Жанна Фриске, певица
Когда мне было 4 года, родители привели меня в школу олимпийского резерва. Я прошла серьезный отбор, больше года занималась художественной гимнастикой, а потом переключилась на балет. Я всегда была гибкой. Заниматься йогой, имея послушное и гибкое тело, очень приятно. Но мне не очень подходит силовая йога, с трудом даются позы вроде Чатуранга Дандасаны и Бакасаны. Йога работает на твои внутренние ощущения: она умиротворяет, стабилизирует и расслабляет, поэтому, когда меня спрашивают о любимой позе, я говорю, что это Шавасана.
Чем гибче твое тело, тем гибче ты воспринимаешь реальность и то, что с тобой происходит. В моей записной книжке есть фраза, к которой я постоянно возвращаюсь в сложные моменты своей жизни: «Уступай и преуспеешь, сгибайся и будь прямым, опустошайся и наполнишься, изнашивай и обновишь, обладай малым и преуспеешь». Это мой путь, мой дао. В моей гибкости мое преодоление. Когда дует ветер, тонкое дерево гнется и затем распрямляется, а вот упрямое и толстое ломается.
Я не говорю о том, что стремлюсь к вегетарианству. Я просто чувствую свой организм. Знаю, например, что от травяного чая мне становится хорошо и легко. Могу съесть кусок мяса и при этом не упаду в обморок, но оно редко кажется мне вкусным. Я придерживаюсь принципа «Ешь, чтобы жить, а не живи, чтобы есть». Еда должна быть очень простой – ведь это энергия и для тела, и для сознания. Хочешь, чтобы тело слушалось тебя, не засоряй его мусором. Но позволять себе быть слабым тоже нужно, потому что постоянно находиться в состоянии войны с самим собой и с окружающим миром неверно. Так что, если мне чего-то хочется, я обязательно это сделаю. Главное – получать от жизни удовольствие.
Мне очень нравится Бикрам-йога, и когда я приезжаю в Майами, не упускаю случая позаниматься – благо студия находится рядом с домом. Бикрам-йога ориентирована на «физику»: там все через не могу, через «упал-отжался», можно запросто забыть, что находишься на йоге, а не в армии. Хотя тут многое зависит от преподавателя. Тем не менее результат превышает все ожидания и стоит напряжения, которое испытываешь в процессе практики. Или другой пример: я как-то ездила в Кералу отдыхать и заниматься йогой. Занятия вел японец… такого самолюбования мне никогда не доводилось наблюдать! Он лихо закручивал людей, не чувствуя, готов человек к такой растяжке или нет. Этот подход кажется мне странным. Ведь ученики доверчивые, как дети. Но у меня нет идеи поиска «своего» учителя – мы и так постоянно учимся, просто не всегда это замечаем.
Организм – очень отзывчивая система, он всегда скажет, что ты делаешь с ним не так: будь то эмоциональное состояние, еда или даже мысли. Главное – научиться прислушиваться к нему. Через тишину и молчание, через умение быть с самой собой. Когда меня переполняет напряжение, лучший выход – 20 раз глубоко подышать. С разрушающими эмоциями можно справляться только так. Только не нужно давить их в себе. Организм никогда не отпустит болезни, если нет эмоционального и физического очищения.