«Предназначение – это трудный путь»

«Предназначение – это трудный путь»

Продолжаем серию интервью с Дадой Саданандой, русским йогом, монахом, учителем медитации, автором проекта Урокимедитации.рф

- В современном мире все сложнее становится людям свое предназначение находить. Вот как йога в этом может помочь?

- Когда мы говорим «предназначение», в основном у людей в голове это выглядит так: я работаю на работе, которая мне нравится, получаю много денег – вот это называется «предназначение». Хотя, если вы посмотрите на великих людей, которые несли вот именно свое предназначение, это вообще не так.

То есть предназначение – это именно та вещь, которую ты пришел реализовать в этом мире, это твой крест.

И зачастую это сопряжено с трудностями, с непониманием, с преследованием и так далее. Когда ты внутри, там, в глубине чувствуешь, что вот я должен это сделать – вот это предназначение.
Причем для каждого из нас имеют место быть две вещи. Первая – это личная эволюция, а второе – это эволюция нашего вида, нашей планеты, всех существ на этой планете, всей экосистемы.

И вот в древности Садашива сформулировал это как «Атмано мокшартхам джагат хитая ча», то есть освобождение своего духа – это одна цель.

Что такое «освобождение»? Вот собака менее свободна, чем человек. У человека есть свобода речи, например. Он может выражать себя, собака – не может выражать.
Чем взрослее мы, чем умнее становимся, чем лучше управляем своими эмоциями и инстинктами, а не инстинкты управляют нами, тем свободнее мы становимся.
И вот работа в этом направлении – освобождении себя – это первая задача, первое предназначение любого человека. Когда ты это делаешь, ты уже на 50% счастлив, ты чувствуешь удовлетворение внутри себя.

WhatsApp Image 2021-04-30 at 22.41.41 (1).jpeg

И вторая часть – это делать то же самое по отношению к другим, то есть помогать другим найти свое предназначение, помогать другим вырастить крылья, стать независимыми, свободными экономически, социально, культурно, интеллектуально, эмоционально и так далее.
Вот это вторая часть. Строить цивилизацию, которая в равновесии пребывает, строить такую цивилизацию, в которой каждый человек сможет свой потенциал выразить. Вот это задача номер два. И что бы ты ни делал в рамках этой задачи – хоть ты пол подметаешь, хоть ты посуду моешь, а может быть, ты ракеты в космос запускаешь – ты будешь счастлив.

Это и есть предназначение человека.


Но и бывает у некоторых людей так, Всевышний посылает им: «Ты будешь это делать». Как вот у меня было. То, что я стал саньясином, я веду монашеский образ жизни и так далее, – это было просто как призвание, то есть требование внутреннее, что надо так.
Я не был согласен поначалу, но внутри я ощущал, что это я должен.
И каждый из нас должен нести свой крест, если библейскими метафорами говорить, он должен делать то, что от него требуется Всевышним.

- А как вы поняли, что вас Всевышний благословил?

- Я думаю, что он всех нас благословляет. Я тут не исключение здесь. В какой-то момент, я помню эту сцену. Три тонны угля лежит, я лопаткой закидываю уголь в сарайчик. И вдруг я остановился отдохнуть, оперся на лопату и думаю: «Что я буду делать? Что я буду делать?» Я получил тогда первый урок медитации. Я думаю: «Ну, я получу второй, я получу третий, ну четвертый, ну пятый, шестой, а потом? А потом я стану монахом». И я такой: «Не-не-не, какой? Это что?»

То есть это какое-то знание внутреннее, ты просто знаешь, и все.

И даже ты не согласен с этим, но ты все равно знаешь. Да, я могу повыпендриваться, я могу повилять, походить туда-сюда, но уже это было предначертано. Либо я приму свое предназначение, и хоть это трудно, но я буду счастлив, либо я отвергну его и буду во тьме. То есть все будет комфортно, все будет классно, но того ощущения, того биения, вот этого ритма жизни я не буду чувствовать. Я не знаю, может быть, я ошибаюсь здесь, но со мной это именно так. То есть я ощущаю, что именно вот эта жизнь проявляется... Вообще, йога – это культ жизни, жизнь. И вот жизнь в тебе расцветает, и когда ты выбираешь трудный путь, когда ты не идешь по пути наименьшего сопротивления, а выбираешь трудный путь твоей эволюции, и тогда жизнь внутри тебя как цветок раскрывается.

WhatsApp Image 2021-04-30 at 22.41.41.jpeg

Это важно. Надо в школе рассказывать об этом. Потому что очень много людей как будто мертвые. То есть он живой, биологический организм функционирует, но жизни нет внутри, нет устремления, нет мечты. Поэтому я влюблен в пассионариев. Пусть человек даже тамасичный пассионарий – неважно, но человек, который именно предназначение свое осознает. В этом смысле они все божественные, поэты. Маяковский, я думаю, это человек вообще абсолютно самобытный. Вот у него было свое предназначение. Там, Егор Летов. Я реально считаю, что это великий поэт. И он был правдив, до самого конца, нес свой крест. Блок. Ну и инженеры, ученые и так далее.

- Может, не все это чувствуют?

- Да, как говорится, дождь божественной милости всегда льется на тебя, но ты держишь над головой зонтик своего эгоизма. Как только ты его убираешь – сразу начинаешь ощущать. Это благословение – оно ощущается, как счастье. Глубинное счастье. То есть ты драйв ощущаешь, ощущаешь пульс радости внутри тебя, блаженство.
Ну, я действительно восхищаюсь теми людьми, у которых было видение, мечта. Ведь ради чего стоит жить – ради мечты. Плести гнездо – ну, по крайней мере, не для меня. Я не чувствую в этом жизни.

Жизнь чувствую в том, чтобы вот видеть мечту.

Читаю Ефремова: «Туманность Андромеды», «Час быка». Понимаю, вот, Ефремова люблю. Потому что это, как песня есть, тоже я Летова слушал, он перепел там советские песни, вот, и там есть такой куплет: «Прав лишь горящий, презревший покой, к людям летящий яркой звездой». Вот это правда. То есть «ты будешь доволен собой и женой, своей конституцией куцей, а вот у поэта всемирный запой и мало ему конституции. Пускай я умру под забором, как пес, пусть жизнь меня в землю втоптала, я верю: то бог меня снегом занес, то вьюга меня целовала». Вот, это то что надо.

WhatsApp Image 2021-04-30 at 22.41.42.jpeg

Мне нравится очень. Я бы хотел, чтобы в мире все стали пассионариями, потому что это взаимное вдохновение. Мы друг друга очень сильно вдохновляем. И вот когда две, три пассионарные личности встречаются, они создают что-то важное. У меня в команде «Уроки медитации» сейчас так. Они все великие люди, я считаю. И у них есть это видение, есть мечта – изменить мир, сделать его красивым местом. Вот и работаем.

- Тем не менее у вас аж две лекции есть «Мечта о вдохновляющей семье».

- Да.

- Это же про «вить гнездо» как раз?

- Это – нет. Это не про «вить гнездо». Вот вдохновляющая семья – это люди, которые любят друг друга и которые друг друга поднимают к свершениям, которые позволяют свой лучший потенциал проявить. Вот это вдохновляющая семья.
Бывает так, что человек женился, и все – и пропал. Намаскар.
То есть он превратился в обывателя, а было что-то внутри него, горело. И это не вдохновляющая семья. Это вот то, что прямо страшно.

А когда такая семья, которая тебя стимулирует и поднимает, вот это да.

И это не про гнездо вообще. Когда вот мой мастер благословлял пары на женитьбу, он им говорил: «Будьте как Шива и Парвати». Будьте идеальной семьей. Вдохновляйте всех своим примером. А Шива и Парвати что делали? Они гнездо, что ли, вили? Нет, они создавали новую культуру.
Он внедрил в этот мир суры саптак, или семь нот – Са Ре Га Ма Па Дха Ни. Он натараджа, то есть он господь танца. Он внедрил науку танца в этот мир, он познакомил людей с йогой, он познакомил людей с институтом брака. Его последователи начали жениться, до этого люди просто как в гражданском браке жили, а тут – жить новой жизнью, с новым видом ответственности. То есть они работали популяризацией, пропагандированием новых, очень важных культурных основ человеческого бытия.

Вот это и жизнь. Два пассионария вместе встретились и друг друга поддерживают, и мир меняют. Вот это вдохновляющая семья. Я за это.

Часть 1 интервью с Дадой Саданандой можно найти поссылке.

Читайте также