С индийским акцентом
Имя: Манодж Намброн
Возраст: 38 лет
Живет в России: 1, 5 года
Профессия: йога-терапевт (работает в центре восстановительной медицины, йога-терапии и аюрведы «Керала»)
Меня зовут Манодж Намброн, мне 38 лет. Я родом из индийского штата Керала, что на юге страны. Живу в Москве со своей женой. Я врач, и моей целью было привезти в Россию знания по йога-терапии. Впервые я приехал сюда на конференцию по йоге в ноябре 2011 года. В течение двух месяцев мы проводили консультации для пациентов. Люди доверились мне, и результаты были великолепными. После этого я уехал домой. А потом меня пригласили работать в один из московских центров йога-терапии. Когда я вышел из аэропорта, меня буквально сдуло ветром. Дело было в январе.
Мне так понравились капризы русской погоды, что зимой я просто стараюсь не выходить на улицу — это решает климатические проблемы. (Смеется.) А если серьезно, то холод очень хорошо стимулирует работу головного мозга. Вот почему в более прохладной части Индии, в Гималаях, намного больше йогов, чем в той же Керале. Вообще мне очень нравится Россия. Гуляя по Москве, я вижу, насколько богата ваша история — старые здания говорят сами за себя. Только с языком возникают постоянные проблемы: русский очень сложный, а английского тут, как и в Индии, почти никто не знает. Иногда я захожу куда-нибудь пообедать и даже не могу узнать, что входит в состав блюд. Заказываю одно, а приносят другое. Хотя люди сами по себе очень дружелюбны. Конечно, мы с женой уже приспособились, нашли магазины индийских товаров. Что касается практики йоги — она здесь проходит по-другому, не могу объяснить, как именно, я пока не понял — это на уровне ощущений.
Я решил для себя, что поездка в Россию — это прекрасная возможность развиваться и распространять уникальные знания, которыми я обладаю. Ведь мой метод очень редкий и лечит практически все болезни, в том числе позвоночника, сердца и печени. Он даже спасает от некоторых видов рака.
Я работаю с пациентами один на один, а не в составе группы. Моя цель: чтобы каждый человек, работая над телом и умом, достиг высочайшего уровня осознанности. Конечно, мы делаем асаны, чтобы поддерживать физическое тело, но это далеко не все. Хатха-йога делает ваше тело стройным и подтянутым, но терапия действует иначе — она направлена на то, чтобы излечивать определенные болезни. В теории йога-терапии любая болезнь человека связана с неполадками в какой-либо чакре. Мои методы диагностики очень разнообразны, но в основе всего лежит глубокое исследование работы выделительной системы, нади, чакр и пяти оболочек человеческого тела. Если работа выделительной системы заблокирована, человек начинает болеть. Я определяю положение праны, пути ее циркуляции по каналам, а затем сопоставляю данные с симптомами и получаю диагноз. И только потом мы начинаем лечение. Подбираем пранаямы и асаны — их всего около 50 — в определенной последовательности для конкретного пациента. Кстати, этот метод преподают в университетах Индии наряду с аллопатической диагностикой. Результаты действительно потрясающие. Я хотел бы пожелать всем практиковать регулярно и заботиться о здоровье. Одна российская пациентка недавно меня повеселила: во время пранаямы она начала будто видеть сквозь стены и, будучи очень чистым человеком, испугалась, что с ней происходит что-то нехорошее. Я успокоил ее, объяснив, что такой эффект может возникать в результате практики пранаямы, и научил, как этим пользоваться. Я вижу, что мой подход здесь работает. Метод передал мне мой гуру, он приверженец санньясы, то есть отказа от всего материального ради духовной жизни. Надеюсь, скоро я смогу привезти учителя сюда и познакомить с Россией.
Имя: Адарш Шетти
Возраст: 33 года
Живет в России: 2 месяца
Профессия: инструктор йоги, доктор аюрведы (работает в спа-центре Aldo Coppola Жуковка)
Родился в Индии. Мой родной город — Бангалор, штат Карнатака. В Москву я приехал в мае этого года, и это мое первое посещение России. Хотя, конечно, еще до приезда в вашу страну я общался с достаточным количеством русских людей. Прежде я работал в различных спа-центрах, и ко мне приходили клиенты из России. Переезд в Москву — это интересный эксперимент и хорошая возможность получить новый опыт в своей жизни. Мне нравится этот город, он очень красив, а люди, населяющие его, приветливы. Я не испытываю неудобств с тех пор как приехал — все люди с удовольствием помогают мне. Хотя, конечно же, у меня не было слишком много свободного времени для длительных прогулок по городу, ведь я в основном работаю. Могу сказать, что здесь мне очень комфортно. Город, конечно, огромный — я был поражен его масштабами. Но стресса мегаполиса я пока не ощутил, наверное, потому, что живу и преподаю йогу за пределами города, где жизнь течет более размеренно.
В Москве меня заботит только одна проблема: я вегетарианец, а в Москве придерживаться растительной диеты достаточно трудно. В России у городского жителя по сравнению с индийским среднестатистическим горожанином очень ограничен выбор свежих овощей и фруктов. В Москве, чтобы найти свежие продукты, нужно очень сильно постараться. Но это не пугает меня, я воспринимаю это скорее как вызов самому себе. Хожу по магазинам, выбираю свежие продукты и готовлю дома сам.
Здесь, в России, я стараюсь все время занимать себя чем-то душеполезным. Преподаю йогу в Подмосковье, даю консультации по древнеиндийской медицине — аюрведе. Кроме того, я организовал здесь курсы по психологии йоги, и они оказались очень успешные. Когда есть время, я встречаюсь с друзьями — они тоже из Индии, работают и живут здесь достаточно давно. Но такие встречи все-таки случаются не слишком часто, все мы довольно занятые люди. Но в основном я провожу вечера, практикуя йогу, медитируя либо читая книги по йоге и аюрведе. Мне хочется постоянно повышать уровень своих знаний. Я практикую и преподаю интегральную йогу — это позволяет работать с каждым человеком индивидуально. Я объединяю методы Хатха-йоги, крии, медитаций, тантры, аюрведы. Все это в свое время помогло мне и теперь помогает другим людям. Такие занятия подходят всем, как начинающим, так и более продвинутым практикам. Единственное, о чем прошу своих учеников: найдите время на себя и запаситесь терпением. Это же не маникюр и педикюр, который можно сделать за пару часов в экспресс-студии. А российские йоги занимаются второпях, вечно спешат, куда-то опаздывают.
Я просто считаю себя индийцем, не относясь к какой-либо религиозной группе. Индиец — это не национальность, не религия, а образ и философия жизни. То же самое касается моего учения: я не связываю практику с религией, я просто живу ею. И Москва никак не изменит мой привычный образ бытия. В повседневной жизни я буду узнавать больше о себе и мире, сохранять терпение и совершенствоваться в преподавании йоги и лечении пациентов. Я буду счастлив, если люди начнут ходить ко мне регулярно, чтобы я мог отследить и оценить изменения к лучшему в их жизни.
Ваш суровый климат меня совершенно не пугает, я жил какое-то время на севере Индии, недалеко от Гималаев, и там примерно такая же температура, как у вас этой весной. Я считаю, что приехал в удачное время, и мне не слишком холодно. Хотя… я же еще не видел ваших снегопадов, дождусь следующей зимы и тогда скажу точно. Я не могу предсказать, как сложится жизнь, но, думаю, я здесь надолго. Во всяком случае хотел бы остаться тут и продолжать свою работу, несмотря на то, что я уже скучаю по дому. В моем родном городе осталась моя семья, родители. Я пока еще не женат. Вот подумываю привезти сюда родителей следующим летом погостить —пусть посмотрят столицу России, погуляют по городу. Конечно, тот факт, что мне здесь очень комфортно, спасает от тоски по Индии. Но надо привыкнуть, обжиться. А что будет дальше — посмотрим.
Имя: Рави Кумар
Возраст: 38 лет
Живет в России: 18 лет
Профессия: травматолог-ортопед, инструктор йоги Айенгара (преподает йогу в центрах сети Yoga Practika)
В 1995-м году я приехал в Москву, чтобы поступить на медицинский факультет РУДН (Российский университет дружбы народов). В Индии такое образование получить довольно сложно. Либо конкурс очень большой, либо дорого. Поэтому я выбрал Россию — здесь образование всегда было не только более доступным для иностранцев, но и уровень преподавания также очень высокий по сравнению с другими странами. Перебраться в Москву мне посоветовали друзья, которые в то время здесь учились. Я и приехал. Отучился, потом поступил в ординатуру в институте имени Сеченова, затем в аспирантуру… В общем задержался здесь надолго. Зиму я обычно переносил без особого труда. Только первые три-четыре года мне было очень трудно ходить — обувь скользила. И зимой мы с однокурсниками передвигались, сцепившись, поддерживая друг друга под локти. Однажды, помню, я вообще не мог ступить на землю, сразу падал. Наше общежитие располагалось напротив института, и нужно было как-то туда добраться. Всю дорогу однокурсники несли меня под руки, прямо до дверей. Тогда я понял, насколько крепка наша студенческая дружба!
Учиться мне всегда нравилось, потому что желание стать врачом было очень сильным. Здесь, в Москве, я изучал аллопатию — традиционную медицину. Кстати, в Индии она тоже преобладает, нетрадиционные методы — аюрведа и йога — используются реже. Но лично я занимаюсь йогой с самого детства, так как моя семья религиозна и я рано узнал Веды и Пураны. Сейчас я постоянно развиваюсь в этом направлении, периодически уезжаю пожить в ашрам, прохожу курсы аюрведы. Обычно, когда человека что-то беспокоит, врач-травматолог смотрит снимок и сразу назначает операцию. А я, если случай не слишком серьезный и не требует немедленного вмешательства, сначала советую попробовать йогу и аюрведу, ведь операцию всегда можно успеть сделать. И, знаете, пациенты больше доверяют моим методам нетрадиционного лечения. Наверное, потому, что эти методы более долговременные. Большинство из тех, кто приходит ко мне на йогу, уже испробовали много традиционных средств лечения, и им не помогло. Сейчас я работаю врачом в травматологическом пункте и еще четыре дня в неделю преподаю йогу. То есть каждый день, почти без выходных, я занят любимым делом.
Здесь, в Москве, я перестал есть мясо. Когда я только начинал вести уроки йоги — а было это еще во время учебы в университете — я сразу отказался от животной пищи. До этого, пока жил в Индии, я не был вегетарианцем, потому что моя каста не придерживается вегетарианской диеты. Но потребность в мясе отпала сама собой, я ничего для этого не делал. Рыбу еще какое-то время ел, но, скорее, от голода. В институте и в больницах особого выбора не было. Приходишь в местную столовую, а там либо мясо, либо рыба, и больше ничего. Но в последнее время я вегетарианец. Конечно, здесь питание немного другое. В Индии еда живая, а в России мертвая, потому что любые овощи и фрукты здесь долго хранятся. Но не надо слишком много об этом думать, лучше уж так питаться, чем мясом. У меня здесь семья. Моя русская жена тоже вегетарианка. Мой сын видит, что я не ем мясо, и тоже отказывается от него. С семьей я провожу все свободное время. Если выдается вечер, мы ходим в индийские рестораны, иногда приезжаем в студенческий городок РУДН, там, в местных кафе, очень вкусная национальная кухня.
Вообще в России мне прежде всего нравятся люди. А вот сама Москва — город тяжелый: шум, давление, отрицательная энергия. Мы тратим очень много сил, много энергии, особенно в транспорте. Этот город материален, цель людей — не жить, а зарабатывать деньги, это очень влияет на психологический климат города. Но я сохраняю спокойствие с помощью йоги и медитации. Медитируйте каждый день, найдите несколько минут в метро или во время рабочего дня — это очень помогает. Кстати, за пределами Москвы мне нравится все! Там невероятно красивая природа, даже в Индии такой нет.
Сейчас мне здесь очень хорошо. Но все же я, наверное, еще лет пять поработаю в России и потом вернусь обратно в Индию. Открою там свою клинику и йога-центр. Почему не здесь? Все-таки я очень скучаю по дому.