Йога в действии
Мой интерес к йоге зародился в нью-йоркском кафе Life, принадлежавшем Дэвиду Лайфу. Впоследствии они с Шэрон Гэннон открыли центр Дживамукти-йоги. А в то время мы с Шэрон работали официантками. В кафе приходили все — поэты, художники, бездомные, которые сидели там целый день и там же спали. Это дало мне возможность увидеть людей из разных слоев общества, а щедрость Дэвида показала, что можно делать много хорошего для других. Я проработала в кафе с 17 до 22 лет, это были мои университеты. Там я научилась расширять свое восприятие жизни и не зацикливаться на собственном маленьком мирке. Много лет моя практика йоги была посвящена только мне самой. А потом что-то во мне изменилось. И главным стало не то, как сильно я могу растянуться, а как далеко могу протянуть руку помощи. Йога учит нас, что все едино. Все происходящее — проявление наших общих мыслей. В юности я много выступала за права женщин, секс-меньшинств. Но я была плохой активисткой — меня переполнял гнев. Теперь я понимаю, что во мне было много напряжения, которое я могла разрядить, только крича в мегафон.
Через несколько лет занятий йогой я решила преподавать ее детям в Children of the night, центре реабилитации малолетних проституток. Я думала, что им будет весело. Однако они были озлобленны и грубы. Это был самый долгий час в моей жизни. Занятие закончилось, и я почувствовала, что меня наполняет ярость по отношению к той системе, которая сделала этих детей такими. И тут я поняла, что они были отражением меня самой. На следующем занятии я уже была более смиренной, и все было иначе. С тех пор любая ситуация, в которой присутствуют сильные эмоции, дает мне возможность увидеть их и в своей жизни. И исцелить ту часть себя, которая способствует конфликту. Я создала программу Off The Mat, Into The World восемь лет назад, чтобы донести до йога-сообщества информацию о разных социальных проблемах — тогда на повестке дня был СПИД. Сначала я проводила семинары «Духовный активизм» — ездила по стране, преподавала йогу, заинтересовывала людей. Однако люди зажигались идеей помочь, а потом я уезжала, и они не знали, с чего начать. Тогда мы придумали тренинг для обучения руководителей проектов на местах, программу «Йога в действии». К ее концу ученики придумывают проект, над которым хотели бы работать в своем районе или городе. У нас сотни таких сообществ по всему миру — они занимаются домашним насилием, правами животных, устранением последствий природных катастроф. Это сеть людей, которые хотят что-то изменить, опираясь на принципы йоги. Как находиться в конфликтной ситуации и спокойно дышать? Или в удушающей атмосфере, продолжая доверять? Этому и учит йога. Много времени мы уделяем работе с психотравмами.
Off the Mat, Into the World организовал проект по сбору средств Global Seva Challenge. Каждый год мы фокусируемся на какой-то одной стране — Камбодже, ЮАР, Гаити. Например, в 2012 году мы занимались Индией и проблемой секс-торговли. Обычно мы едем в страну и находим организации, которым обещаем спонсорство. Затем мы приглашаем йогов собрать 20 000 долларов за год. Вы должны рассказывать о проекте своим ученикам и знакомым и, если сможете набрать сумму, то поедете со мной в эту страну на две недели и посмотрите, на что эти деньги тратятся. За последние несколько лет мы среди прочего построили родильный центр и школу в Уганде, реабилитационный центр и пекарню в ЮАР, в Индии строится приют для девушек, ставших жертвами секс-торговли.
На Occupy Wall Street я сказала, что это не вопрос того, что 99 процентов выступают против 1 процента, ибо такой подход создает разделение. Я сказала, что 100 процентам нужно объединиться для общей цели. В прошлом году мы создали проект Yoga Votes — побуждали людей голосовать. Мы хотели, чтобы политики обратили внимание на йога-сообщество — в США это 20 млн человек. Мы голосуем, платим налоги, и, возможно, мы сможем повлиять на решения, которые принимаются в Вашингтоне. Это не так трудно. Инструкторы какого-то йога-центра могут решить, что хотят помочь своему району. Возможно, рядом окажется заведение для проблемных подростков, которому нужен, например, новый спортзал. Инструкторы могли бы провести благотворительное занятие — пригласить всех своих учеников и пожертвовать деньги детям. Именно так все начинается — на очень скромном уровне. Я намерена проживать каждый день в благодарности за все дары, полученные мной.
Я знаю, что нахожусь в привилегированном положении: большинство людей на Земле пытаются найти пропитание и крышу над головой. Я не считаю, что социальные активности — это то, чем мы, йоги, должны этим заниматься. Я считаю, что это то, чем нам повезло заниматься.