Что такое самадхи?
Перечитывая в очередной раз «Йога Сутры» с комментариями Сатьянанды Сарасвати, наткнулся на очевидное противоречие в комментариях на сутру, описывающую самадхи. Это подтолкнуло к более глубокому исследованию в попытках разобраться, о чем же написано в ней. Данная статья является результатом исследования.
Самадхи – последний этап совершенствования процесса однонаправленной концентрации, называемый самьямой (дхарана-дхьяна-самадхи). В дхаране ум иногда отвлекается, и поток сознания (внимания) на объект прерывается. В дхьяне присутствует постоянная однонаправленная концентрация на объект, и поток сознания непрерывен.
Что происходит в самадхи, описано в сутре 3, 3-й главы. На санскрите это звучит следующим образом: Tadevarthamatranirbhasam svarupashunyamiva samadhih.
Далее перевод каждого слова: Tadeva – то же artha – объект дхьяны matra – только nirbhasam – появление svarupa – своя собственная форма (в начале книги в сутре 3, это же слово переведено как своя собственная (сущностная) природа) shunyam – пустой iva – как если samadhih – самадхи.
Далее автор даёт собственную интерпретацию этой сутры: «Это состояние становится самадхи, когда есть только объект, появляющийся без осознания собственной самости». Версия автора мало коррелируется с прямым переводом слов сутры, и кроме того, почему-то совсем не отражён аспект Пустоты (shunyam), который совершенно определённо присутствует в первоисточнике. Более того, далее в комментарии автор утверждает, что никакой Пустоты там нет: «Иногда говорят, что в состоянии глубокой концентрации объект исчезает. Но эта сутра говорит нам, что объект не исчезает, наоборот, он единственный преобладает».
Дальше ещё интересней, в конце того же комментария можно прочесть следующее: «В третьей стадии вы начинаете с дхараны, немедленно входите в дхьяну и внезапно приходит Пустота. Это первая стадия самадхи: вы помните объект, но нет другого осознания». Это абсолютно противоречит тому, что было в начале комментария, но это значительно ближе к тому, что написано в первоисточнике.
Если сделать прямой перевод сутры, то выглядит это примерно так: «Когда тот же объект дхьяны появляется в Своей Собственной Природе Пустоты (svarupashunyam), это самадхи». Самадхи тем и отличается от дхьяны, что исчезает объект, и появляется Пустота. Но это не осознающая пустота поверхностного сознания, о которой я писал в предыдущей статье, это Великая Пустота, стоящая за всеми объектами, в которой они растворяются в процессе инволюции (возврата к источнику). В ней прекращаются все прояления сознания (читта вритти ниродха). Дхьяна создаёт однонаправленный поток внимания на объект. Объект – «дверь» в Пустоту. В самадхи эта «дверь» открывается (исчезает объект, он растворяется первым), и сознание практикующего начинает втягиваться и поглощаться Великой Пустотой.
Начальные стадии самадхи могут быть абсолютно бессознательными, поскольку индивидуальное сознание растворяется в Пустоте, и нет осознания самого себя. На этих стадиях обычно происходит полная остановка дыхания (кевала кумбхака), затем останавливается сердце, и тело погружается в состояние анабиоза. На последующих стадиях происходит контакт (связь) с Сознанием (Сверхсознанием), пронизывающем эту Великую Пустоту.
Подтверждение всему выше сказанному мы можем найти в другом очень известном тексте по йоге – «Хатха Йога Прадипике», где описаны аналогичные процессы в сознании, и кроме того подробно разъяснён процесс однонаправленной концентрации на внутренний звук: Глава 4 «Самадхи». Шлока 62. «Когда все известые объекты исчезают, ум поглощается или растворяется. Когда ум растворяется, наступает кайвалья». Шлока 101. «Понятие акаши существует всё то время, как слышен звук. Безмолвие, которое есть Высшая Реальность, называется Высшей Атмой». Шлока 102. «Всё, что слышится в виде мистической нады, есть, в действительности, шакти. То, в чём растворяются все элементы, есть Бесформенное Существо, Высший Владыка (Парамешвара)». Все объекты, так же, как и звук, есть форма шакти (энергии), и все они аналогично растворяются в Пустоте. Но внутренний звук – самый лучший объект для концентрации, поскольку после пробуждения он всегда звучит в сознании практикующего, и не надо прилагать усилия, чтобы что-то визуализировать и удерживать в сознании, как в случае с другими объектами.
Успешной Всем Практики!
Владимир Ожогин – инструктор по йоге, ученик гуру-йоги Шри Шалендра Шарма.
Фото: brendayoga/instagram.com