Руслан Клейтман – ведущий Пре-тичерз курса на Yoga Journal

Руслан Клейтман – ведущий Пре-тичерз курса на Yoga Journal

Руслан Клейтман – ведущий нашего Пре-тичерз курса, набор на который активно идет как раз сейчас. Старт 21 ноября!

Вы совершите 50-ти часовое погружение в теорию и практику йоги и подготовите себя к преподаванию йоги.

Руслан Клейтман – харизматичный, глубокий, заботливый преподаватель и опытнейший практик йоги. Хотите знать о нем больше? Читайте интервью.

Когда и как ты пришел к йоге? Расскажи о своём пути.

15 лет назад я начал заниматься йогой. Первой была Аштанга йога, что позволило набрать быстро хорошую физическую форму. Я – творческий и любознательный человек по своей природе и начал чувствовать себя зажатым в рамках данной системы, так как Аштанга – закрытый стиль и не предполагает изменений. Есть жестко составленные алгоритмы 3-х уровней сложности, просто выполняй их и ты добьёшься успеха. Основной девиз 99% практики и 1% теории. Эта формула мне не подходила. К счастью, я встретил Данкен Вонга, и он стал моим первым учителем. Система Yogic Arts открытая и творческая, с элементами из боевых искусств, сплав Аштанга виньясы йоги, кунг-фу и тайского массажа. Параллельно я практиковал и изучал Виньаса Крама Йогу. На меня также сильно повлияли киевские йоги Андрей Сидерский и Андрей Лаппа. С Сидерским я лично не занимался, но читал все его книги и изучил весь доступный видео материал. С Андреем Лаппой я занимаюсь много лет, и он стал моим основным учителем. Я безмерно благодарен всем учителям, с которыми мне довелось заниматься. От Андрея Лаппы я получил фундаментальные теоритические знания, от Данкен Вонга и Шива Рей – творческий, свободный поток, от Сидерского и Дхарма Митры – точность выполнения поз.

13902636_1081640785239589_6715115056669798863_n.jpg

Руслан, вы создали авторский метод йоги Виньяса Крама. Расскажите, пожалуйста, о его истоках. Когда и как у вас появилась идея создания своего собственного метода? И зачем?

Нет, я не создатель авторского метода. Анализируя современные динамические стили йоги, я сделал очевидный вывод: все серьезные школы (Аштанга Виньяса Паттабхи Джойса, йогаАйенгара, Дживамукти-йога Шэрон Гэннон и Дэвида Лайфа, Вини-йога Дешикачара и т.д.) уходят корнями в традицию Шри Т. Кришнамачарьи. Все эти стили очень разные: силовой, почти армейский стиль Аштанга Виньяса, терапевтический подход Айенгара,общеразвивающий подход Вини-йоги… но в тоже время в них очень четко прослеживаются универсальные, объединяющие принципы. Мой вывод был таков, что каждая упомянутая выше система йоги либо не обладает полным знанием, либо является узкоспециализированной и по каким-то причинам не использует весь спектр первоначального знания. Решение было одно – обратиться к первоисточникам. К счастью для всех практикующих, Т. Кришнамачарья написал несколько книг: «Йогасанагулу», «ЙогаМакаранда» и др. В них он в сжатой форме описал полученную им Гималайскую систему Виньяса Крама йоги от его Гуру – Шри Нарасимха Бчарати Свамигал. К счастью, Шриватсу Сарасвати Рамасвами, который обучался у Кришнамачарьи более 30 лет, представил эту систему в своей книге «Полный метод Виньса Крама йоги». Стали вырисовываться основополагающие базовые принципы и формироваться целостная картина. Таким образом, несмотря на то что в моем методе преподавания есть авторские наработки, они основываются на базовом знании и являются органической прогрессией Гималайской системы Виньяса Крамы йоги. У меня нет амбиций в отношении создания «собственного метода», я просто хочу служить людям и развитию йоги. Все знание идет от Учителей, а изначальное знание – от Единого.

IMG_1914.JPG

Как бы вы описали основные характеристики Виньяса-йоги?

Метод является системным, всесторонним подходом к духовной эволюции на основе ключевых принципов классической йоги. Полноценным развитием, балансом и контролем всех оболочек или тел человека: физической, энергетической, психoэмоциональной, интеллектуальной и причинной. Для воздействия на каждую конкретною оболочку были разработаны и протестированы столетиями конкретные методы. Мы изучаем комплексный подход, а не узконаправленный. Я твердо уверен в том, что невозможно добиться успеха, не приведя всю систему в гармонию. Нет толку в том, чтобы закинуть ногу за голову или даже две, если вы растрачиваете свою энергию в крысиной гонке за материальными благами. Нет толку также и в том, чтобы быть беспристрастным к материальным благам и не быть в состоянии оплатить вовремя квартирную плату и организовать быт вашей семьи и т.п.

13335520_960964877305137_2905943291811122814_n.jpg

Как вы объединяете практику йога-асан с древним знанием Аюрведы?

Аюрведа, без сомнения, может быть использована для подборки алгоритмов поз,подходящих по конституционному типу (Вата,Питта, Капха), но это уже относится к терапевтической йоге. Меня в йоге больше интересуют духовные аспекты, путь к освобождению, самореализации. Однако знания Аюрведы я широко применяю в повседневной жизни. Диначарья – ежедневный уход за телом, принципы питания, медицина и прочее.

IMG_2378.jpg

В чем различие между Хатха-йогой и Виньяса-йогой, если вообще таковое имеется? В России до сих пор существует существенная путаница в понятиях.

Сегодня, к сожалению, не многие понимают,что такое Хатха-йога. Многие думают, что Хатха-йога – это практика классических поз в спокойном режиме. Но – как говорят русскоязычные иммигранты – «это не есть правда». Хатха-йога – семиступенчатая практика:

  • Крии – очистительные практики.
  • Асаны – физическая практика, использующая позы как психоэнергетические мудры.
  • Пранаяма – контроль энергетических потоков за счет осуществления контроля над дыханием.
  • Мудры и бандхи – печати и замки.
  • Пратьяхара – перенаправление внимания от органов чувств внутрь.
  • Дхьяна – медитация.
  • Самадхи – сверхсознательное состояние.
13939602_1216449605055094_4047059853974276746_n.jpg

Не трудно заметить, что в Хатхе-йоге отсутствуют элементы морали, ритуала и т.п. Система нацелена на поднятие энергии кундалини, другие аспекты вторичны. Виньяса Крама основывается на классической модели йоги Патанджали, но использует в физической практике сложную хореографию асан, выполняемых в едином потоке с многочисленными элементами контроля. Перечислю несколько из них:

  • Поток должен выполняться так, чтобы что каждое движение было на 100% синхронизировано с дыханием.
  • Дыхание должно быть ровное, непрерывное, ритмичное.
  • Поза должна быть устойчивая, но должна присутствовать легкость.
  • Взгляд должен удерживаться в определённой точке.
  • Идеальная расстановка – архитектура поз.
  • Мудры и бандхи – печати и замки т.д.

За счёт этого внимание удерживается на «здесь и сейчас», вторичные мысли не возможны по факту, в сознании просто не остается места для них.

IMG_2222.jpg

После обучения и сотрудничества с такими выдающимися преподавателями, как Андрей Лаппа, Дункан Вонг и Шива Рэй, почему вы решили работать независимо от них?

Как я уже говорил ранее – у меня нет амбиций в отношении создания авторского стиля, но в то же время я собрал уникальную информацию из разных источников, и сейчас есть задача классифицировать и свести её в логичною, эффективную, целостную, а главное – понятную систему. Пишу книгу и концентрируюсь на оттачивании моей программы для преподавателей йоги 200-500 ч.

XUpF9yQamv8.jpg

Руслан, что вы думаете о всех современных авторских стилях йоги? Разве недостаточно классического подхода?

Это просто эпидемия какая-то, все хотят создать свой авторский стиль. Год-два занимаются йогой – и давай свой стиль создавать. Смешно. Десятилетия нужны для того,чтобы базовые тексты прочитать, изучить, осознать, в практике протестировать, осмыслить, добиться результатов в личной практике. Я вижу достаточно известных, признанных учителей,которые горазды и пару рюмок опрокинуть, и про себя замечательных часами рассказывать, и маме нагрубить. Тут не об авторском стиле думать, а о том, как хорошим человеком стать да как остальным служить.

Кому подходит Виньяса-йога? Есть ли какие-нибудь минимальные требования к допуску для практики?

Практика хороша для всех, кто в состоянии отжаться от пола, стоя на коленях, хотя бы один раз.

IMG_2032.jpg

Есть ли у вас какое-нибудь объяснение того факта, что йогой сегодня в большей степени интересуются все-таки женщины?

К сожалению, должен отметить, что современные мужчины ленивы и инертны, не хотят ничего менять. Если на работу сходил, то уже хорошо. Женщины инициативны, им надоелото, как идут дела, хотят изменений. Хотят лучше выглядеть, лучше чувствовать себя, хотят быть счастливыми.

Как вы сами пришли в йогу? Был ли это некий «зов сердца», насущная потребность или просто любопытство?

Было разбитое сердце, неудовлетворённость, отсутствие смысла в жизни… Дальше так не мог, остро встал вопрос: Кто Я? Зачем Я здесь? Стал искать ответ.

Почему вы остались в практике? Что она дает вам сейчас?

Духовная реализация – единственная цель человеческой жизни. Машины, квартиры, дети, семья, любовь – это вторично. Поймите меня правильно: современный практик должен быть интегрированным в мир и выполнять свою Дхарму (обязанности) на «отлично» перед супругом, детьми, родителями, работодателем. С большой эффективностью – максимум результатов, минимум энергетических затрат. Тогда наступает Шанти (мир), и у вас остаются ресурсы на выполнение главной задачи – самореализации.

Вы вегетарианец?

Да.

Что является основой вашей личной практики?

Крии, Диначарья, ритуал, пранаяма, физическая практика по возможности в течениедня, ритуал и медитация вечером.

Каков ваш основной посыл ученикам, инструкторам, которых вы готовите к преподаванию?

Главное – это личная практика. Учите тому, что что практикуете сами, и верьте Единому.

Вы следите за новостями политики, мировой экономики и т.п?

Отслеживаю минимум, достаточный для того, чтобы ориентироваться в происходящем.

Что значит «жить духовной жизнью» в современном мире?

Я уже говорил, практик может иметь семью и быть полностью интегрированным в современную жизнь. Но должен всегда помнить, для чего живет и выполнять свою Дхарму, обязанности.


Если вы задумываетесь о том, чтобы стать преподавателем или просто хотите систематизировать знания о йоге, присоединяйтесь к Пре-тичерз курсу Yoga Journal с Русланом Клейтманом!

В курс включено:

  • 60 дней занятий и дистанционного общения с преподавателем
  • 25 часов видео: лекции и практика
  • 2 вебинара: живое общение и вопросы
  • 25 часов: материалы для самостоятельного изучения
  • сертификат о прохождении курса при сдаче теста

Преимущества курса:

  • в любой точке мира
  • неограниченный доступ к материалам курса
  • на любом устройстве

При оплате до 6 ноября – 11000 руб., после 6 ноября – 14000 руб.

YJ79_PRE teachers620.jpg

Читайте также