, тренирующими ум к устойчивости в сложных обстоятельствах. Вас снесет волна будущего разочарования и потери, если вы не практикуете умение жить в настоящем и теряете душевное равновесие уже при малейших трудностях.
Если вы уже умеете оставаться в настоящем, когда что-то случается, то следующий шаг – научиться полностью принимать новый опыт. Не отрицайте его, не убегайте от него – просто поймите: «Да, это меня разочаровало. Какие чувства я испытываю? Где в моем теле они концентрируются? Эти чувства развивают меня или отбрасывают назад?» Откройтесь разочарованию, примите его, позвольте ему пройти через ваш ум и душу. И затем вы сможете пойти дальше по жизненному пути и не застревать на месте, удерживаемые болью.
Будда учил видеть пустоту опыта, осознавать, что в боли и смятении мы цепляемся за то, что не имеет продолжения; погружаясь в чувство разочарования, мы сами обрекаем себя быть несчастными.
Работа с затяжными последствиями крушения надежд и есть йога. Важно понять различие между сожалением (болью) и страданием (разочарованием). Боль – естественная реакция на потерю, а страдание – неготовность принять ее. То и дело возвращаясь мыслями к печальному событию, которое когда-то произошло с нами, мы начинаем представлять его в ярких красках своих переживаний, своего отношения к нему и в результате превращаем его в некую выдуманную историю, вместо того чтобы принять это событие как свершившийся факт. Трансформируя таким образом действительность, мы допускаем две ошибки.
Первая – это осознание собственной личности в статике. Моменты жизни сменяют один другой, как в кинопленке: даже то, что произошло с вами вчера, – уже факт истории, он остался в прошлом, действительность изменилась, и вы изменились вместе с ней, приобретя полезный опыт (даже в том случае, если он отрицательный). Вторая ошибка состоит в поддержании иллюзии, что ваша боль все еще свежа, хотя прошло уже достаточно времени. Эти ошибки лишают нас свободы восприятия действительности. Будда учил активно работать с подобными ошибками и призывал к пониманию того, что нет не меняющихся личностей и нет событий, все еще происходящих.
Возможно, одно из самых сильных ваших разочарований произошло еще в детстве и вы несете его в себе десятилетиями; может быть, неприятность случилась с вами совсем недавно – вы расстались с любимым или потеряли работу. Не важно, насколько это было горько и больно, важно, что сейчас это уже закончилось. Вы – тот человек, кем стали под воздействием различных жизненных обстоятельств. Позвольте переживанию уйти, пусть оно растворится в реке времени.
Все духовные традиции воспитывают принятие боли и разочарования, проповедуют сострадание ко всем страждущим, терпимость к своим и чужим опрометчивым поступкам и осознание хрупкости и непостижимости самой жизни. Это вовсе не значит, что не надо строить планов и надеяться на лучшее, но осознанное принятие действительности не позволит любовно взлелеянным надеждам и непомерным ожиданиям сделать нас несчастными и испортить праздник жизни.