Будь в ответе

Вы в йога-студии, тема занятия – наклоны вперед. К вам подходит преподаватель и кладет руки на спину, поощряя углубить позу. Какое-то время вы колеблетесь, но потом следуете инструкциям. Вы послушно тянетесь, и вдруг вашу ногу пронзает острая боль. Ну вот, порвали подколенное сухожилие… Сложный вопрос: кто виноват? Или, если смягчить формулировку, кто несет за это ответственность? То, как вы на него ответите, крайне важно.

Во всех подобных ситуациях: от автомобильной аварии до ссоры с лю­бимым человеком, наша естест­венная реакция – это возложить вину на кого-то еще. Такая модель поведения практикуется в нашем обществе веками и называется «поиски виноватого». Мы исходим из того, что кто-то не прав и должен быть за это наказан – например, с помощью судебного преследования или разрыва отношений.

Поиски виноватого всегда предполагают элемент противостояния. Если это не моя вина, то твоя. Если твоя, то не моя. Ты обидчик, я жертва. Может, я и приму искренние извинения, если они прозвучат достаточно униженно и ты попытаешься как-то меня задобрить. Возможно, я даже признаю, что имел к произошедшему какое-то отношение. В последние пятьдесят лет эта многовековая, сталкивающая людей лбами парадигма начала потихоньку меняться, по крайней мере на Западе. На смену ей приходит то, что я называю «всесильная ответственность» или «безусловная ответственность». Изначально безусловная ответственность возникает из осознания того факта, что готовность принять на себя ответственность позволяет как-то менять жизнь, вместо того чтобы постоянно выступать в роли жертвы.

Воспринимая себя как основное действующее лицо даже в тех ситуациях, которые по всем законам логики находятся вне вашей компетенции, взяв на себя безусловную ответственность, вы перестаете винить других: родителей, неосторожных водителей, налоговую систему, босса – и вместо этого смотрите, какова ваша роль в создании сложившихся обстоятельств или, по крайней мере, как бы вы могли повести себя, если бы… Другими словами, вы никогда не являетесь жертвой, потому что у вас всегда есть выбор.

Разделить по справедливости

В нашем сознании с рождения запрограммированы самскары: тонкие отпечатки впечатлений и привычек прошлых жизней, предопределяющие наши наклонности и выбор, который мы делаем. А значит, они являются причинными факторами происходящих с нами событий – даже если на первый взгляд эти события развиваются без нашего участия. Рассуждая таким образом, работая над собой и корректируя свои самскары, на самом деле можно менять свою жизнь. Тем не менее бывают ситуации, которые, как бы ни старались, мы не можем контролировать. И действительно, «виновником» нередко выступает кто-то другой. Например, авиамеханик, допустивший взлет самолета с неисправностью, виноват в катастрофе. Кроме того, в большинстве текстов по карме говорится о существо­вании коллективной кармы. Так, не все жертвы урагана несут за случившееся прямую кармическую ответственность: в некоторых случаях работают более тонкие кармиче­ские механизмы. Все мы в той или иной степени находимся под влиянием коллективной кармы нашего общества; каждый из нас может оказаться в «неправильном» месте в «неправильное» время.

Так же, как позиция невинной жертвы делает нас беспомощными, безусловная ответственность «за все на свете» дает нам силу, но при этом поощряет оторванное от реальности, самонадеянное ощущение контроля над обстоятельствами, даже если в действительности мы их не контролируем. Ни один человек не заболеет раком «по доброй воле». А если это не наш выбор, значит, все-таки мы не всесильны. Неверно также считать, что мы вообще «не виноваты» в том, что заболели, и наша диета, образ жизни и прочие зависящие от нас факторы здесь ни при чем. В большинстве случаев правда жизни где-то посередине.

Между «поиском виноватого» и «безусловной ответственностью» находится то, что можно назвать «разделением ответственности». Согласно этому подходу, вы признаете свою ответственность, но учитываете и другие факторы. Вернемся к случаю с порванным сухожилием. Какова вина преподавателя? Возможно, от вас потребовали слишком многого. Возможно, он или она не настолько опытны, чтобы разглядеть реальный потенциал вашего тела. С другой стороны, вы слепо послушались инструкций и проигнорировали сигналы своего тела. Возложив всю вину на инструктора, вы упускаете шанс непредвзято взглянуть на эту ситуацию, понять, какова доля вашей ответственности, усвоить урок на будущее. Хуже всего, если вы почувствуете себя жертвой – беспомощной, озлобленной и подавленной. С другой стороны, взвалив полностью вину на свои плечи, вы беретесь утверждать, что являетесь настоящим экспертом по телу, даже если только-только начали практиковать йогу. Итак, умение брать на себя ответственность – это целая наука соблюдения баланса. Мы признаем, что в любой ситуации присутствует несколько «участников», каждый из которых вносит в нее свой «вклад». Таким образом, речь может идти только о совместной, взаимо­зависимой ответственности. Вы должны отвечать только за себя: ни больше, ни меньше. Любой «перекос» не полезен.

В то же время, если даже 95 про­центов ответственности за ситуацию не ваши, источник силы находится в выявлении и признании принад­лежащих вам 5 процентов. Вот с ними вы можете работать, именно они позволят вам учиться на своих ошибках и менять себя и свою жизнь. Умение усваивать жизненные уроки, учитывая собственные и чужие ошибки, творит истинные чудеса. Овладев им, вы сами будете нести перемены, которые хотели бы видеть в окружающем мире, и первый шаг к этому – научиться определять свою долю участия в любой ситуации. Большинство состоявшихся, благополучных людей достигают успеха в том, что делают, именно потому, что освоили искусство стойко переносить любую несправедливость, неудачу и травмы, признавать и исправлять свои ошибки, используя все это как отправной пункт к дальнейшему росту.

Тот, кто знает

Мой учитель, Свами Муктананда, однажды сказал, что йогин – это человек, который знает, как обращать любой жизненный опыт себе на пользу. Он имел в виду не погоню за выгодой, а умение трансформировать каждое мгновение жизни в практику. Йогин принимает все происходящее как данность и работает с этим. Он учится меняться внутри, с тем чтобы гибко подстраиваться под любые обстоятельства, реагируя творчески и позитивно. Для йогина слово «ответственность» на самом деле означает способность к «ответу» – мастерство спонтанно и легко отвечать на зов внешнего мира, черпая знание в безмятежной глубине своего существа и вознося любую ситуацию на качественно новый уровень. Это умение откликаться на происходящее из самого центра своего «я», где вы настолько непоколебимы, что ничто не может выбить вас из колеи.

Для начинающего йогина, только ступившего на путь мастерства, ответственность начинается с изучения самого себя. Очевидно, что наша реакция на окружающий мир зависит от того, как мы себя ощущаем в каждый конкретный момент. Если, к примеру, мы устали, сердиты или наш ум чем-то отвлечен, мы реагируем на все по-другому, нежели чем когда спокойны, сосредоточены и полны энергии. Большинство серьезных ошибок мы совершаем в тот момент, когда наше внутреннее равновесие по какой-то причине нарушено. Именно здесь нам может помочь практика внутреннего диалога, самопроверки, изучения самого себя. Когда мы задаем себе важные вопросы, в нас пробуждается внутренний мудрец – та часть нашего «я», которая не только лучше всего справляется с ролью ответственного взрослого человека, но и указывает нам путь в трудные времена. Наше обычное, поверхностное «я» может совершенно потеряться в ситуации, однако наш внутренний мудрец всегда точно знает, что и когда делать, а когда не делать ничего. Если мне необходимо понять, что со мной происходит, я задаю себе три вопроса, о которых пойдет речь дальше.

Неприятности случаются

Я выполняю практику самопроверки настолько давно, что это происходит практически на подсознательном уровне. Так, когда в прошлом году я попала в автомобильную аварию, три вопроса всплыли у меня в голове сами собой. Благодаря им я не только смогла выдержать это серьезное испытание, но и узнала кое-что по-настоящему новое и ценное относительно уровней ответст­венности. Был ранний вечер, на улице начало смеркаться. Я ехала на своей машине за машиной приятельницы, которая вызвалась показать мне дорогу. Мы очутились на нерегулируемом перекрестке. Только разметка, никаких светофоров, никаких знаков. Моя подруга проехала вперед. Несмотря на то, что из-за угла могла появиться машина, я чувствовала себя в безопасности, поскольку справа от меня пешеходы переходили дорогу. Я старалась не отстать от подруги. Но стоило мне въехать на перекресток, как справа выскочила машина. Ее перед­ние фары были выключены. Я мельком увидела водителя, который явно что-то говорил, повернувшись к своему пассажиру. Я врезалась им в бок, причем, слава богу, ехала я очень медленно. Меня била нервная дрожь. Свернув на обочину, я автоматически проверила свое внутреннее состояние, задав себе первый вопрос: «Кто я сейчас?» Мне повезло, я не пострадала. Но сердце буквально выскакивало из груди от избытка адреналина. Я пребывала в состоянии тревоги и страха. Больше всего я боялась, что это моя вина. Второй вопрос, а именно: «Где я сейчас?» – заставил меня обратить внимание на царящий вокруг хаос. Правая передняя фара моей машины была разбита, на крыле красовалась вмятина. Молодая пара из второго авто рвала и метала. Их машина дымилась, управление было повреждено, ее нужно было тащить на буксире. Женщина кричала, что машина безвозвратно загублена и что ей срочно надо домой к ребенку.

Тогда я задала себе третий вопрос: «Что я сейчас должна сделать?» Мне стало ясно, что сначала необходимо принять сложившуюся ситуацию и определить в ней свою долю вины и ответственности. Молодая пара, очевидно, ожидала, что я буду защищаться и спорить. Какой-то прохожий говорил: «Я все видел! Это она в вас врезалась! Для меня этот момент стал поворотным. Когда кто-то ругает вас за ошибку, которую вы совершенно определенно совершили, можно растеряться и выбрать одну из трех неправильных линий поведения. Первый вариант – занять жесткую оборонительную позицию, направив свой гнев на оппонента и саму ситуацию. Второй – заняться самобичеванием. Третий – абстрагирова­вшись от своих чувств, собрать волю в кулак, чтобы пройти через все это. Я чувствовала, что склоняюсь к третьему варианту – возведению внутри себя некой защитной стены. На минуту я сфокусировалась, чтобы скорректировать свое внутреннее состояние. Я сделала несколько глубоких вдохов и выдохов и постаралась ослабить напряжение в области глаз. Мне нужно было срочно найти баланс между восстановлением собственной энергетики и установлением контакта с оппонентами.

Я обратила внимание, что взбудоражена еще и потому, что отчаянно пытаюсь найти себе оправдание, то есть увильнуть от ответственности. Осознав это, я решила признать себя виновником аварии. Стоило принять это решение, как буря эмоций внутри улеглась. Сработала одна из великих жизненных закономерностей, зная о которой духовные учителя постоянно твердят нам о пользе ненасилия. Я сказала водителю: «Да, у вас было приоритетное право проезда».

Увидев, что я не собираюсь ругаться, он кивнул и расслабился. Следующие шаги из серии «Что я должна делать?» были уже спокойными и относительно легкими. Мы обменялись информацией. Появился полицейский, который, все проверив, сказал, что этот вопрос должны улаживать между собой страховые компании, и вызвал эвакуатор. Затем я, собравшись с духом, села в свою машину, до­ехала до места ночлега и позвонила в страховую компанию, чтобы сообщить об аварии. В этот момент я обнаружила, что снова задаю себе три вопроса. «Кто я?» Меня по-прежнему слегка потряхивало, и я ощущала смутное беспокойство относительно того, согласится ли страховая компания покрыть издержки по ремонту чужой машины. «Где я? Что сейчас происходит?» Я была голодна. Я сделала все, что могла. Ранним утром следующего дня начинался семинар, и мне нужно было появиться на нем в лучшей форме. «Что я должна делать?» Здесь снова можно было «заблудиться», выбрав одну из трех неправильных линий поведения. Разрешить себе трястись от страха, ожидая, что все сложится наихудшим образом: «Страховая компания не заплатит или заплатит, но стоимость страховки возрастет. Машину будет сложно перепродать». Обвинить себя во всех грехах: «Как я могла не видеть, куда еду?» И наконец, полностью эмоционально отстраниться от аварии и сжав зубы делать то, что нужно, отыскивая лучшие решения, подавляя чувства тревоги и страха. Пойти по любому из этих путей значило накопить лишний кармический багаж. Отторжение и подавление эмоций приводят к тому, что травма «застревает» в нашем тонком теле и в будущем определяет нашу картину мира, в том числе представление о себе. Например, мы начинаем думать, что «жизнь несправедлива», или считать себя «человеком, вечно попадающим в разные глупые истории».

Что же нужно было сделать, чтобы стабилизировать свое внутреннее состояние? Первым делом я рассмотрела ситуацию с точки зрения «разделения ответственности». Что от меня зависело, а что нет? Определенно здесь сыграло роль неудачное стечение обстоятельств. Сколько раз каждый из нас бывал на грани аварии или несчастного случая, но беда проходила стороной? Моя приятельница могла бы притормозить. Второй водитель должен был смотреть на дорогу. Тем не менее у него было приоритетное право проезда – таким образом, все, по сути, сводилось к тому, что мне стоило быть внимательнее. Затем я задала себе вопрос, который всегда помогал мне извлечь пользу из любой ситуации: «Чему я научилась?» Ответ напрашивался сам собой: «Нужно смотреть, куда едешь». Но было и еще кое-что: я поняла, что, следуя за другой машиной и по этой причине несколько расслабившись, я бессознательно отдала свою судьбу и свою безопасность в чужие руки.

Выбор сделан

Это открыло мне глаза. Я начала вспоминать другие ситуации, когда слепое следование за лидером плохо для меня кончалось. Совершала ли я ошибки, потому что с готовностью выполняла чьи-то инструкции, не думая собственной головой? Случалось ли мне послушно кивать, внимая наставлениям босса, даже если я была с ним не согласна? Считала ли я, что перекладывание ответственности на других людей каким-то образом защитит меня от собственной негативной кармы?

Я осознала: то, что со мной произошло, явно указывает на необходимость внести некоторые серьезные коррективы в мою жизненную позицию. Усвоенный мною урок не сводился к тому, что на перекрестке нужно смотреть по сторонам. Я раз и навсегда уяснила, что несу полную ответственность за любое свое решение и что чужой авторитет, каким бы он ни был, не может служить стопроцентной гарантией моей безопасности. В конечном итоге все сводилось к ответственно­сти, а точнее, к осознанию личного «вклада» в системе разделенной ответственности. Цена неумения признавать свою вину – бессилие. Силу дает способность брать на себя ответст­венность за выбор, сделанный исходя из глубокого понимания истины конкретного момента. Для йогина ответст­венность за свое внутреннее состояние не значит стараться все время быть в прекрасном настроении. Мы должны осознавать свою роль в паутине причинно-следственных связей и, принимая решения, стремиться, чтобы наш личный «вклад» был более позитивным, продуманным, искусным. Как писал поэт Т. С. Элиот: «Нам остаются попытки, остальное – не наше дело».

Комментарии

Читайте также