Ловец рыб

Автор фильмов «Шоссе в никуда» и «Твин Пикс» получил посвящение в трансцендентальную медитацию в далеком 1973 году в Лос-Анджелесе и с тех пор вот уже 36 лет является преданным последователем этой практики. Настолько преданным, что в июле 2005 года основал Фонд в поддержку развития осознанности и мира (David Linch Foundation For Consciousness-Based Education and Peace). Основная задача фонда – финансирование научных исследований и образовательных программ для школьников и студентов, заинтересованных в изучении техники трансцендентальной медитации. А в 2006-м вышла книга Линча «Поймать большую рыбу» (Catching the Big Fish), в которой режиссер описал влияние медитации на творческий процесс. Недавно книгу издали и на русском языке. Презентовать ее в России господин Линч приехал лично.

О Боге, идеях, медитации и своем духовном учителе

Я верю в Бога. Мой самый любимый гуру – это Махариши Махеш Йоги. Он мой учитель жизни. Махариши познакомил меня с техникой, позволяющей полностью раскрыть человеческий потенциал. Для меня трансцендентальная ме­дитация, которой учил Махариши, – настоящий дар. Она вдохновляет меня, питает творческое начало и помогает получать удовольствие от работы.

Идеи возникают в результате медитации. Их можно сравнить с рыбами: мелкие водятся на мелководье, крупные – на глубине. Моя задача – поймать большую глубоководную рыбу, такую, которую можно перевести на язык кино. Все в этом мире возникает из глубины восприятия. Чем шире ваша способность осознавать, тем крупнее будет пойманная рыба. Я даже написал об этом книгу, которую представляю сейчас в Москве. Она так и называется: «Поймать большую рыбу».

Медитация – это просто процесс погружения и соприкосновения с глубинным уровнем. Но она полезна для работы над фильмами, потому что позволяет гораздо сильнее наслаждаться процессом создания кино. Таким образом, поток творчества становится все шире. Этот внутренний океан, как бы странно ни звучало, – океан полного знания. Когда вы открываете его для себя, появляется способность к интуитивному восприятию, приходит знание: вы начинаете видеть, что сделано неправильно, и знаете, как это исправить. Говорят, что интуиция – это един­ство эмоций и интеллекта. И их соединение выводит на новый уровень и то, и другое. Интуиция – инструмент номер один для художника. И для всех остальных тоже.

О языке кино, импровизации, силе искусства и просветлении

Я редко импровизирую. Импрови­зация означает, что ты открываешься случайности и отходишь от первоначальной идеи. Я уверен, что идея всегда должна вести вас: для того чтобы работа в целом была успешной, каждый элемент должен соответствовать ей. У меня нет никаких знаний в области психологии. Тем не менее кино – это волшебный язык. Оно может говорить и о конкретных вещах, и об абстракциях. В жизни есть вещи поверхностные, и на многое можно не обращать внимания. Но то, что мы ощущаем, чувствуем, можно выразить языком кино.

С другой стороны, я не думаю, что искусство оказывает сильное воздействие на человека. Как раз наоборот. Любое искусство – кино, литература, музыка – отражает мир, в котором мы живем. Если вы по­смотрите фильмы 30-х годов, то увидите, что там есть свой стиль, своя чувственность, свой подход к игре актеров. Кино 50-х, 60-х и 70-х совершенно другое. Когда меняется мир, искусство тоже меняется. Да, кино может подарить людям прекрасный опыт, но не может изменить мир.

Если вы все-таки хотите что-то поменять, нужно начинать с самого глубокого уровня. Именно этот момент меня, как режиссера, больше всего интересует. Я хочу рассказать людям о том, что просветление существует и его можно достичь, что океан безграничного покоя находится внутри нас. Достигнув его, мы привносим целостность туда, где была разобщенность. Единство в самом центре разобщенности – это и есть гармония. Способ достичь просветления находится здесь. Совсем необязательно, чтобы в это верил каждый. Достаточно, чтобы некоторые. И если мы будем работать над просветлением, неизбежно придет конец страданиям и вокруг воцарится радость.

О психоделических опытах, фобиях, тайнах и сновидениях

В 60-е годы все мои друзья принимали наркотики. Говорят, первый наркотический опыт дает незабываемые ощущения. Однако проблема заключается в том, что постепенно все меняется к худшему, как нам известно... Поэтому медитация лучше, чем наркотики, – никаких побочных эффектов. С помощью медитации вы расширяете сознание и раскрываете потенциал, познаете собственную целостность, в которой заключены безграничные возможности. Меня часто спрашивают: чего ты боишься? Обычных вещей: боли, смерти, страданий. Но я точно знаю, что, чем шире и глубже наша осознанность, тем меньше в нас страха. Когда вы расширяете сознание, возникает «спецэффект», который заключен в исчезновении зла. Депрессия, страхи, ненависть, гнев постепенно теряют власть над вами. И когда этот тяжкий груз падает с ваших плеч, вы работаете и живете все более и более свободно. Меня интересует не только темная сторона личности, думаю, что мы должны интересоваться всеми ее сторонами. Но есть что-то особенное в этой темноте – не зло, а какая-то тайна. Как только появляется темнота, нам становится интересно: а что же там внутри? Темнота заставляет меня сесть в кресло и помечтать…

О таланте, вдохновении и планах на будущее

Есть огромное количество талант­ливых людей, перед которыми по каким-то причинам зажигается красный свет. Еще больше в мире тех, у кого особых талантов нет, но именно им открываются все дороги. Это игры судьбы. Поэтому смотрите на бублик, а не на дырку. Продолжайте свою работу, развивайте свой талант, и для вас тоже зажжется зеленый свет. А еще начинайте практиковать трансцендентальную медитацию. Вдохновение – чистый лист. Помните, что этот лист остается таковым до тех пор, пока у вас не появятся новые идеи. Желаю вам поймать большую рыбу!

Читайте также