«Читта вритти ниродха» и остановка внутреннего диалога – что это?

«Читта вритти ниродха» и остановка внутреннего диалога – что это?

Во многих статьях по йоге, и комментариях к ним, а также на многих семинарах, очень часто используется термин из Йога Сутр «Читта вритти ниродха» (прекращение проявлений сознания) – под этим часто понимают остановку «внутреннего диалога» и вхождение в состояние осознающего, пустого ума. Некоторые известные преподаватели йоги разрабатывают специальные последовательности асан и пранаям, чтобы попасть в это состояние и находиться в нем, и остановка «внутреннего диалога» – хрустальная мечта многих практикующих. Я думаю, что термином «читта вритти ниродха» Патанджали описывает гораздо более глубокое состояние сознания.

Наше сознание – многослойная вибрационная структура, чем глубже, тем выше частота вибраций, тоньше «материя». Мышление происходит на достаточно поверхностном, низковибрационном (грубом) слое сознания. Наблюдатель, который видит мышление, может находиться чуть глубже, в соседнем «слое», тоже достаточно поверхностном. Полное прекращение мышления не означает, что в более глубоких слоях сознания тоже все остановилось, они остаются непробужденными и находятся за пределами восприятия.

Если для вхождения во «внутреннее безмолвие» используются практики асан и дыхательные упражнения или техники, задействующие органы чувств, то включаются структуры сознания, которые связаны с телом и органами чувств, что не дает погрузиться глубже.

Глубина «океана» Сознания огромна, поверхностная осознающая пустота может покоиться на океане непробужденного Сознания, если вы конечно не великий Мастер Йоги и не достигли полного пробуждения Сознания. Для дальнейшего пробуждения сознания нужно погружаться глубже, и поэтому во всех серьезных практиках тело пытаются удерживать абсолютно неподвижным, это активизирует внутренние процессы в более глубоких слоях Сознания, за пределами телесных органов чувств (Пратьятхара).

Далее, через совершенствование процесса однонаправленной концентрации, происходит погружение в еще более глубокие, тонкие, слои сознания. Разворачивается процесс самьямы – (дхарана – дхьяна – самадхи), это приводит к высвобождению содержимого этих слоев (самскары, клеши, память прошлых жизней, уровни сознания, соответствующие сну со сновидениями и без и т.д.). Это процесс очищения сознания (читты) и пробуждения этих слоев. И так до последнего «слоя», где энергия (прана) находится в своем изначальном, абсолютно уравновешенном, неподвижном состоянии, здесь нет никаких проявлений сознания – «читта вритти ниродха», это не остановка «внутреннего диалога».

На этом уровне заканчивается полное глубинное очищение и пробуждение Сознания. Здесь происходит непосредственное восприятие чистого (незамутненного) Света Духа (Пуруши), т.е. связь с ним (Йога есть связь, союз). Свет Пуруши – это не только Свет самоосвещающегося Осознания, но и Свет Любви. Остановка «внутреннего диалога» помогает очистить только поверхностные слои сознания и получить контроль над ними. Глубинная очистка и пробуждение Сознания – это совсем другой, очень сложный уровень практики, об этом и написаны Йога Сутры. Это недостижимо практикой асан, поэтому им и не уделено много внимания в них.

123.png

Если посмотреть на Йога Сутры в целом, то с чего они начинаются, тем они и заканчиваются в разъясненном виде:

«Глава 1. Шлока 2. Читта вритти ниродха – прекращение проявлений сознания есть йога».

«Шлока 3. Тогда «видящий» пребывает в собственной природе (форме)». Дальше описано достижение многочисленных видов самадхи, после чего, в конце – достижение состояния Кайвальи».

«Глава 4. Шлока 34. Кайвалья есть инволюция гун по причине выполнения их назначения, или это есть восстановление Пуруши в его естественной форме (собственной природе), которая есть Чистое Сознание».

Инволюция – это возвращение гун к своей первоначальной форме, это очень глубокий уровень Пракрити, где гуны находятся в уравновешенном состоянии. Здесь и прекращаются все проявления сознания – это и есть «Читта вритти ниродха». Здесь и происходит восстановление (утверждение) Пуруши в его собственной природе. Этот процесс я и пытался описать ранее.

Кайвалья – результат многочисленных очень глубоких практик разных форм самадхи, приводящих к полному, глубинному очищению и пробуждению Сознания. Поэтому, даже если вы с помощью асан и дыхательных упражнений легко входите в отрешенное, осознанное состояние «внутреннего безмолвия», но при этом уровень вашей личной практики медитации (если она есть вообще) не находится на уровне устойчивого вхождения хотя бы в начальные формы самадхи, то вы находитесь на поверхности не очищенного и не пробужденного Сознания, и полагать, что вы далеко продвинулись в йоге – не совсем правильно. А если вы не можете даже войти в состояние «внутреннего безмолвия» хотя бы ненадолго, то …вам повезло, что вы начали заниматься йогой, это уже неплохо.

Можно быть очень харизматичной личностью, или прочитать много книг по йоге и красиво говорить об этом, быть очень «раскрученным», и в эпоху интернета это несложно, иметь много поклонников и считаться в «глазах общественности» очень продвинутым йогом. Но при этом даже не иметь никакой ежедневной практики за пределами «физкультуры», в силу большой занятости из-за популярности. Уровень «продвинутости» определяется уровнем личной практики, а не мнением «общественности» и нужно быть очень честным с самим собой.

Достижение Кайвальи – удел немногих героев, кто отважится туда идти, это требует длительной интенсивной практики и серьезного изменения образа жизни, и без Учителя это практически недостижимо. И не факт, что удастся реализовать это за одну жизнь.

Что касается реализации «внутреннего безмолвия», как осознающей пустоты, то к ней можно прийти и без практики асан, используя другие, в принципе несложные техники, хотя хорошо и грамотно проработанное тело и очищенная пранаямой энергетическая структура очень помогают в этом процессе.

Но чтобы ориентироваться в различных пустотных состояниях ума тоже неплохо иметь квалифицированного учителя. Смысл не в том, чтобы в уме никогда не было мыслей, а в том, чтобы всегда чувствовать «пустоту» за мыслями и быть «укорененным» в ней, тогда есть возможность не втягиваться в мышление, это приводит к самовысвобождению мыслей и эмоций, без их подавления. И приводит, в итоге, к очищению и полному контролю ума. Это благоприятные условия для начала более серьезной практики однонаправленной концентрации, поскольку мышление более не привязывает вас к поверхности и легче погрузиться глубже.

Наработка проявлений «внутреннего безмолвия» тоже непростая задача, но это несопоставимо с достижением Кайвальи, и здесь за одну жизнь можно много чего добиться. Это является обязательным этапом в практике, поскольку позволяет пробудить и контролировать поверхностные слои сознания. Если этим пренебречь и сразу полезть в глубокую медитацию, это может привести к подъему на поверхность переживаний такой силы, с которыми можно не справится и получить большие ментальные проблемы.

Поэтому нужно обязательно добиваться проявлений хотя бы проблесков «внутреннего безмолвия», чтобы познакомиться с Присутствием Осознающей Пустоты, и научиться переносить свое сознание туда, «укореняясь» в ней. Обычно это автоматически включает состояние полной отрешенности к внешнему миру, но иногда из глубины идет мощное проявление аспекта Любви (Духовной Радости). Кроме того это позволяет отстранятся от структур личности (ложного эго). И дает возможность, через Пустоту, «общаться», дружить со своим Духом.

Спектр пустотных состояний достаточно обширен, в зависимости от количества и силы проявленных аспектов. Не все из этих состояний «позитивны», например ум может «схлопываться», терять ясность, включается состояние «пустотной тупости». Не нужно относится к мышлению, как к негативному процессу. Мышление может наполнять ум «высокими» или «низкими» вибрациями, в зависимости от того, о чем вы думаете и как. Нужно учиться управлять мышлением, добиваясь преобладания «высоких» вибраций. Кроме того, мышление – это канал связи. О ком вы думаете, с тем вы и связываетесь.

Если очень сильно «вбить» себе в голову, что ум всегда должен оставаться пустым и упорно цепляться за пустоту, есть вероятность создать незаметную блокировку сознания, которая будет мешать выходить на поверхность каким-то внутренних проявлениям, блокируя очищение ума и проявление просветленных качеств сознания. И «зависнуть» в этом заблокированном состоянии можно надолго.

Пустота – не единственный аспект, который должен находиться в уме, но это ловушка для достаточно опытных практиков, кто уже регулярно «общается» с пустотой. Если вы уже достаточно хорошо чувствуете пустоту, то есть смысл иногда специально «генерировать» мышление, чтобы за ним не терять пустоту и развивать отстраненность от энергетических феноменов ума, развивая качества Наблюдателя: присутствие (существование) и осознание (восприятие).

Для начинающих лучше использовать отдельные практики, специально направленные на проявление отдельных аспектов ума – пустоты, осознания и присутствия, добиваясь более полного проявления этих граней, не забывая прорабатывать аспект любви и сострадания. Потом эти аспекты начинают проявляться в уме в разных комбинациях или одновременно. Но это предмет отдельного разговора, статьи. Естественно, необходимо практиковать в ежедневном режиме, без этого успеха в практике добиться сложно.

Желаю успехов в практике и достижения полного пробуждения Сознания!


Владимир Ожогин – инструктор по йоге, ученик гуру-йоги Шри Шалендра Шарма.

Фото: philosophiemama/instagram.com

Читайте также