Билет на свободу

Я никогда не забуду, как впервые всерьез задумалась о взаимосвязи между свободой и непривязанностью. Мне было двадцать с небольшим, и я гостила у своей подруги. Однажды вечером мы слушали выступление Рама Дасса по радио. Он рассказывал известную притчу о том, как ловят обезьян в Индии. В банку с узким горлом кладут горсть орехов. Обезьяна засовывает туда лапку, хватает орехи и тянет ее назад, но кулак застревает. Стоит ей разжать пальцы и выпустить орехи, как она тут же окажется на свободе. Но отказаться от добычи обезьяна не в состоянии. «Все очень просто, – сделал вывод Рам Дасс. – Привязанность ведет к страданиям. Непривязанность – к свободе». Я вдруг почувствовала, что он обращается прямо ко мне. У меня было очень много привязанностей в жизни – начиная от двух пачек сигарет в день до крайне болезненных отношений. Все это приносило массу страданий, но я была совершенно не готова ослабить хватку и расстаться со своими «орехами». Я не представляла свою жизнь без любовных драм, сигарет и кофе. О других, более тонких привязанностях – привычке беспокоиться по любому поводу, злиться, обижаться и осуждать – я вообще не задумывалась. Перемены еще только должны были произойти. Год спустя я занялась йогой. Теперь меня окружали люди, которые на все отвечали: «Просто отпусти это». В погоне за простотой я забросила карьеру, съехала с квартиры и рассталась с молодым человеком. Но вот от постоянной тревоги, обидчивости и критического настроя я так и не смогла избавиться. Словом, я просто бросилась из одной крайности в другую, и страдания мои не уменьшились.

В мире с миром

Так, несколько лет подряд я продолжала «выплескивать ребенка вместе с водой», прежде чем поняла, что непривязанность не имеет отношения к «внешней» стороне жизни. Во всем, что касается нашего духовного развития, в том числе и в практике непривязанности, присутствует некоторый парадокс. С одной стороны, у тех, чье существование не обременено особыми обязательствами, остается больше времени на духовные изыскания. С другой – отсутствие семьи, друзей, карьеры, имущества может привести к оскудению внутреннего мира, его ограниченности. Окунаясь в жизнь, оставляя в ней место общению с людьми, идеям, амбициям и материальным интересам, мы укореняем свою духовную практику в реально­сти. Как, не вступая в контакт с внешним миром и избегая давления, которое он оказывает, научиться состраданию, избавиться от гнева и гордости, сделать свое сердце менее черствым? Каким образом применить свои духовные знания на практике?

Итак, непривязанность – это плохой предлог, чтобы разрывать отношения с окружающим миром. Власть, материальное благополучие, самоуважение, взаимоотношения с другими людьми – это то, с чем нам рано или поздно придется иметь дело. Непривязанность – не синоним «безразличия», «беспечности» и «бездействия». Это совершенно особое мастерство, быть может, важнейшее, позволяющее нам привнести осмысленность и одухотворенность в свою жизнь. В «Бхагавад-Гите» на эту тему даны исчерпывающие разъяснения. Кришна говорит Аржуне, что дейст­вовать с непривязанностью означает поступать правильно во имя правильности совершаемых поступков. Следует делать то, что должно быть сделано, не беспокоясь об исходе, не думая об удаче или провале. Поэт Т.С. Элиот перефразировал эту мысль так: «Нам остаются попытки. Остальное не наше дело».

Под вопросом

И все-таки на все наши вопросы «Бхагават-Гита» не дает ответов. И это даже хорошо, поскольку суть духовного развития заключается в том, чтобы шаг за шагом делать открытия, самим находить ответы. Например, как влюбиться и остаться при этом непривязанным? Откуда возьмется мотивация для того, чтобы начать новый бизнес, написать роман или получить образование, если мы не озабочены последствиями наших поступков? Как непривязанность соотносится с влечением или желанием? Какова разница между подлинной непривязанностью и безразличием, охватывающим нас, когда внутри все выгорает?

А как насчет активной жизненной позиции? Можно ли, к примеру, бороться за справедливость, не будучи пойманным в ловушку праведного гнева? И совместима ли непривязанность со стремлением к совершенству? Если мы не отдаемся чему-то, включая духовную практику, на все сто процентов, то преуспеть в этом практически невозможно. Есть по-настоящему сложные вопросы. Как работать с привязанностями, которые, казалось, заложены в нас самой природой, отпустить которые все равно что отпустить саму жизнь? Это, в частности, касается нашего отношения к собственному телу и нашим детям.

Восемнадцатилетний сын одной моей подруги бросил школу и теперь живет на улице. Подруга и ее бывший муж приложили все усилия, чтобы сын продолжил учебу, в том числе пообещали ему полную финансовую поддержку на все время обучения в любом учебном заведении по его выбору. Их старания не увенчались успехом. Теперь, когда им хочется увидеть сына, они едут шесть часов на машине в другой город, где он спит на скамейке в каком-то парке. Каждый день они переживают богатую гамму эмоций, не находя себе места от тревоги, страха и гнева. «Он имеет право решать, как прожить свою жизнь, – убеждают они себя, опираясь на полученные духовные учения. – Он сам выбирает свой путь. У него своя карма». Но как «быть непривязанным» к идее благополучия собст­венного сына? Можно ли просто взять и отсечь чувство заботы и ответственности?

Не привязываться к тому, что мы теряем, к своим поражениям, гораздо труднее, чем к победам. Именно во времена потрясений и потерь мы сталкиваемся лицом к лицу с суровой правдой: непривязанность – это не то, чего можно достичь раз и навсегда. Это процесс принятия реальности по мере того, как она разворачивается перед нами. Минута за минутой, день за днем мы делаем все, что от нас зависит, чтобы наши поступки согласовывались с нашими представлениями о правильном, и стараемся смиренно принять последствия. Я восхищаюсь стойкостью духа этой женщины, которая, не сгибаясь под грузом противоречивых эмоций, продолжает делать все, что может, при этом отдавая себе отчет в том, что она не всесильна. Она пытается найти лучший выход в сложившейся ситуации, не пасуя перед трудностями. В ее непривязанности нет ни капли «академического» подхода, она выстрадана. Рано или поздно жизнь требует этого от всех нас, поскольку наш мир – это школа, в которой нас учат любить, а также мириться с потерями.

Все отдать

Непривязанность проще развить «ненасильственными», мягкими методами. Например, с помощью практики подношений. «Подносите плоды своего труда Богу», – учит «Бхагавад-Гита». Есть два наиболее действенных метода – посвящение Высшему Началу своих поступков и их результатов, а также подношение ему своих страхов, желаний, сомнений и внутренних препятст­вий. Поднося свои поступки, мы тренируемся действовать бескорыстно. Подношение желаний, страхов и сомнений ослабляет их удушливую хватку и учит нас доверять Божественному Единству. Вот как может выглядеть практика подношения. Вызовите в своем сознании самый всеобъемлющий уровень реальности, с которым вы чувствуете внутреннюю связь, будь то человечество, определенный учитель или вид божественной энергии, ощущение единства или просто собирательный образ нашего мира – люди, животные, растения, земля и воздух, звезды и планеты, бесконечное пространство.

Сделав это, подумайте о поступке, который намеревались совершить, или об искомом результате. Мысленно поднесите его. Вы можете сказать: «Я подношу это источнику всего, что есть на свете, и прошу, чтобы задуманное исполнилось наилучшим образом». Если вас что-то беспокоит – в себе, в вашей жизни или в вашем окружении, поднесите и это, развив соответствующую мотивацию: «Пусть воцарятся баланс и гармония», «Пусть эта ситуация разрешится ради всеобщего блага» или «Пусть все будет так, как должно быть».

Если вы очень дорожите тем, что подносите, возможно, вам будет непросто «отпустить» это. Например, вы жаждете каких-либо отношений, собственного благополучия или благополучия своих близких. В таком случае подносите свои устремления и надежды снова и снова, до тех пор, пока не почувствуете, что больше не цепляетесь за них, не отождествляете себя со своими желаниями, страхами, гневом или ощущением несправедливости.

Совершив подношение, позвольте себе пребывать в том эмоциональном пространстве, которое образовалось внутри вас. Целебная сила высшего Присутствия – это единственное, что действительно рассеивает страхи и привязанности. Чем лучше мы узнаем эту всеобъемлющую, несущую благо энергию, тем яснее понимаем, что именно она источник наших сил и любви. И тогда непривязанность становится для нас чем-то гораздо большим, чем просто освобождение из-под власти собственных желаний и страхов. Она трансформируется в осознание того, что наша сущность настолько необъятна, что может вместить все наши суетные чувства, позволив нам по-прежнему наслаждаться ­свободой.

Комментарии

Читайте также