Молодая гвардия

Имя: Тоня Арно
Возраст: 23 года
Живет: в Москве (родом из Нижнего Новгорода)
Преподает: Виньяса-флоу-йогу

Я безумно влюблена в йогу. Мне кажется, йога была в моей жизни всегда. Я с детства сама, спонтанно, садилась в «Лотос,», как в самую удобную позу, приходила из школы и вставала в «Березку», хотя школьную физкультуру ненавидела — думаю, сопротивлялась насилию. Мне захотелось, чтобы у меня дома был свой йога-коврик, и я стала искать, где в Нижнем Новгороде они продаются. Нашла одну студию, позвонила им. Ковриков не оказалось, но зато (не знаю как, я ничего не планировала, это само вылетело) спросила, не нужны ли им сотрудники. И оказалось, что им как раз нужен администратор. Вот так я начала работать в этой студии. А буквально через год уже там преподавала. Екатерина Белкова, инструктор, у которой я занималась, убеждала меня, что я готова, что уже могу. Я сопротивлялась, говорила, что не знаю и не умею, но она меня подталкивала и вдохновляла. И вот я веду свое первое занятие! И все получается. Катя предупреждала меня, что наверняка буду нервничать, не буду знать, что сказать, что это нормально, так бывает у всех... Но у меня такого не было! Я встала перед классом — и почувствовала себя настолько спокойно и уверенно, как будто так было всегда. У меня и сейчас так: я не планирую занятие, прихожу, вижу людей и чувствую, что именно сейчас им надо. Все эмоции, все дела и заботы отключаются, занятие течет, как поток, а я — просто передатчик, как магнитофон, на котором нажали кнопку, и все уже работает без моего участия. Испытав такие ощущения на первом же своем занятии, я, конечно, уже не сомневалась, что это не просто хобби.

Я преподавала в Нижнем Новгороде около года. Вела занятия в Институте прикладной физики. Там у меня была не совсем обычная группа — женщины лет за 50. Вот перед первым занятием с ними я боялась. Думала, я туда приду, а они на меня посмотрят и скажут: «Что это за школьница пришла?» А они меня сразу приняли и полюбили. Мне вообще почему-то очень везет с людьми, которые появляются в моей жизни. И мне было легко найти с этой группой общий язык, я их тоже полюбила. Видеть, как женщины пенсионного возраста встают в Бакасану, — вот настоящий повод для вдохновения, который побуждает двигаться дальше и не думать, что какие-то факторы могут помешать.

Когда год назад я узнала, что к нам в город приезжает йога-поезд от Yoga Journal, мы пригласили его участников в нашу студию. Тогда я впервые увидела инструкторов Дживамукти-йоги — Аню Лунегову и Лену Измайлову. Я наблюдала за занятием, и это было потрясающе. В уроке соединилось все, что я думала и чувствовала. Именно так я хотела бы всегда заниматься сама и так вести занятия. И вскоре после этого, осенью, я приехала в Москву на шестую Конференцию Yoga Journal. Именно там я впервые увидела Йогешвари — знаменитую преподавательницу Дживамукти-йоги из Нью-Йорка. С тех пор я постоянно приезжаю в Москву на семинары и мастер-классы в студию NYM Yoga. Последний раз была на семинаре Петроса Хаффенричера, перед этим — на Шон Корн.

От Нижнего Новгорода до Москвы вроде бы не так и далеко, но я почувствовала, что не хочу каждый раз преодолевать 400 километров, чтобы попасть туда, где мне хочется быть, тратить на дорогу время, силы, деньги… И я подумала: а что меня вообще держит? Университет я как раз заканчивала. И этим летом я переехала в Москву. Сейчас работаю в студии NYM Yoga — хочу, конечно, вести занятия, но пока я администратор и бармен. Эта работа мне тоже в удовольствие — там все веганское, а я веган. Мне очень приятно готовить такую еду. Мечтаю о том, что рано или поздно мне удастся поехать в Америку, чтобы выучиться на инструктора Дживамукти-йоги. Во всяком случае, сейчас это мое намерение, и я думаю, все сбудется.

Имя: Алексей Шиков
Возраст: 22 года
Живет: в Иваново
Преподает: Универсальную йогу

Я учусь на шестом курсе Медицинской академии. Когда я прошел все фундаментальные медицинские науки, узнал строение человеческого тела вплоть до молекулярного уровня, у меня все равно осталось довольно много вопросов, на которые ни преподаватели, ни научная литература не могли дать ответов.

И я решил обратиться к загадочной на тот момент для меня науке — йоге. Что-то о ней мне уже рассказывала моя хорошая знакомая Вероника Криницкая, преподаватель Универсальной йоги (у нее своя йога-студия «Мантра» в Костроме). Когда я решил попробовать первый раз сходить на йогу, Вероника объяснила мне, как именно выбирать свое направление и своего преподавателя, на что стоит обращать внимание. Я походил по разным студиям, остановился на направлении Универсальная йога. Моим первым учителем стала Ирина Козлова. Сначала я ходил на занятия нерегулярно, один-два раза в неделю, а мог и вообще не ходить, если не успевал из-за учебы. Но спустя полгода обнаружил, что уже какое-то время занимаюсь регулярно, это как-то само собой стало естественной частью моей жизни. И если возникало сомнение, идти сегодня на занятие или не идти, то всегда был один ответ: конечно идти!

Через год регулярной практики мне стало недостаточно лишь групповых занятий. Количество вопросов не только не уменьшилось, а наоборот, росло с каждым днем. Хотелось большей осознанности в том, что я делаю. Почему мы делаем именно эту асану? Почему выполняем ее именно так? Почему именно в такой последовательности? И т.д.

Я стал заниматься дома по видео, книгам, схемам, статьям. Но чувствовал, что этого тоже недостаточно: нужно учиться у настоящих специалистов. Вот тогда я и узнал о преподавательских курсах по Универсальной йоге в Симеизе в Крыму (про них мне тоже рассказала Вероника Криницкая, она сама их проходила). И я отправился туда. Если честно, в тот период я вообще не задумывался о преподавании йоги. Я поехал учиться у Андрея Лаппы, Максима Цугуя, Ивана Свиридова для себя, для своей личной практики. Просто потому, что понял: получать знания по йоге лучше из первоисточника, а не через посредников, из десятых рук.

Пройдя две части курса (каждая по 100 часов), я нашел ответы на многие вопросы. Но новых вопросов появилось еще больше. Возвратившись с курсов, долго думал, начинать преподавать или нет. В конце концов решил попробовать провести занятия для друзей и знакомых, снял зал. Так прошло полгода. Убедившись, что друзья и знакомые ходят на занятия и приводят своих друзей, а мне, в свою очередь, нравится объяснять, я пошел работать в студию йоги при фитнес-клубе Energy в Иваново, где работаю и сейчас.

После того как я начал преподавать, личная практика стала совершенно другой, более глубокой и сконцентрированной. Когда объясняешь тонкости выполнения асаны своим ученикам, сам тоже понимаешь гораздо глубже, практика становится осознанной. Я считаю, что учиться надо не только у других, но и у себя. Потому что практика твоего учителя — это его практика, а у тебя своя.

Для меня йога — это наука. Изучая и ее, и медицинские науки, я прихожу к выводу, что между ними нет противоречий, они дополняют друг друга! И ответы на все вопросы можно найти, лишь изучив человеческое тело и душу со всех сторон, самыми разными методами.

Имя: Маргарита Шаламонова
Возраст: 23 года
Живет: в Брянске
Преподает: йогу Айенгара

В йогу я пришла в 18 лет, в 2008 году. Поступила в институт и решила заняться здоровьем. Пришла в фитнес-зал, вижу объявление: йога. Что такое йога, я еще не знала, но на занятие пошла. Это была йога Айенгара, урок вела Марина Зуева (она и сейчас преподает у нас в Брянске). Марина так погружена в йогу, она всех готова ею заразить! После первой же Шавасаны я почувствовала себя другим человеком. С этого дня я знала: что бы ни случилось, буду заниматься дальше.

В июне 2012 года я поехала в Москву на программу подготовки преподавателей в сети центров Yoga Practika «Первый шаг». Потом я начала вести йогу Айенгара в фитнес-клубе и центре «Твоя йога», и мне это очень нравится.

Почему именно метод Айенгара? Потому что он ясный, четкий, статичный, спокойный, осознанный, очень подробный... Наверное, все эти определения — это и есть те качества, которые очень важны для меня в жизни, в самой себе. Я пробовала и другие методы, я уважаю все подходы в йоге, но только метод Айенгара принес мне душевное спокойствие. Я человек очень энергичный, заводной и чувствовала, что надо немного заземлиться, замедлиться.

Начав преподавать, я поняла, что, раз уж работаешь с людьми, очень важно взаимодействовать с ними, а не просто отрешенно проводить урок. Для этого нужно самому быть в хорошем душевном состоянии, в мире с собой.

Благодаря йоге для меня стала очень важна идея принятия. Только принимая себя, становишься способен на контакт с другими людьми. А как принимать каждого человека? Ведь люди вокруг очень разные, не могут всем нравиться! Но и не должны. Когда я сталкиваюсь с кем-то, кто вызывает негативные эмоции, я мысленно говорю: «Ты такой, я такая, мы разные. Хорошо, что ты есть, хорошо, что я есть». Мне везет: ко мне на занятия приходят люди, которые чем-то на меня похожи. Они веселые, энергичные. Конечно, большинство людей сначала приходит на занятия, воспринимая их как физкультуру, но потом для них йога тоже становится образом жизни. Я подтянула в йогу многих своих друзей, подруг.

В прошлом году я закончила университет. Но пока училась и параллельно осваивала йогу, очень быстро поняла, что профессия «менеджер по туризму» — не мое. Я всегда хотела стать врачом, даже училась в химико-биологическом классе. Но когда заканчивала школу, почему-то передумала, не стала поступать в медицинский. На четвертом курсе поняла, что хочу не подбирать для людей путевки, а делать что-то для их здоровья. Так вместо медицины в мою жизнь пришла йога. У меня мама — психотерапевт, а бабушка — врач. Видимо, у нас это семейное — помогать людям. Еще когда я ходила в детский сад, у нашей воспитательницы часто болела голова, а я клала ей ладони на височную область — и боль проходила! Уже тогда мне казалось, что могу лечить, что знаю как. Но ведь это двухсторонний процесс: не только я помогаю людям, но и люди очень помогают мне! Благодаря своим ученикам я стала терпеливее, мудрее, спокойнее.

Я часто приезжаю в Москву – примерно раз в месяц, беру четыре выходных дня. Хожу на семинары разных преподавателей и даже просто на обычные занятия в Yoga Practikа — в разные залы к различным преподавателям. Я возвращаюсь домой на таком энергетическом подъеме — каждая поездка дает мне заряд на весь следующий месяц!

Имя: Стас Кузнецов
Возраст: 21 год
Живет: в Москве
Преподает: йогу для детей

Я познакомился с йогой еще в детстве, лет в 10-11. К нам домой приходила инструктор и занималась с моей мамой и со мной. Но, к сожалению, это длилось недолго. Следующее знакомство с йогой, более осознанное, произошло только два года назад, когда я пошел заниматься в залы Федерации йоги.

История была смешная: на первое занятие я попал, поругавшись с мамой. Я вернулся с работы и стал обсуждать с мамой покупку велосипеда. Мама говорит: «Зачем тебе велосипед? Тебе сейчас надо решать проблемы со своей спиной!» И мы с мамой поссорились, потому что она стала говорить: «Иди на йогу!», а я: «Что за бред! Как могут помочь моей спине какие-то там древние индийские практики?» Я разозлился, но все-таки пошел. И попал на занятие к Ирине Снегиревой.

После первого в своей жизни занятия я ощутил такой восторг, какого не испытывал никогда ни от чего в жизни. Я чувствовал любовь ко всему миру, хотелось обнять всех людей.

В то время я был в неважной физической форме — не мог сидеть прямо, выкуривал по пачке сигарет в день, а когда нагибался, не мог достать руками ниже коленей. И был уверен, что никогда не смогу дотянуться до пола, никогда не брошу курить. Регулярная практика действительно полностью меняет жизнь — вредные привычки уходят сами. С каждым следующим занятием я чувствовал, что могу наклониться все ниже. Помимо улучшения физической формы я начал ощущать более стабильное эмоциональное состояние, стал воспринимать жизнь более осознанно. И когда я убедился на своем опыте, что йога работает, мне стало очевидно, что этим важно делиться с детьми. К тому моменту я работал с детьми уже четвертый год: я вожатый, педагог, работаю в лагерях и организовываю праздники для детей и подростков. Я узнал, что есть удивительная Виктория Занкина, и пошел учиться к ней. Именно Викторию я называю своим учителем, стараюсь постоянно быть с ней на связи, задавать вопросы. Первые свои классы я провел тем же летом в лагере. Это были подростки 14-15 лет, и у них просто не было выбора — никто не спрашивал, хотят ли они заниматься... Но им все равно понравилось! Тем же летом я в другом лагере ежедневно проводил утреннюю йога-зарядку, на которую приходили до 80 ребят…

Я люблю учиться, стараюсь брать новое везде: закончил программу для инструкторов по Хатха-йоге в Федерации йоги, прошел сертификационные семинары Гурудасс Каур и Джо Мэньюэл. Занимаюсь и с детьми, и с подростками, закончил курсы Birthlight по бэби-йоге и смарт-йоге, чтобы работать с самыми маленькими (до года) — мне очень понравился подход Франсуазы Фридман к материнской и детской йоге. С сентября начал обучение по йоге Айенгара у Галины Ожигановой (я начинал с Хатха-йоги, а сейчас больше двигаюсь в сторону йоги Айенгара).

Я учусь на биологическом факультете МГУ, специальность — биохимия, вирусология. Я рад, что получаю естественно-научное образование, потому что это определенным образом ставит мозги, дает базовые представления о том, как устроена природа и человеческое тело. Но к детям вырываюсь буквально как к источнику жизни. Сначала я ездил вожатым ради тусовки, а потом понял, что работа с детьми — это лучшее, что у меня есть. Именно это наполняет и перезаряжает меня энергией. Усталость забывается за секунду, даже если перед началом занятия у меня не было вообще никаких сил! Преподавание детской йоги замечательно еще и тем, что заставляет тебя постоянно двигаться — нельзя тормозить и застывать. В работе с детьми постоянно создаешь что-то новое.

Недавно я начал работать в школе с девиантными подростками, детьми из неблагополучных семей. И с радостью обнаружил, что и им нравится заниматься! А потом мне предложили вести занятия для «особых» детей (ДЦП, аутизм, СДВГ). Сейчас я начинаю работать с детьми в детском доме. Моя самая большая мечта — открыть центр йога-реабилитации для детей и взрослых с особыми потребностями, с разными физическими и психическими заболеваниями, ведь им особенно необходима помощь.

Имя: Егор Соркин (Мансук Сингх)
Возраст: 22 года
Живет: в Москве
Преподает: Кундалини-йогу

Кундалини-йога пришла в мою жизнь в 19 лет. До этого у меня не было никакого понимания, что делать со своей жизнью, мое существование было серым и абсолютно бессмысленным. Я был растаманом и кроме этого четыре года подряд играл, не переставая, в игру World of Warcraft. Во мне не было огня, не было какого-то внутреннего стержня, была сплошная вязкость.

Когда мне было 19 лет, в Крыму я познакомился с питерской преподавательницей Кундалини-йоги Жанной Алимбаевой. После первого же занятия — после Шавасаны — я почувствовал, что впервые в жизни по-настоящему, до конца проснулся. А до того спал. Этот момент пробуждения меня по-настоящему зацепил.

Вернувшись в Москву, я начал практиковать Кундалини сам. Первое, что я стал делать, — это каждый день выполнять Набхи-крию. В Набхи-крие мы много-много-много раз подряд поднимаем ноги — в течение 50 минут, практически беспрерывно. Эта крия работает на развитие пупочного центра, от которого зависят настойчивость, воля, сила. Первые 90 дней практики я делал ее каждый день. Именно это полностью изменило мой образ жизни. Я смог вылезти из своего вязкого прошлого. Какой бы зависимостью вы ни страдали, Кундалини-йога от нее освобождает. Ты просто получаешь энергию, и эта энергия — единственная зависимость, у которой нет побочных эффектов. Есть только плюсы.

Я смотрю на своих коллег и понимаю: мужчины редко приходят в Кундалини-йогу просто так. На волне гармоничного поиска себя чаще приходят женщины. Мужчин в Кундалини приводят кризисы, очень многих — именно зависимости и аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение. Три месяца ежедневной практики Набхи-крии по 50 минут дали мне новый толчок к жизни. Появилось желание не только самому практиковать, но и делиться с другими. Я начал вести занятия на дому — стал приглашать друзей, давать им какие-то крии. (Кстати, никто из этих моих друзей-растаманов потом не продолжил заниматься. Думаю, я слишком навязчиво пытался поделиться своим открытием). В 2011 году я закончил первый уровень школы Amrit Nam Sarovar под руководством Карта Сингха и после этого развернул активную деятельность. Начал вести утренние садханы — в 4:30 утра — в ныне закрывшемся клубе йоги «Твой мир» на «Бауманской». Потом у меня появился небольшой круг знакомых, которые стали приходить ко мне заниматься на съемную квартиру — я жил практически без мебели, поэтому 3-4 человека на полу прекрасно размещались. Занимались за пожертвования. По наставлению Жанны я работал над дикцией — учился говорить, зажав между губами карандаш. Раньше у меня как будто каша во рту была, а если ведешь занятия, так быть не должно. Практика и преподавание сделали меня более самостоятельным: я снял комнату, переехал от мамы, пошел работать. Сначала был курьером — на рассвете делал садхану, потом к 9 утра шел на работу, весь день бегал по Москве, а вечером ко мне приходили заниматься друзья. Потом я стал риелтором, но из этой профессии быстро ушел, ведь чтобы заработать, риелтор должен врать, а мне этого очень не хотелось. Я стал искать работу в йоге.

Мне повезло: в сентябре 2011 года открывался новый йога-клуб «Эра Водолея», туда искали преподавателя Кундалини. Я познакомился с его владельцами Ариной и Феликсом и как-то сразу там прижился, начал активно вести занятия.

Сегодня мы придумали новую концепцию практики, которая называется «Кундалини-ланч». Клуб, в котором я преподаю, находится в центре, на Тверской, вокруг много офисов, поэтому люди с удовольствием приходят на занятие в обеденный перерыв. Оно длится 1 час 15 минут, программа интенсивная — с разминкой, дыхательным комплексом, небольшой крией, релаксацией и медитацией. И я вижу, что у тех, кто ходит на эту программу уже год, произошли позитивные изменения.

Фото: Юрий Чичков

Читайте также