Далай-лама о постижении глубинного осознавания
Когда китайские коммунисты вторглись в Тибет, мне было всего лишь пятнадцать лет. Через год тибетское правительство приняло решение о том, что я должен взять управление делами страны в свои руки. Это был тяжелый период жизни; свобода целого народа уничтожалась на наших глазах. В 1959 году я был вынужден под покровом ночи бежать из столицы своей страны в Индию. Там, в изгнании, мы ежедневно сталкивались с самыми разными трудностями: от адаптации к совершенно новому для нас климату до необходимости заново выстраивать наши культурные институты.
Духовная практика наделила меня мировоззрением, благодаря которому я мог продолжать поиски решений, не упуская из виду того факта, что все мы — люди, уязвимые для дурных мыслей, объединенные едиными узами и способные стать лучше. Благодаря этому я понял, что сострадание, умиротворенность и проницательность — чрезвычайно важные качества для повседневной жизни, которые необходимо воспитывать, выполняя ежедневные практики. Трудности будут возникать неизбежно, вот почему так важно обладать правильной внутренней установкой. Гнев уменьшает нашу способность отличать благое от дурного. А ведь она является одной из превосходнейших черт, присущих людям. Если мы потеряем её, нас самих можно считать пропавшими. Иногда мы вынуждены действовать решительно, но это можно делать без гнева. Нет никакой необходимости злиться, это просто бессмысленно. Сострадание и спокойствие — вот те качества, которые придают силе воле устойчивость.
На мой взгляд, сострадание необходимо всем. Спокойствие ума и сострадательное отношение к миру — главная потребность всего человечества. Стремление к сочувствию — основа здорового развития для всех людей разных возрастов и профессий: студентов, политиков, инженеров, ученых, домохозяек, врачей, учи¬телей, адвокатов.
В наше время многие люди, которым приходилось общаться с тибетцами, отмечают их добропорядочность. Несмотря на то, что тибетский народ потерял собственную страну из-за вторжения и сейчас испытывает постоянные невзгоды, его представители спокойны и не теряют самообладания. Некоторые думают, что это свойство характера присуще тибетцам от природы, но для большинства очевидно, что оно произрастает из их мировоззрения: готовности использовать неблагоприятные обстоятельства для духовного развития. Благодаря этому тибетцам удается избежать подавленности, а их беззаботность — это внешнее проявление внутренней свободы от тревожности. Причиной тому — учение о сочувствии, широко распространенное в Тибете.
Практика сочувствия, соразмерная нашим возможностям, заключает в себе большие преимущества. Также очень важно делать пожелания, чтобы в будущем мы могли совершать более сострадательные поступки. Если люди делают свою работу, руководствуясь правильным намерением, она начинает приносить пользу. С другой стороны, если человек применяет свои профессиональные качества, не имея такого намерения, а действуя из эгоистичных побуждений или под влиянием гнева, то его профессиональная деятельность не приносит пользы человечеству. Вместо этого умения и навыки, полученные в ходе освоения профессии, влекут за собой несчастье и беды. Так что сочувствие — это самое главное.
Я на собственном опыте убедился в том, что можно изменить внутреннее отношение и преобразовать ум. Несмотря на то, что ум представлен в организме человека в виде серого мягкого бесформенного вещества, он может быть крепче стали. Для его закалки необходимо упражняться в терпении и целеустремленности. Если мы будем воспитывать свой ум с упорством и решимостью, шаг за шагом продвигаясь к цели, то добьемся успеха, какие бы сложности ни возникли на нашем пути. Терпение, практика и время повлекут за собой перемены. Не сдавайтесь, наберитесь храбрости и шагните так далеко, как сможете.
Далай-лама. «Сердце медитации: постижение глубинного осознавания», Издательство «Э», 2017