Паттабхи Джойс

Жизнь Паттабхи Джойса подобна классическому сказанию о герое. Как и положено в мифе, чудеса начались с самого рождения. Шри Кришна Паттабхи Джойс появился на свет в 1915, в полнолуние, в канун легендарного индуистского праздника Гуру-пурнима (день памяти мудреца Вьясы). Пока жители деревни Коушике, штат Карнатака, совершали ритуальные поклонения гуру и вспоминали мудреца Вьясу, первым записавшего Веданта-сутры, в обедневшей брахминской семье родился мальчик, которому суждено было прославить свой род.

Отец Паттабхи Джойса, священник и астролог, зарабатывал на жизнь тем, что совершал пуджи (индуистские ритуалы) для соседей и проводил празднования в каждом из трех храмов деревни — Вишну, Шивы и Ганапати (Ганеша). Паттабхи Джойс с самого детства впитывал древнюю индуистскую культуру, с интересом смотрел, как отец, нанеся на лоб точку-бинду куркумой, возлагает цветы и еду статуям божеств, внимательно слушал напевные мистические гимны. Как и положено мальчику из варны браминов, он с малых лет изучал санскрит, веды и индуистские ритуалы.

Судьбоносная встреча

Однажды в школе, которая находилась в ближайшем городе Хасан, Паттабхи Джойс впервые увидел выступление йога. Двенадцатилетний мальчик был поражен тем, насколько хорошо демонстрирующий асаны человек владел собственным телом. После выступления он подошел к йогину с мольбой в глазах: «Позвольте мне стать вашим учеником». Так Паттабхи Джойс встретил своего гуру — Шри Тирумалаи Кришнамачарью. Встреча оказалась судьбоносной: йогин, случайно забредший в город, был знаменитым мастером. Более семи лет Кришнамачарья изучал йогу в Гималаях, постигая мудрость тысячелетней системы на практике и по сутрам, а затем вернулся к людям — исцелять йогой и передавать древние знания.

Паттабхи Джойс учился у Кришнамачарьи два года, практикуя йогу каждый день после школьных занятий. Родители не возражали — практика хорошо сказывалась на здоровье мальчика, делала его более спокойным и внимательным. Но вскоре все изменилось — Паттабхи Джойсу нужно было продолжать обучение в Университете санскрита в Майсоре, а Кришнамачарья уехал из Хасана.

Прежде чем покинуть дом, Паттабхи Джойс прошел ритуал посвящения в брамины. Традиционная церемония инициации — обрезание волос и вручение символов принадлежности к браминской варне: тройного пояса из травы мунджа и священного шнура из хлопковых нитей. Шнур полагается носить через плечо — его завязывает жрец, и развязать его уже нельзя, разве что стянуть в сторону во время совершения обрядов. Помимо полученных реликвий Паттабхи Джойс должен был в течение всей жизни выполнять обязанности браминов. Брамин узнается по деяниям, по особым отличительным чертам, считали древние: видья (просветляющее знание), возвышенная и благотворная карма (деятельность) и распространение добродетели посредством личного примера. Древнему предписанию Паттабхи Джойс останется верен до последнего дня жизни.

В Университет санскрита в Майсоре Паттабхи Джойс отправился налегке. Вместе с двумя друзьями он проехал более ста километров по пыльным дорогам на стареньких велосипедах, с двумя рупиями в кармане. Жизнь в большом чужом городе оказалась еще более трудной, чем можно было представить: почти все время Паттабхи Джойс учился, перебиваясь скудными средствами, которые присылали родители, и частенько ужиная в домах некоторых знакомых браминов, которые жалели его. Ни о чем, кроме изучения санскрита и древних текстов, не могло быть и речи.

Но в 1930 году Паттабхи Джойса ждала удивительная встреча. На показательном выступлении по йоге он снова встретил своего гуру. Не говоря ни слова, Паттабхи Джойс подошел и распростерся ниц перед Кришнамачарьей. Уже не странствующий отшельник, а знаменитый Гуруджи, вылечивший Раджендру Водеяра — махараджу Майсора — и при высочайшем покровительстве открывший собственную школу на территории дворца, Кришнамачарья снова принял его в ученики. Связь восстановилась, и в жизнь повзрослевшего Паттабхи Джойса вновь вошла йога.

Теперь обучение шло совсем по-другому. Кришнамачарья видел в своем главном ученике уже не просто способного ребенка, а будущего гуру, обладающего достаточным упорством в собственной практике и достаточной мудростью для ее развития. С каждым днем успехи Паттабхи Джойса возрастали, но понадобилось долгих семь лет строгой практики, прежде чем он начал собственный путь в йоге. В январе 1937 года Кришнамачарья представил его махарадже, и тот предложил ему преподавать йогу в Университете санскрита. С позволения своего гуру Паттабхи Джойс принял предложение и 1 марта 1937 года возглавил новый факультет йоги. Главой факультета он оставался почти сорок лет — до отставки по собственному желанию в 1973 году. За эти годы Паттабхи Джойс заслужил не только звание профессора, но и титул видвана — ученого, сведущего знатока Вед, которому нет равных.


Практика и только практика

«Одно лишь изучение йогических текстов и жаркие дебаты на эту тему не дадут человеку досконального знания йоги. Как кулинарные знания не могут утолить голод, так простое понимание учения и практик не смогут в полной мере раскрыть суть йоги. Древние тексты только указывают путь, которым следует идти. И нам остается лишь понять их и воплотить на практике. Сила, которую мы обретем с помощью этой практики, поможет прийти к знанию о том, как подчинить свой ум и органы чувств. Только так мы сможем постичь йогу. Только посредством контроля ума и органов чувств мы сможем прийти к пониманию своей истинной природы. Энциклопедические знания здесь не помогут, равно как и надевание на себя одеяния йогов. С благословения своего гуру и с помощью упорных занятий йогой ученик может в один прекрасный день — даже до того, как он покинет свою бренную оболочку, — осознать извечное как природу высшего покоя и вечного наслаждения, как причину создания, существования и разрушения Вселенной. Без благословения гуру и упорных занятий ученик не сможет увидеть ничего, кроме мирской суеты».


Семья

Вскоре после открытия факультета йоги Паттабхи Джойс встретил свою будущую жену — Савитрамму, обаятельную, смешливую девушку из древнего рода санскритских ученых. Савитрамма была одной из студенток Паттабхи Джойса. Легенда гласит, что девушка, полюбив учителя, привела его в дом своей семьи, заявив отцу, что нашла себе мужа. На вопрос, чем же занимается молодой человек, Паттабхи Джойс продемонстрировал несколько сложных асан. «Какой сильный! — улыбнулся отец Савитраммы. — Этот юноша сумеет позаботиться о моей дочери». Легкий, покладистый характер Савитраммы смягчал суровый нрав Паттабхи Джойса с первых дней. Всегда стоя позади своего легендарного мужа, Савитрамма с удивительной женской мудростью и чуткостью опекала каждый шаг Паттабхи Джойса, была предана ему до самой смерти.

В семье Гуруджи было трое детей — братья Манджу и Рамеш и красавица Сарасвати. Каждого из них Паттабхи Джойс учил йоге — всегда индивидуально, всегда с особой строгостью. Он не скрывал своего желания сделать детей учителями йоги, чтобы в будущем они продолжили его дело. Манджу Джойс в одном из интервью рассказывал, что в детстве ему было очень весело смотреть, как отец занимается йогой: «Это было действительно потрясающе. Иногда он выбирал какую-нибудь позу и оставался в ней долгое время. Он говорил нам, что нет нужды делать миллионы поз, лучше осваивать по одной за раз, а затем уже переходить к следующей».

На обучение к Паттабхи Джойсу часто приходили люди, страдающие астмой и диабетом, — те, кому не могли помочь врачи. Впрочем, приходили и сами доктора, после того как встречали своих излечившихся больных. Поначалу они отказывались верить в терапевтический эффект йоги, но через некоторое время регулярной практики из критиков и скептиков превращались в ярых сторонников. Один из случаев чудесного исцеления всколыхнул весь штат: Паттабхи Джойсу привезли юношу, у которого начиналась проказа в ушах. Отец юноши умолял Гуруджи спасти жизнь единственного сына, и Паттабхи Джойс взял его в ученики. Испугавшись страшной болезни, некоторые из студентов отказались заниматься вместе с ним и покинули класс. Но Паттабхи Джойс продолжал как ни в чем ни бывало. Спустя несколько месяцев молодой человек был совершенно здоров.

С годами преподавания Паттабхи Джойс создал собственную систему йоги, которая получила название «Аштанга-виньяса-йога». В ее основе — учение Кришнамачарьи, синтез древних гималайских традиций и мудрости сутр. Динамическая практика включает в себя определенные последовательности асан, связанных между собой комплексами виньяс. Метод прославил имя Гуруджи на весь мир.

Паттабхи Джойс объяснял ученикам, что виньяса — дыхательно-двигательная система упражнений — помогает выстроить движение в гармонии с дыханием, словно нанизывая асаны на нить дыхания. В Аштанга-виньяса-йоге практикуется глубокое, мощное дыхание с легким шипящим звуком из-за сжимания голосовой щели. Этот тип дыхания получил название Уджайя («побеждающий»). При синхронизации движения с дыханием и использованием бандх (энергетических замков) — Мула-бандхи, Уддияна-бандхи и Джаландхара-бандхи в теле йогина возникает сильный внутренний жар, начинается обильное потоотделение. Из организма выводятся токсины, происходит его очищение и омоложение. Выполнение виньяс уравновешивает дыхание и обеспечивает постоянную, ровную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становится ровным, тело сильным, а ум спокойным. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов помогает пополнить энергоресурсы, трансформирует сознание и расширяет диапазон восприятия.


«...Пока мы бездумно тратим свою энергию на сомнения, стоит ли практиковать йогу? Мы погружаемся в бесконечный круговорот рождений и смертей, испытываем множество страданий и упускаем редкий шанс духовного самосовершенствования. Йога полезна для всех без исключения, она привнесет счастье и в день сегодняшний, и в будущее...»
Шри К. Паттабхи Джойс


Делаем бусы Традиционно подход синхронизации движения и дыхания в йогических текстах называется йога-мала. Свою главную, программную книгу Паттабхи Джойс так и назвал — «Йога-мала», где «мала» означает «гирлянда». Мала — это и пушпамала, или цветочная гирлянда, предлагаемая божествам в индуистских храмах; это и джапамала, или четки с бусинами, которые помогают подсчитывать повторение мантр в медитации. Выбранное название объясняло суть учения. Каждая асана в серии фиксированных последовательностей Аштанга-виньяса-йоги подобна бусине на мале. Пропуская одну из поз, ученик словно пропускает бусину, необходимое в индуистской традиции повторение молитвы.

В системе Аштанга-виньяса-йоги иерархия последовательностей состоит из шести серий восходящей степени сложности. Эти последовательности, по словам Гуруджи, заимствованы из древнего манускрипта «Корунта-йоги», который не сохранился до нашего времени. В каждой серии содержится около 40 поз, и каждая новая асана логически продолжает и усложняет предыдущую. Когда ученик доходит до позы, которая находится за границами его возможностей, он останавливается на ней и практикует предшествующие асаны до тех пор, пока не сможет выполнить эту.

На каждом этапе та поза, на которой следует остановиться, определяется для каждого ученика индивидуально. Гуруджи давал всем студентам позы в соответствии с их возможностями. Остановка на определенной позе никогда не была какой-то карательной мерой, но являлась необходимой частью Аштанга-виньяса-йоги, которая позволяла телу безопасно изменяться и адаптироваться к суровым условиям практики.

В каждом из шести комплексов Аштанга-виньяса-йоги обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают настоящий вызов силе духа практикующего. Суровая, бескомпромиссная необходимость ежедневно практиковать и преодолевать собственную слабость помогала ученикам Паттабхи Джойса не только преображать тело, но и укреплять силу духа. О строгости Гуруджи ходили легенды — суровый метод, требовавший изо дня в день повторять одну и ту же последовательность поз, могли вынести только самые стойкие. Часто ученикам приходилось месяцами ждать позволения перейти к следующей асане, не получая от учителя ни единого поощрения или совета. Для Паттабхи Джойса постижение йоги заключалось в самом действии, в усердной, постоянной практике. Не стоит слишком много говорить о философии — постигая Аштанга-виньяса-йогу, важно сконцентрироваться на выполнении последовательности асан. «Вы просто продолжаете выполнять асаны, продолжаете, продолжаете, и затем постепенно мудрость йоги начнет раскрываться внутри вас, вы обнаружите ее в себе», — комментировал учение отца Манджу Джойс.

«Если сидеть неподвижно, в голове заводятся обезьяны. Просто выполняйте свою практику, а остальное приложится», — в излюбленной насмешливой манере говорил сам Паттабхи Джойс. Гуруджи не любил нетерпеливых учеников, огорчался, когда видел молодых йогинов, мечтающих освоить новый метод за пару месяцев. Терпение, смирение — вот качества, которые требовал от него Кришнамачарья в годы его ученичества. Опоздавшего студента Кришнамачарья мог заставить стоять на солнце за дверями дома целый час, лишь затем ученик допускался к практике. Паттабхи Джойс, слишком хорошо помнивший цену своим знаниям, был очень взыскательным учителем. Он ревностно хранил традицию йоги, унаследованную им от Кришнамачарьи, и не считал, что йогу следует приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего. «Подгонять традиционные, тысячелетние методики под ограниченные возможности учеников — значит снижать планку самого этого искусства», — считал он. В 60-е годы, когда в США и Европе узнали о йоге, в Индию отправились первые западные ученики. Все громче звучало имя БКС Айенгара — еще одного ученика Кришнамачарьи, основавшего свою школу йоги, а вместе с ним и имя Паттабхи Джойса. В 1964 году к Гуруджи приезжает бельгиец Андре ван Лисбет, который затем станет знаменитым учителем, а в 1972 году — первые американцы. Три года спустя Паттабхи Джойс, покинув пост главы факультета йоги в Университете санскрита, целиком концентрируется на работе собственной йога-шалы и популяризации метода Аштанга-виньяса-йоги. Вскоре вместе с Манджу он совершает первую поездку в Соединенные Штаты, а затем начинает регулярно проводить мастер-классы по всему миру.

Одновременно в Майсор съезжались увлеченные йогины. Теперь уже белокожие ученики не были редкостью. Дэвид Свенсон, Лино Миеле, Ричард Фриман, Петри Ряйсянен долгие годы учились у Паттабхи Джойса, проходя строжайший отбор, чтобы получить благословение на преподавание Аштанга-виньяса-йоги.

После смерти Гуруджи в 2009 году центр Аштанга-виньяса-йоги, основанный Паттабхи Джойсом, а также Институт исследования йоги перешли в управление к его внуку Шарату. Сейчас в мире около 300 авторизованных и сертифицированных преподавателей Аштанга-виньяса-йоги. Из них почти половина живет и практикует в США, треть — в Европе, оставшаяся часть — в Азии и других странах.


Вкус омара познается на вкус!

«...Некоторые считают йогу лишь комплексом физических упражнений, который имеет очень узкое применение. Другие утверждают, что йога может быть полезна только саньясинам или людям, давшим обет безбрачия, так что семейный человек должен отказаться либо от семьи, либо от идеи изучать йогу. Есть люди, которые даже боятся заниматься йогой в группе. Все они напоминают человека, который принял решение полностью отказаться от употребления омаров, даже не зная, какие они на вкус. Так и йога: чтобы постичь ее ананду (блаженство), нужно начать ее практиковать...»
Шри К. Паттабхи Джойс


«Выполняй свою практику, и все придет. Йога — 99% практики и 1% теории. Первый уровень очень важен. Второй уровень — для преподавателей. Третий уровень — только для демонстрации. Учась контролировать тело, мы учимся контролировать ум. Практикуйте йогу, чтобы видеть Бога везде».
Шри К. Паттабхи Джойс


«Одно из значений слова «йога» — упайя, что означает путь, которому мы следуем или посредством которого можем чего-то достичь. Какому же пути мы должны следовать? Кого или чего мы должны достичь? Ум жаждет постичь высшее. Как рыцарь ищет короля, которому он может служить, как ученик ищет наилучшего гуру, как женщина ищет идеального мужа, так человеческий ум стремится найти Единую Сущность».
Шри К. Паттабхи Джойс

Читайте также