Бизнес-план
Однажды я была на занятии у очень популярного в Лос-Анджелесе инструктора. Стройные светловолосые йогини двигались в виньясах, будто в синхронном плавании. Однако когда преподаватель собрал всех вокруг себя, чтобы продемонстрировать нюансы выравнивания в асане, одни подошли посмотреть, другие же кинулись к своим телефонам: проверять сообщения.
Не исключено, конечно, что это были врачи «скорой помощи» или мамы, оставившие дома маленьких детей, но я подозреваю, что все они (как это бывает нередко) жертвы синдрома внутренней занятости: стрессового ощущения, что дел очень много, а времени на их выполнение очень мало. Внутренняя занятость – это целый комплекс мыслей, чувств и телесных реакций, которые, несомненно, могут возникнуть и при выполнении множества реальных задач, только в отличие от занятости внешней, являющейся непосредственным результатом высокой загруженности, внутренняя не исчезает, когда все дела сделаны. Внешняя занятость – напряжение, возникающее из-за необходимости справляться с бесконечным списком дел одновременно, – может быть структурирована и управляема, в то время как внутренняя занятость сама управляет вами.
Когда я слышу: «Я так занята, что на йогу совсем нет времени», то всегда уточняю, о какой занятости идет речь: внутренней или внешней. Как определить? Вот главный критерий: если у вас нет никакого срочного дела и текущее мгновение вы могли бы посвятить дыханию удджайи или расслаблению, но вместо этого обдумываете, не забыли ли что-то крайне важное, это и есть внутренняя занятость.
Человек создан, чтобы быть при деле. «Жить – значит действовать», – напоминает Кришна Арджуне в «Бхагавад-гите». При наличии выбора большинство из нас отдаст предпочтение насыщенной интенсивной жизни, даже если дел будет очень много. Счастье ускользает от нас, если мы за ним усиленно гонимся, и имеет свойство незаметно подкрадываться в тот момент, когда мы чем-то полностью поглощены, даже если это всего-навсего мытье посуды.
Попасть в ловушку
Но есть у занятости и оборотная сторона. Вы живете на кофе и всплесках адреналина, срываетесь на детях и чувствуете себя виноватой, боитесь случайно столкнуться с друзьями, потому что тогда придется остановиться и поговорить. В спешке вы так фокусируетесь на делах, что не обращаете внимания на нужды других, да и на свои собственные тоже. В эксперименте, проведенном Теологической семинарией добрых самаритян в Принстоне (Princeton Theological Seminary Good Samaritan), большинство студентов прошли мимо человека, лежащего на тротуаре с признаками сердечного приступа. Знаете почему? Оказывается, они очень спешили на занятия.
Этот эксперимент выявил самый важный аспект внутренней занятости: она меняет отношение к времени. При интенсивном рабочем ритме, который сложился в современном индустриальном и постиндустриальном обществе, время воспринимается как конечная и постоянно убывающая величина. И поскольку времени нам часто не хватает, мы стремимся уместить в каждую минуту максимум возможного. В итоге не успеваем медитировать, заниматься пением или разговаривать о жизни с подругами – лишними оказываются как раз те занятия, которые явно не демонстрируют высокую эффективность вложенного в них времени. Даже те, кто занимается йогой, порой оказываются во власти идеи, будто все действия должны приносить явный количественный результат.
Мы рассчитываем, что практика даст нам нечто осязаемое, поспособствует в подъеме по карьерной лестнице или, по крайней мере, поможет сохранить молодость и позволит больше и дольше работать. Духовная практика начинает цениться за бонусы, которые она приносит во внешнюю жизнь, а не за то, что сама по себе является источником спокойствия и хорошего самочувствия. Представление, будто потраченное время должно приносить ощутимые плоды, и приводит к внутренней занятости.
Один из действенных способов борьбы с внутренней занятостью – периодически делать 2–3-минутные паузы в течение дня. За рабочим столом или во время домашней уборки попробуйте выполнить следующее упражнение. Его смысл в самом выполнении, а не в ожидании немедленных результатов.
Сделать паузу
Это упражнение избавляет от внутреннего напряжения, возникающего, когда мы торопимся. Выполните его прямо сейчас и затем повторяйте в моменты сильной спешки. стоп. Замрите стоя или сидя на одну минуту. Сначала скажите себе: «Мне принадлежит все время в мире». Затем представьте образ Будды во время медитации. Сделайте пять глубоких и медленных вдохов и выдохов. Продолжите заниматься делами, держа в памяти этот визуальный образ.
Зависимость от занятости
У меня есть подруга Гленн, похожая на восьмирукую индийскую богиню. Она способна выполнять по многу дел одновременно: вести совещание, записывать ребенка к зубному и разговаривать по телефону с приятелем. Она уверяет, что без усилий переключается с одного дела на другое и все как бы складывается само собой. Зависимость от дел сродни любой другой форме зависимости: по мере того как она прогрессирует, вам требуется все больше и больше занятий для поддержания прежнего уровня адреналина. Так в расписание попадает еще одно дело, потом еще одно. Вас приглашают вступить в профессиональное сообщество – и вы не можете отказаться. Вы узнаете о конференции – и решаете принять в ней участие. Постепенно увеличиваете число клиентов или проводимых занятий. Успеваете посетить 2–3 вечеринки за вечер. Записываете детей на пять внеклассных занятий в неделю и всюду водите их сама. И вот вы уже разбираете почту, пока разговариваете по телефону, читаете во время еды или даже практики асан и помогаете детям с уроками, пока смотрите новости и кормите собаку.
На базовом уровне чрезмерная занятость подпитывает эгоистичное ощущение собственной важности. Однако если вполне естественно черпать здоровую самооценку из взаимосвязи с миром, то эгоистичная зависимость от занятости – это путь к внутреннему опустошению. Эго решает: «Я занято, следовательно я существую. Я ценно. Я желанно». Занятость приравнивается к важности. И эффективности.
Я существую
Cтоп. Закройте глаза. Спросите себя: «Если я не завалена делами, кто я? Когда я не думаю, не суечусь, не переживаю из-за чего-то, кто я?» Не пытайтесь сформулировать ответ на этот вопрос, а медитативно погрузитесь в открывающееся за ним пространство.
Замкнутый круг
Несколько месяцев назад Гленн, которую я упомянула, почувствовала сильную усталость, взяла отпуск на неделю, отправила дочь к бывшему мужу и осталась наедине с собой. Первые пару дней телефон разрывался от звонков. А потом вдруг замолчал. Наступившая тишина показалась зловещей. Неужели это знак, что для других людей она больше не существует? У Гленн возникло ощущение, что без работы она ничего из себя не представляет, что интересна только ее способность делать нечто важное и серьезное.
В течение последующих дней она старалась осознать происходящее, принять свой страх оказаться за бортом и исчезнуть для мира. И постепенно успокоилась. Однако в конце недели, вернувшись к своей привычной жизни с переполненным расписанием, она столкнулась с новой проблемой: как не позволить себе перегружать каждую минуту.
Выход один – расставить приоритеты: если отказаться от менее важного, пустых бесед и бессодержательных встреч, то высвобождается больше времени для главного. И сразу получается и поговорить с коллегами, и сделать пранаяму в перерывах между совещаниями, и даже помедитировать немного перед обедом.
Внешняя занятость практически всегда требует принятия конкретных решений – делегирования полномочий или отказа от каких-то дел. Внутренняя занятость – исключительно вопрос йоги.
Если вы пока не готовы к ежедневной медитации, возьмите за правило хотя бы несколько раз в день делать паузу для погружения в себя и самоанализа, применяя микропрактики, описанные в этой статье. Постепенно вы сможете пробуждать ощущение внутренней свободы и в повседневной жизни.
Необходимо осознанно воспринимать каждое действие. Поступки становятся йогой, если вы сохраняете внутренний фокус, иначе можно делать прекрасные вещи: заниматься искусством, благотворительностью, вопросами экологии, но при этом чувствовать себя утомленной и опустошенной.
Между прошлым и будущим
Хотя бы раз каждый сталкивался с внезапным изменением времени. Возможно, вы были полностью погружены в какое-либо дело или в выполнение асаны, мысленно подгоняли стрелку на часах – и вдруг почувствовали себя в полной мере в настоящем и ощутили его бесконечность. Нет никакого давления времени, потому что и самого времени тоже нет.
Однажды, когда еще только начинала выступать с публичными лекциями, я сильно опаздывала на занятие. Я начала торопиться и почувствовала, как все мое тело сковало нервное напряжение. И тут я заметила явное противоречие: я собиралась прочитать курс о душевной гармонии, однако мое собственное состояние было от нее далеко. Тогда я остановилась и сделала несколько глубоких вдохов и выдохов, пока нервное напряжение не спало с моих плеч и шеи.
Хотя я и опоздала на 5 минут, но была собрана и смогла начать лекцию без суеты и пауз. Для одного моего приятеля, проводившего за рулем по несколько часов в день, переломным моментом было решение медитировать, пока он стоит в пробке. Мы оба решили сосредоточиться на своем внутреннем состоянии и погрузиться в тишину и спокойствие.
В санскрите есть понятие «мадли» – буквально «разрыв, дверь в вечность», которая открывается перед нами в паузе между вдохами и выдохами, в момент, когда закончилось одно действие и не началось следующее. Только мы не всегда ее замечаем. «Каждый ежедневно сталкивается с тысячами самадхи, – говорится в древнем тексте «Трипура Рахасья», – но мы проходим мимо, слишком торопясь к следующему мгновению».
Медитация учит внимательности. Неслучайно Кришна, обучая Арджуну методологии йоги действия, начал именно с медитации. Медитируя, мы привыкаем погружаться в спокойствие и внутреннюю тишину и постепенно открываем для себя и паузы в промежутках между делами.
Только спокойствие
Прямо сейчас сидя или стоя начните медленно, как маятник, качаться из стороны в сторону, делая вдох в крайнем правом положении и выдох в крайнем левом. В конце каждого движения ощутите паузу. Сфокусируйтесь на ней на несколько секунд, затем поддайтесь течению движения. Повторяйте две минуты.
Тишина в действии
В «Бхагавад-гите» Кришна называет йогу «навыком в действии». Сначала может показаться, что речь идет об умении хорошо делать свое дело. Однако настоящий навык в действии – это естественная плавность, возникающая, когда мы действуем без напряжения. Освободившись от внутренней занятости, мы поддерживаем непривязанность и к самому действию, и к его результатам. В позиции наблюдателя легко позволить всему идти своим чередом и посмотреть на свои поступки со стороны. И одновременно полностью погрузиться в свое занятие без страха, без нетерпения, без предвкушения результата.
Превращение повседневных дел в йогу подразумевает поиск баланса между стремлением сделать все как можно лучше и непривязанностью к результату.
Вы не можете «отпустить» результат до того, как приложите максимальные усилия, так же как не можете выиграть в лотерею, не купив билет. Йога – это стремление обращаться к тому внутри себя, «кто не занят», ощущать его спокойствие, стабильность, отрешенность и свободу. Вы встретите его не сразу, но, если будете стремиться через действие наблюдать тишину, он сам отправится вам навстречу. В этот момент любая ваша деятельность превращается в йогу, активность становится пассивной, а вы сами, как восьмирукое божество, оказываетесь способны без стресса и напряжения делать много всего одновременно.
Притча о двух монахах
Как-то раз два монаха столкнулись у дверей храма. Один из них принялся журить второго за то, что тот подметает ступени вместо того, чтобы медитировать. «Ты слишком занят!» – сказал он. Подметающий монах ему ответил: «Тебе следует знать, что тот, кто внутри меня, совсем не занят». Тот, «кто не занят», и есть наша истинная сущность. Монах из притчи мог одновременно и осуществлять действия во времени и пространстве, и сохранять спокойствие и безвременье внутри, потому что он не утратил контакт со своим истинным «я». Таким образом, внутренняя занятость возникает от ощущения нехватки времени. Но стоит только погрузиться в себя, как обнаруживается, что на самом деле времени во вселенной предостаточно.