Монахиня Кхандро Ринпоче: «На Западе людям не хватает легкого отношения к жизни»

Монахиня Кхандро Ринпоче: «На Западе людям не хватает легкого отношения к жизни»

Тибетские буддисты верят, что предназначение человека – в этой жизни или в следующей достигнуть просветления и освободиться от бесконечного цикла перерождений. Но, став просветленными, некоторые из них снова рождаются в человеческом теле, чтобы своим примером указывать путь к освобождению. Жители Тибета называют их тулку и за сотни лет разработали сложную систему нахождения и опознания таких детей.

Кхандро Ринпоче считается воплощением полностью реализованной тибетской женщины-учителя IX века – Еше Цогьял. Также она была признана перерождением Великой Дакини из Цурпху, которая жила в Тибете в XIX веке.

В нынешней жизни Ринпоче родилась в семье Миндролинга Тричена Ринпоче, главы старейшей школы тибетского буддизма Ньигма. В два года она была признана тулку.

Кхандро получила великолепное религиозное и светское образование и с 19 лет ездит по миру, читая лекции и обучая буддийским практикам. Она свободно говорит по-английски и прекрасно знакома с жизнью западного общества. Ее учения о буддизме предельно ясны и полны юмора, что делает их доступными для понимания.

IMG_0010.jpg

Вы монахиня и лама, но выбор сделан за вас. Вы ощущаете себя воплощением божества?

Когда маленького ребенка признают тулку, это означает, что он попадает в определенное окружение и его соответственно обучают. Большинство лам-перевоплощенцев с детства знают об ответственности перед живыми существами. Кроме того, мой отец – лама, я родилась в монастыре. Понимание собственной миссии приходило ко мне постепенно, и я до сих пор не уверена, что точно знаю, в чем она заключалась. Но, безусловно, ощущаю ответственность и стараюсь как можно лучше выполнять свои обязанности. В 19 лет я закончила формальное образование и начала гораздо больше времени посвящать медитации, поэтому ко мне стало приходить некое внутреннее осознавание.

Вы считаетесь просветленным существом с рождения. Каково это – быть просветленной?

О нет, я совсем не просветленное существо! (Смеется.) С буддийской точки зрения женщины-учителя, воплощениями которых я считаюсь, достигли весьма глубоких степеней реализации. Поэтому люди автоматически заключают, что их знания и способности перешли ко мне. Некоторые качества действительно продолжаются в новом воплощении, но все тулку должны много и прилежно учиться – ничуть не меньше, чем обычные люди. Просто у тулку кармические отпечатки менее грубые – они быстрее усваивают материал, вникают в его суть. Более того, у них может быть прямая связь с определенными видами медитативного опыта.

Слово «карма» популярно на Западе. Даже в меню пишут: «Щедрые чаевые улучшают вашу карму».

Не может быть! Чаевые? (Хохочет.) Это новое знание даже для меня. Мне это нравится. Правда.

Может, может. Мы ведь тоже стараемся – тут, на Западе. Но если говорить серьезно: что такое карма?

Самое простое определение кармы – это действие. Действие не только результат, но и причина того, что произойдет в будущем. При этом одно действие порождает различные реакции или причины, они, в свою очередь, влекут за собой следующие действия, и это число непрерывно умножается. Но процесс можно остановить. С буддийской точки зрения то, как именно человек воспринимает мир, зависит от его индивидуальных особенностей. Непросветленный видит все через призму своих привязанностей, обид и страстей – мы называем их кармическими омрачениями – и действует исходя из них. Но каждый из нас имеет потенциальную возможность осознать подлинную, абсолютную природу своего ума, свободную от омрачений. В этот момент кармы для вас больше не существует, вы становитесь просветленным существом.

Далай-лама сказал однажды, что на Западе труднее всего практиковать смирение. Какие еще качества с трудом даются западным людям?

Особенно сложно, когда речь идет о смирении, которое основано не на формальном отказе от чего-то, а проистекает из осознания своего пути. О смирении, полном добродушной, радостной мудрости. Второе качество – это простое, легкое отношение к жизни. А третье – гибкость, уступчивость. Эти качества являются фундаментом как успешной духовной практики, так и обычной жизни.

Что вы думаете о хатха-йоге? Согласны ли вы с тем, что перед началом медитации нужно укрепить тело?

Между буддизмом и многими индийскими практиками, безусловно, прослеживается связь – они зародились в одной стране! Для тех, кто хочет заниматься медитацией, необходимо тренировать тело. Важна дисциплина – она основа практики, иначе вы не можете рассчитывать на серьезные успехи. Однако, если ваше тело недостаточно натренировано, не надо терпеть и мучиться. Просто сократите время медитации. Больше не значит лучше. Дело не в количестве времени, а в качестве состояний. Лично я приветствую любые упражнения. Я очень люблю хатха-йогу, но вы можете бегать, заниматься пилатесом или кикбоксингом. Я четыре года занималась карате.

Возможно ли совмещать духовную практику с карьерой, семьей, или настоящий духовный путь проходят только монахи?

Некоторые западные практикующие очень усердны в своей практике, несмотря на то что им приходится ходить на работу, растить детей, жить в социуме. Добьетесь ли вы успеха в практике, в некотором роде вопрос озарения. Множество монахов и йогинов посвящают годы чтению мантр или выполнению асан, но это всегда должно дополняться медитацией. На Западе людям часто не хватает информации и времени, но это компенсируется преданностью, безмятежностью, спокойствием и погружением в процесс. Вы на личном опыте знаете, что такое суета. Когда вы вступаете на любой духовный путь, вы демонстрируете огромное желание и приверженность практике. Ирония этой ситуации в том, что можно испытывать постоянное волнение, сидя в пещере, а в миру – жить как просветленный человек. Шансы равны.

Вы могли бы назвать три сильные и три слабые стороны буддизма?

Что касается сильных сторон, то, во-первых, буддисты – добрые люди. Идея о сострадании ко всем живым существам постепенно проникает в сознание даже довольно грубых и резких учеников. Второе качество – обретение спокойствия. И третье – осознание того, что все вещи в мире взаимосвязаны и взаимозависимы. Теперь слабые стороны. Многие ошибочно принимают непривязанность за эскапизм. Это самая большая проблема. Во-вторых, некоторые уделяют много времени интеллектуальным рассуждениям и не видят необходимости в интенсивной практике. Третья – лень, которая возникает, когда люди решают так избавиться от суеты и перестают что-либо делать вообще. Лень, которая возникает от нежелания брать на себя ответственность. Но это не слабые стороны буддизма, а слабые стороны тех, кто неправильно понимает буддизм.

Интервью брала: Анастасия Гостева 

Фото: Филипп Перхов

Читайте также