Владимир Яковлев, главный редактор журнала «Сноб»
Я практиковал йогу около 6 лет. Заниматься начал с одной немецкой преподавательницей, когда жил на Ибице. Это был стиль хатха-йоги, созданный ею самой, но практика была очень эффективной, и занятия мне нравились. Спустя какое-то время она уехала из Испании. Я переключился на аштангу – и пожалел. Понял, что практика не дает желаемого результата: я ждал, что йога приведет меня к расслаблению, мышцы станут более эластичными. Но эффект оказался прямо противоположным: мышцы сокращались и становились жесткими, а тело мускулистым, как у бодибилдера. Словом, произошло все то, чего в йоге быть не должно. Наверняка, если все делать правильно, эффект от практики будет замечательным. Но мне кажется, аштанга-йога очень легко подталкивает людей к тому, чтобы они совершали ошибки. Поскольку вы задерживаетесь в каждой позе всего на 5 циклов дыхания, велика вероятность, что начнете выполнять асаны за счет напряжения мышц, вместо того чтобы расслабляться.
Так что, вернувшись в Россию, я переключился на тай-чи. Китайскими практиками и даосской йогой я интересовался очень давно, поэтому, как только появилась возможность, решил попробовать. Занимаюсь почти 3 года, и мои ожидания полностью оправдались. Мне очень повезло с учителем. Он китаец, здесь в России преподает тай-чи и цигун.
Я думаю, в основе своей практики тай-чи не очень отличается от йоги. И там, и там основная идея – это расслабление. Но в китайских практиках к соблюдению этого принципа подходят более требовательно. Я не могу сказать, что чувствовал подобный эффект от занятий йогой. А практика тай-чи приводит к тому, что ты расслабляешься в жизни. Уходят страх и стремление все контролировать. Учитель мне все время говорит: «Рац-слабиться!» И это в общем-то принцип жизни.
А в йоге многие учителя просто забывают говорить о расслаблении. На нашем телеканале «Живи» ежедневно идут уроки йоги. Перед запуском канала мы проводили отбор преподавателей, и, должен сказать, кастинг меня очень огорчил. Мы отсмотрели довольно много претендентов. Квалификация некоторых из них просто пугала. Например, к нам приходили инструкторы, которые говорили: «Йогой занимаюсь два с половиной года. Полтора из них преподаю». Я обнаружил, что многие делают с телом странные вещи и ожидают от занятий каких-то странных результатов. А ведь они ведут занятия в фитнес-центрах, кого-то чему-то «учат». При этом в московских студиях йоги в отличие от спортклубов фантастический уровень преподавания. Нигде в мире я такого больше не видел! Оля Буланова и Володя Зайцев, которые преподают у нас йогу, делают сложнейшие асаны без малейшего физического напряжения. У них потрясающий уровень практики. Каждый раз, когда я смотрю на них, мне хочется пойти к ним заниматься. Понимаю, что йогу по телевизору воспринимать непросто, и у меня были большие сомнения, запускать эту передачу или нет. Но мы не стремимся обучать серьезным вещам, скорее хотим дать людям какую-то базу, чтобы потом они могли пойти к хорошему преподавателю.