Спасайся кто может!

Доктор Мадаван возглавляет Vivekananda Yoga Therapy Institute (Институт йогатерапии имени Вивикананды) в городе Каруре (Южная Индия, штат Тамил Наду). По восторженным признаниям его российских учеников, он является «человеком-оркестром», инструменты которого служат одной-единственной цели – просветлению человечества. Сам доктор скромно отмахивается от столь великих целей, приписываемых ему поклонниками, но признается, что действительно создал оригинальную и весьма эффективную методику оздоровления тела и ума. Его метод объединяет аюрведу, тамильскую сиддха-терапию и практику йоги. В йога-терапии доктор Мадаван делает акцент на шаткармах, асанах, пранаяме и медитации.

Доктор, что привело вас из Южной Индии в Россию?

Не у всех русских практиков есть возможность приезжать в Карур на занятия, поэтому проще было приехать мне. Надо сказать, что ученики в России практикуют очень серьезно – налицо заинтересованность в получении знаний. Очень важно практиковать, опираясь на знание шастр – священных книг, потому что там дается описание истинных целей йоги. К сожалению, сегодня во многом происходит обеднение духовной ценности йоги – люди предпочитают не углубляться. Посмотрите: йога на Западе превратилась в средство против целлюлита: фитнес, который используется для улучшения внешнего вида кожи. Но мы же знаем, что истинное знание исцеляет не только физически, но и духовно. И здоровый во всех смыслах человек отправляется в путешествие по чудесному пути божественного сознания. Йога – это увлекательный процесс создания человека, и отрадно осознавать, что русские ученики так преуспели в этом, проявляя истинное рвение.

Как получилось, что вы стали учителем йоги?

Еще в детстве меня обучал отец – он практиковал йогу и медитацию, основываясь на Тирумантирам – ключевом тексте тамильского священного писания Шайва-Сиддханты. Затем я прослушал курс аюрведы в специализированном медицинском колледже в Ченнае, потом изучал Упанишады в Шиванандa-Веданта ашраме в Тривандруме, а затем, проучившись 3 месяца в Ришикеше, получил посвящение у Свами Чидананды (преемника Свами Шивананды). Так, по крупице я собирал знание: то, которое отсутствовало в одних ашрамах, непременно присутствовало в других. Постепенно картина мира вырисовывалась, и я открыл свой собственный Институт йоги в Каруре.

Вы говорили об обнищании духовной составляющей йоги на Западе, а нужно ли людям – не практикам йоги – стремиться к достижению самадхи?

Ну а в чем, по-вашему, цель жизни и рождения? Спастись? Или нет? Ведами подробно описана цепочка, ведущая человека по жизни от бытовых целей к духовному просветлению. Она звучит как «Дхарма-Артха-Кама-Мокша» – это основные ступени человеческой эволюции. Дхарма – это долг. Каждый должен жить по законам природы. Это означает не врать, не убивать, а также найти свое дело в жизни и преданно служить ему. Приняв дхарму, вы впускаете в свою жизнь артху – получаете отдачу в виде благосостояния. Вы можете владеть машиной, домом, иметь деньги. И вы не должны использовать свое экономическое благоденствие для того, чтобы увеличить каму – чувственные наслаждения.

А что, если чувственные наслаждения окажутся слишком привлекательными для человека и он забудет о необходимости освобождения?

Человек устроен так, что устает даже от материальных благ. Когда к нему приходит разочарование временными радостями, которые дарят чувственные наслаждения, он задумывается о мокше.

Болезни часто препятствуют не только самадхи, но и каме. Как быть в этом случае?

Что мы называем болезнями? Когда человек идет против своей природы, воспринимая ее в искаженном виде. Йога никогда не врачует болезни – она просто возвращает жизнь человека в нормальное русло, к своему естеству. А если вы однажды начнете возвращаться, то процесс запустится, и очень скоро вы будете в норме. Но для этого нужно практиковать. Вот какое дело...

Но вы же лечите людей в своем Институте йоги в Каруре?

Первое, что мы просим сделать человека, нуждающегося в курсах йога-терапии, – это изменить образ жизни. Мы прописываем ему диетологический режим, здоровый сон и неизнурительную работу. В Индии солнце встает около 4 утра и заходит в 6 вечера. И когда солнце заходит, мы выключаем компьютеры, лампы и идем спать. Это позволяет людям жить в унисон с природой долгие-долгие годы, а не идти вразнос. Уходя от ритмов природы, мы забываем о цели человеческого существования. И мать-природа отталкивает нас. А ведь она дает нам все, что нужно, но мы ломаем на корню ее законы. Люди должны работать, стараясь понять, почему они заболели. Какие ошибки совершили в жизни, какие законы природы нарушили. Они должны учиться жить в гармонии с собой, в зависимости от конституциональных особенностей и имеющихся проблем со здоровьем. Иногда мы просим людей принимать лекарства. Кто-то в них нуждается, а кто-то нет. Предположим, человек приехал с запущенной стадией диабета. Он занимается пранаямой и практикует асаны по специальной программе, но это не работает. Что делать? Тогда мы предлагаем ему инсулин и медленно, шаг за шагом, с помощью инсулинотерапии, практики йоги и специальной диеты он выходит из болезни. Так что аюрведа, аллопатия и йога отнюдь не враждебны друг другу, как полагают некоторые.

Ходят слухи, что в своей практике помимо аюрведы вы используете методики волшебной южно-индийской сиддха-медицины?

Не такая уж она и волшебная. Вообще-то аюрведа и сиддха-медицина похожи. Просто в фармакологии аюрведы используется 90% трав и всего 10% металлов – в отличие от сиддха-медицины, фармакология которой использует только металлы. Основное отличие заключается в том, что сиддха-медицина не ставит целью исцеление болезней. Цель другая – достичь долголетия, чтобы при жизни успеть достичь бессмертия. Вот зачем все это нужно. Врачи сиддха-медицины используют яды в приготовлении лекарств. И с помощью ядов (ртути и мышьяка) получают неплохие лекарства. Если вы примете такое лекарство, ваше тело будет жить дольше.

Нужно ли быть вегетарианцем?

Есть разные точки зрения. Но достаточно вспомнить один из прин­ципов ямы – ахимсу, – и все сразу встает на свои места. Следуйте ахимсе. Если ты хочешь быть человеком – не ешь мясо.

Ну а как быть с теми, в чьей культуре питания заложено мясоедение?

Не нужно быть рабами своих привычек. Мясо очень токсично.

Комментарии

Читайте также