Благодарная работа
И преподаватели йоги, и консультанты по личностному росту, и психологи, и бизнес-коучи сталкиваются с одинаковыми проблемами, когда дело касается взаимодействия с клиентом на уровне чувств. Если вы думаете о том, не начать ли карьеру инструктора или консультанта, если вы делаете первые шаги на этом поприще, вам будет полезно узнать о тех подводных камнях, которые могут встретиться на вашем пути. Мы выделили девять самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются начинающие тренеры.
Время начинать
Можно ли мне приступать к обучению других? Достаточно ли у меня знаний? Вправе ли я предлагать свои услуги, не имея никакого опыта за плечами?
Первый шаг – самый сложный. Первая консультация, как первая любовь, не забывается с годами. Момент, когда пора начинать, невозможно вычислить умом – вам должно подсказать о нем ваше сердце. Чувство, что знания вас переполняют, желание откликнуться, вмешаться, подсказать, дать совет – все это признаки того, что вам есть чем делиться. И если люди неожиданно для вас, «случайно» сами начинают тянуться к вам за советом, значит, момент настал.
Один из самых волнующих вопросов начинающих тренеров – вопрос образования. За годы работы нам доводилось встречать две крайности: коучей по профессии – людей с хорошим профильным образованием, но так и не сумевших приступить к реальной деятельности, и коучей по жизни – людей, не имеющих соответствующих дипломов, тех, кто работает, опираясь на свой личный опыт. Истина посередине. Ни один диплом в мире не привлечет к вам клиентов, если ваши знания представляют собой книжную теорию, оторванную от жизни. Но и одним только житейским опытом не обойтись – знания вам обязательно понадобятся. И помните главное: даже перейдя в статус учителя, мы не перестаем быть учениками.
Цена вопроса
Один из законов успешного коучинга – не работать бесплатно. Несмотря на распространенные призывы быть щедрыми и, не жалея, делиться с окружающими всем, что имеешь, нужно четко уяснить, что к коучингу это отношения не имеет. К коучу человек приходит с проблемой, и если коуч, отдав свою энергию в виде знаний, времени и усилий, не возьмет взамен оплату, он возьмет на себя проблему.
Другой аспект этой ситуации заключается в том, что если сам человек ничего не вытащил, не отдал, не высвободил из себя, то в нем нет места для нового. Момент отдавания во имя того, чтобы проблема решилась, существовал во все времена. В старину таким «отдаванием» являлся, например, пост или долгий пеший путь к месту паломничества, на востоке по сей день приняты подношения святым. Все это усилия, которые необходимо приложить человеку, чтобы отдать, выпустить из себя часть привычных энергий и обеспечить в себе место для нового. В наше время эквивалентом подобных усилий являются деньги.
Часто новичку неловко просить за свои занятия деньги – он готов чуть ли не сам приплачивать, лишь бы к нему ходили. Если вы стесняетесь назначить цену, попросите заплатить вам символическую сумму или оказать какую-либо услугу взамен. Так будет лучше и для вас, и для того, кто к вам обратился.
Техника безопасности
Многие в начале своего пути слишком вовлекаются в проблемы клиента и во время занятия отдают больше, чем требуется.
Одна наша клиентка, начинающий инструктор по йоге, рассказала, что с ее первой ученицей у нее сложились очень теплые отношения. Всякий раз, когда она приезжала к ней домой проводить занятие, они вели задушевные беседы, пили чай. Их общение явно выходило за рамки обучения йоге, и инструктор была счастлива, что первый же опыт оказался столь успешным. Однако вскоре начались сложности. Девушка чувствовала, что ее навыки как инструктора интересуют клиентку все меньше, зато чаепития и разговоры по душам занимали все больше времени и стали ее утомлять. Изменить что-либо в этих встречах она уже не могла, отказаться от них считала некрасивым и пребывала в полном отчаянии, пока мы не помогли ей разобраться в причинах ситуации и найти верное решение. Если человек продолжает из раза в раз брать на себя проблемные состояния клиента, то очень скоро он испытывает разочарование и может даже прийти к выводу, что тренерство – не его стезя. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо владеть «техникой безопасности», приемами входа и выхода из занятия. И, кроме того, не полагаться на общие знания, а продумывать тактику работы с конкретным клиентом заранее.
Не мои проблемы
Зачастую коуч видит, что, не желая того, переносит проблемы клиента в свою собственную жизнь. В нашей практике нередки такие случаи, вот один из них.
Человек пришел на очередную консультацию с довольно серьезной проблемой по работе, ко всему прочему он плохо себя чувствовал: явно болел. Коуч взялся за дело с энтузиазмом, помог разобраться в проблеме, найти пути решения. Клиент был очень обрадован и вдохновлен. Встреча придала ему сил, и он ушел ободренным и даже как будто выздоровевшим. На следующий день он позвонил коучу сообщить, что проблема на работе решилась и он чувствует себя великолепно. Тому, однако, было не до благодарностей: накануне вечером он свалился с температурой, проживая на себе все признаки заболевания клиента. Налицо переход проблемной энергетики с клиента на коуча.
В таких ситуациях тренер испытывает двоякие чувства. С одной стороны, счастье, что сумел помочь клиенту в очень непростой ситуации, и подтверждение своего мастерства. С другой – ощущение опустошенности, которое быстро приходит на смену эйфории. Вместе с осознанием того, что проблема клиента решилась за счет тебя. А это, согласитесь, совсем не профессионально.
Золотая середина
Как же обучать, но не брать проблемы на себя и не делать работу за человека? Ведь если тренер не вовлечен, ведет себя отстраненно и работает, что называется, по часам, он рискует приобрести репутацию плохого тренера. И наоборот, отдавая всего себя, он может заслужить звание превосходного тренера или отличного консультанта, но вред, наносимый самому себе, может оказаться непоправимым.
Каждому коучу приходится постоянно искать и находить равновесие, при котором клиент сам достигает поставленных целей, с помощью собственных ресурсов и приобретенных навыков. Хороший коуч не тот, кто умеет решать сложные задачи, а тот, кто умеет научить этому другого, оставаясь при этом здоровым и успешным.
Здравствуй и прощай
Для начинающего коуча настоящей катастрофой может стать ситуация, когда человек, придя на две-три встречи, вдруг отказывается от дальнейших занятий. Ощущение провала бывает порой столь велико, что заставляет новичка усомниться в своих способностях и в необходимости продолжать. На деле очень часто речь идет о внутреннем диссонансе между преподавателем и учеником. Ведь, обучая, тренер передает ученику не только навыки, но и свои чувства, свое состояние души. И если оно созвучно состоянию души ученика, то оба чувствуют удовлетворение от занятий. Если же это не так, вовсе не значит, что тренер плохой.
Желание сменить тренера, место или разновидность практики, попробовать что-то новое, найти свое вполне естественно. Ни в коем случае не удерживайте человека и тем более не пытайтесь подстроиться под него, изменяя собственным принципам. Не бойтесь отпустить, ведь тем самым вы освобождаете в себе место для новых встреч.
Количество и качество
Часто тренеры стоят перед выбором: проводить занятия в группе или индивидуально? И в одном, и в другом варианте есть свои особенности. Многое зависит от характера тренера и его личных предпочтений. Кому-то легче заниматься индивидуально, а кто-то испытывает сложности, оставаясь с клиентом один на один. В любом случае, вам будет полезно узнать, чем руководствуются клиенты, делая выбор в пользу одного или другого.
Те, кто выбирает занятия один на один с преподавателем, объясняют свое решение тремя главными причинами: они не хотят взаимодействовать с другими учениками, так как это отвлекает и не дает сосредоточиться на себе; они не желают сравнивать себя с другими и заботиться о том, как они сами выглядят в глазах окружающих; они не хотят делить внимание тренера, им нравится непрерывное руководство в течение всего занятия.
Те же причины, только с точностью до наоборот, называют сторонники занятий в группе: им важно проживать этот опыт вместе с другими и иметь возможность делиться впечатлениями с единомышленниками; им нравится наблюдать за другими – так они видят ошибки со стороны и учатся сами; им тяжело находиться под прессом постоянного внимания со стороны тренера, им необходимо проводить некоторое время наедине с собой, пока преподаватель занят кем-то другим.
Работа на результат
С первой же встречи выясните у клиента, каких именно результатов он ожидает от ваших занятий. Трезво оценивайте ситуацию и не обещайте чудес. Если чудо и произойдет, пусть это будет приятным сюрпризом и для вас, и для клиента. Если вы видите, что человек требует от вас нереального или строит иллюзии относительно ваших возможностей, не спешите сразу отказываться от занятий. Объясните принципы вашей работы и предложите клиенту свое видение ситуации, покажите ему, на какие результаты он может рассчитывать. Тогда, скорее всего, вы сумеете прийти к общему решению и, по крайней мере, попробуете начать.
Так что же считать результатом? На пути к весомым достижениям стоит множество маленьких побед. Хорошее настроение, легкость на душе, желание жить, умение понимать себя, а также управлять своими эмоциями, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях – все это является результатом, и главная задача тренера – помочь человеку увидеть и по достоинству оценить эти достижения.
Распространенная ошибка коучей – ожидать конкретных результатов от своего клиента и буквально настаивать на них. Такое ожидание быстро превращается в давление и приносит массу проблем. Поэтому не забывайте: ваш клиент не обязан добиваться результатов с тем, чтобы вы могли гордиться собой и чувствовать себя успешным.
Честные выборы
Бывает, что тренер с самого начала чувствует в себе нежелание работать с каким-то человеком. Это может быть личное неприятие, предчувствие больших сложностей в работе или что-то еще. Имеет ли он право отказать? Как объяснить причину отказа и нужно ли вообще что-либо объяснять?
Чем выше мастерство тренера, тем лучше он чувствует, какая проблема кроется за внешней оболочкой, и тем раньше предвидит, какого рода усилий потребует решение вопроса от него самого и от клиента. Как ученик вправе подбирать для себя подходящего тренера, так и тренер вправе выбирать подходящих себе учеников. В момент, когда тренер перестает брать всех, кто к нему обращается, он переходит на новую ступень развития как наставника. Избирательность – признак мастерства, а возможность выбирать – показатель успешности.
Принято считать, что чем дальше идет человек по пути тренерства, тем более сложные задачи ему предстоит решать. Мы бы добавили: тем лучше должен чувствовать себя тренер, тем интереснее ему должно быть. Это и свидетельствует о развитии его мастерства.
Запись на тренинги: 7 (915) 102-02-47,
www.volsini.ru