Йога – это путь, который гораздо больше любой последовательности асан

Йога – это путь, который гораздо больше любой последовательности асан

участники-2.png

Эдди Штерн, всемирно известный преподаватель и исследователь Аштанга-йоги, хедлайнер 16-й Международной Конференции Yoga Journal 2021, рассказал YJ о своем пути в йоге, практике Аштанги и значении понятия «духовность».

- Что йога привнесла в вашу жизнь? Изменила ли она вас 20 лет назад и меняет ли она вас сейчас?

- Йога дала мне в жизни все. Я занимаюсь ей с 18 или 19 лет, я не учился в университете, йога – это все, чем я занимался. Я не знал, что я на пути духовного поиска. Я искал смысл, так как у жизни в таком виде, какой она была для окружающих меня людей, не было смысла. Пойти в университет, учиться 4 года – чтобы научиться ЧЕМУ? И потом чтобы ЧТО делать со своей жизнью? Получить работу? Это не имело для меня смысла, я искал что-то глубже. И йога дала мне средство для этого поиска.

Она помогла мне определить, что я искал – а я хотел познать, кто я такой, и в чем смысл и цель моей жизни и жизни в принципе.

И внезапно у меня появилось руководство, поддержка, вдохновение, учителя. И все это до сих пор продолжается. Я продолжаю находить новых учителей в неожиданных местах и учусь у них. Да, йога дала мне в жизни все. Я люблю ее и люблю свою практику. Но еще больше люблю этот путь – путь, который гораздо больше любой последовательности асан.

- Почему вы выбрали именно практику Аштанги?

- Я занимался и другими видами йоги, прежде чем познакомился с Паттабхи Джойсом в Индии в 1990 году. Я не знал, что такое Аштанга-йога, я в основном занимался Шивананда-йогой. А потом, когда я пошёл к нему учиться в 1991 году, мне просто понравилось то, что он преподает. Мне это показалось хорошим методом и хорошей системой йоги. И я решил позаниматься и посмотреть, чему я смогу научиться.

Однако одновременно я также учился многому другому — изучал санскрит, философию и ритуалы, а теперь я также занимаюсь и научной работой. Все это для меня одинаково важно. Паттабхи Джойс очень долго был моим учителем – я учился у него 19 лет. И я очень благодарен за ту энергию, которую он вложил в наше обучение, и за то, чему мы научились. Вместе с тем я не считаю Аштангу лучшим видом йоги. И я вовсе не рекламирую ее. Я преподаю и другие виды йоги и считаю Аштангу-йогу одним из видов. Я не думаю, что это самый правильный вид йоги для всех. Это правильный вид для тех, кому нравится его практиковать.

WhatsApp Image 2021-04-22 at 00.03.09 (4).jpeg

- Если сравнить сегодняшнюю йогу и йогу 30 лет назад, какую разницу Вы видите?

- Я начал заниматься йогой в 1980-х годах, во времена, когда все занимались ей потому, что шли по пути духовного поиска. Не было никакой йоги для фитнеса, никто ее так не воспринимал. Это было занятие только для людей, которых интересовала духовность. И до сих пор именно это для меня йога и значит, и именно так я ее и преподаю. Мы практикуем асаны, но нам важно понимать причину, по которой мы это делаем, и контекст. По мере того, как йога становилась все более коммерческой, многое терялось. Йога-образование сегодня не такое глубокое, каким оно было 20-30-40-50 лет назад. Даже на преподавателей сегодня гораздо быстрее учатся, чем раньше. И это серьезно влияет на современную йогу.

Мы видим, что многое изменилось, но мы не должны выносить суждения о чужом опыте. Я думаю, вполне возможно, что внутренний опыт практикующего йогу сегодня такой же, какой был у меня 30 лет назад. Он просто выглядит немного другим, так как мир стал другим – и это нормально. Еще через 30 лет он опять изменится. Мы можем это предвидеть, но не должны осуждать. Важно уметь отличать не осуждая.

- Человек должен обладать какими-то специальными качествами, чтобы начать практиковать?

-

Единственное качество, которым нужно обладать, чтобы начать практиковать йогу, – это желание практиковать.

Вот и все. У меня как-то был ученик, который сейчас стал замечательным преподавателем йоги. Он впервые пришел ко мне на занятие в 1989 году, когда я преподавал в центре Дживамукти-йоги в Нью-Йорке. Когда он пришел на занятие, у него за ухом была сигарета. И первые пару недель занятий он каждый раз так приходил. Я ничего ему не говорил, мне это казалось забавным. И со временем он перестал приходить на занятия с сигаретой, а потом и перестал курить. Каким качеством он обладал? Он хотел измениться. Нужно принимать людей на том уровне и в том состоянии, в котором они находятся, и позволять им меняться к лучшему.

WhatsApp Image 2021-04-22 at 00.03.09.jpeg

- Что для Вас значит духовность?

- Для меня быть духовным – это стремиться узнать, кто я есть, понять ту часть себя, которая имеет отношение к сознанию, осознанности. А также гармонично жить в этом мире, насколько это у меня получается; стараться жить так с людьми, с окружающей средой, с тем, что и как я делаю. Это еще и постоянная практика, потому что, как вы знаете, мы совершаем ошибки, и иногда у меня заканчивается терпение, или я говорю что-то, что не должен был, или я недостаточно отзывчив. Иногда я отвечаю на имейл только спустя несколько месяцев, или забываю что-то сделать вовремя.

Вот эти два момента и делают нас духовными: знать, кто вы, и уважать других людей, обладающих сознанием живых созданий, как и вы сами.

Эти два момента очень важны. На очень практичном уровне для меня духовность в том, чтобы делать все, как можно лучше и вовремя.

Наша садхана – медитации, очищающие практики – не есть духовная практика. Она, по-моему, происходит в повседневной жизни. Все остальное просто побуждает нас поддерживать свою дисциплину и преданность, вот и все!

Интервью: Дарья Топко
Перевод: Мария Романова
                                                 theend.png

Полную версию интервью читайте в электронной версии журнала – ссылка.

Попрактиковать на классе Эдди Штерна можно будет на 16-й Международной Конференции Yoga Journal – ссылка.

Занятие пройдет 5 июня с 16.10 до 18.10.

Читайте также