Миссия выполнима

Мишель Анго – один из немногих европейцев, кто получил посвящение браминов на исполнение Вед и обладает правом преподавать ведическую декламацию как европейцам, так и индийским мудрецам – пандитам. В Москве под руковод­ством профессора слушатели, не знающие санскрит, осваивают ведическую декламацию, не вдаваясь в смысл священных текстов. Это мощная духовная практика “свадхьяя”, которая воздействует на сознание и тело. Ведическая декламация настраивает и упорядочивает все вибрации ума и тела, от тончайших уровней до самых грубых. Вторая часть курса по­свя­ще­на детальному лексическому и смысловому разбору фундаментального текста “Йога-сутры” Патанджали, а также комментариев к нему Вьясы и других авторитетных учителей древности. Мишель Анго помогает ученикам понять смысл каждого слова, рассмотрев его словно под лупой.

В начале курса вы сказали: “Я француз, христианин и люблю Веды”. Можете ли вы это прокомментировать?

Прежде всего, я – грамматист и санскритолог и никогда не был влюблен в Индию. Для меня это такая же страна, как и любая другая, чьи традиции описаны в древних текстах, дошедших до наших дней. Я пришел к санскриту не через йогу, Индию или какую-то метафизику – я просто люблю буквы. Изучение Вед для меня не является вопросом религии – мой интерес лежит в области языкознания.

Но ваши курсы позиционируются как духовная практика.

Да, это так! Все зависит от ситуации. Санскритские тексты в любом случае были составлены грамматистами. Когда меня просят провести курс “Йога-сутр” в Мос­кве, очевидно, что людей интересует не грамматика. В данном случае речь идет о выявлении связи между духовным опытом и знанием текста “Йога-сутр”. Важно понять, что не тексты иллюстрируют опыт, а, наоборот, именно тексты к нему “ведут”, охраняя вас и не давая уйти в какие-то дебри. Часто люди либо практикуют, не уделяя внимания текстам, либо изучают древние трактаты, не подкрепляя теоретические знания опытом. И тем, и другим чего-то не хватает. Я сам столкнулся с этой проблемой. Изучая священный текст “Йога-сутр”, в определенный момент я понял, что одной грамматики недостаточно. Поэтому я поехал в Индию и Тибет – чтобы узнать точное значение тех слов, которые я читал. Я хотел, чтобы за словами появилась реальность.

Какой духовный опыт дает декламация Вед?

Веды – это прежде всего священный путь. Они “работают” точно так же, как, например, хоровое пение в православных храмах. Но есть особый аспект: только ведические тексты создавались с учетом воздействия звука на физиологию человека, который их декламирует. Изучением этого воздействия занимались брамины древности. В результате они сформировали такую поэзию, которая красива с точки зрения музыки и фонетики, но на уровне смысла не представляет особого интереса. И если вы хотите философии, то почитайте Платона или Канта, но не Веды, потому что они не при­над­ле­жат к области размышлений.

Декламация Вед на протяжении веков была священным долгом браминов. Могут ли европейцы, например, исповедующие христианство, ощутить этот эффект?

Несмотря на то что мы – христиане, мы, безусловно, можем испытать на себе позитивное воздействие. О негативных стихах речь не идет, хотя в Ведах есть и такие – для врагов, например. Но на курсах я, конечно, даю декламировать только светлые тексты, и они не являются секретными. Музыка и пение действуют на уровне физиологии, а не интеллекта. Возьмем Сама-веду. При ее декламации голос используется как музыкальный инструмент, при этом фразы построены так, что их смысл понять невозможно.

Можете ли вы представить, как декламировала бы Веды Мария Каллас с ее вокальными данными?

Когда Мария Каллас поет в опере, она делает это для зрителей. Это спектакль, в котором звуки направлены на публику. Мы же декламируем Веды не для кого-то, а лишь для себя самих. Важны не звуки, а сам процесс их воспроизведения. Брамины, которые декламируют их уже 3000 лет, далеко не великие оперные певцы. Голос может быть слабым и плохо по­став­лен­ным, но речь идет не о том, чтобы исполнить красивую мелодию. Это священная литература.

Расскажите, пожалуйста, о ваших учителях и о том моменте, когда вы поняли, что уже можете или должны преподавать санскрит.

Это происходило постепенно. Я работал в Индии в университете. Там же трудилось 20–25 эрудитов, знатоков санскрита и тамильского языка. Это была моя первая работа. Там я впервые встретил пандитов, которые и подтолкнули меня к декламации Вед. И вернувшись во Францию, я решил сделать университетскую карьеру именно в области санскрита. Мне хотелось как-то отблагодарить своих учителей или заплатить им, но они отказались и попросили меня учить Ведам других людей.

Почему?

Потому что они считают, что присутствие браминов на Земле закончено. Это очевидно. Это то, с чем они смирились. И желая сохранить Веды, они согласились обучать меня, при условии, что я буду соблюдать определенные правила. Поскольку они знали, что я христианин (а они настаивали, чтобы человек был религиозным), они настояли, чтобы я поклялся на Библии (это было забавно) правильно выполнять свою работу.

Как вы относитесь к тому, что сегодня Веды и “Йога-сутры” Патанджали доступны всем? Их, например, можно найти в Интернете.

Веды в Индии принадлежат уже к области культуры. А религиозное сознание жителей этой страны занято другими текстами. Веды – это что-то вроде “иконы”, часть богатого наследия прошлого, которым можно гордиться. Брамины продолжают работать в храмах, зачастую они очень симпатичны, но нередко невежественны и совсем не обладают тем интеллектуальным статусом, который имели их предки-эрудиты. Брамины как класс профессиональных эрудитов, из которого происходит вся интеллектуальная цивилизация Индии, прекратили свое суще­ство­ва­ние еще 2500–3000 лет назад. И если сегодня Веды представляют интерес в глазах некоторых индийцев, то только потому, что западные люди этим интересуются.

Ваш курс длится неделю. То есть у учеников фактически есть возможность только прикоснуться к этой священной традиции.

Я здесь не для того, чтобы играть роль гуру. Я знаю, что для некоторых участников курса священный текст “Йога-сутр” лежит в основе их духовной практики. Моя функция – говорить с точки зрения “Йога-сутр”, моя цель – произносить “Йога-сутры”. Все остальное принадлежит свободной воле каждого.

Я думаю, что свобода в этой области – самое главное. Если меня по­про­сят обучать другим сан­скритским текстам, которые будут противоречить “Йога-сутрам” и которые я знаю, – я буду излагать их так же беспристрастно, для того чтобы вы смогли оценить великие тексты Шанкары или Нагарджуны. И поскольку точно так же важна моя личная свобода – я не говорю о том, что думаю или переживаю. Я говорю то, что вложено в текст. Как преподаватель я хочу, чтобы у людей появилась правильная, полная и глубокая идея о Тексте, который является основным и великим для сферы духовности. И я думаю, что духовность универсальна. Но я не вмешиваюсь в то, что люди делают с этим текстом потом, в зависимости от их понимания, они будут делать то, что захотят, а я не нахожусь в позиции Учителя. Меня часто просят об этом, а я часто отказываюсь.

Читайте также