Коллекционер

Профессор Александр Каплан руководит в МГУ Группой изучения мозга человека (ГрИМ). Сфера исследований ГрИМ – энцефалограммы (ЭЭГ), сделанные при различных видах психической деятельности. За годы научной работы профессор собрал богатую коллекцию состояний сознания, истинное украшение которой энцефалограмма дхьяны (состояния медитации).

Почему вы начали интересоваться вопросами физиологии йоги?

В 90-е годы в Москве не было серьезных научных публикаций о физиологических аспектах йоги, поэтому я взялся исследовать этот вопрос. Я регистрировал энцефало­граммы людей, достигавших, по их собственным словам, состояния медитации, и сравнивал результаты с ЭЭГ, снятых в других состояниях, чтобы понять, на что это похоже. К моему глубокому разочарованию, «медитация» московских йогов оказалась похожа на обыкновенный аутотренинг.

Может быть, это была ненастоящая медитация?

Я читал много йогической литературы и понимал, что динамика энцефалограммы при медитации должна быть уникальной. По всей видимости, московские йоги испытывали состояние релаксации, принимая его за медитацию.

Но ведь на этом ваши исследования в области физиологии йоги не остановились?

Разумеется, нет. Я решил продолжить свои опыты в Индии. Там мне удалось попасть в закрытый для европейцев ашрам Вивеканады под Бангалором.

Как же вам, иностранцу, удалось туда просочиться?

В Технологическом институте города Канпур я занимался анализом электрических сигналов мозга, возникающих при различных состояниях. Моя работа стала известна в кругах местных влиятельных лиц. Так я получил рекомендацию к известному гуру, у которого прошел дополнительное обучение, после чего мне и удалось «просочиться» в ашрам Вивеканады с портативной аппаратурой для записи электро­энцефалограммы.

Сколько времени вы провели в ашраме?

Около месяца. Несколько десятков избранных йогов живут в кельях, практикуя вместе и по отдельности. Я, как и все в ашраме, ждал приезда садху Диипака – на тот момент одного из самых известных мастеров медитации во всей Индии. Во время дхьяны Диипака замирал весь ашрам. Я уже имел записи ЭЭГ нескольких согласившихся на исследование йогов, но получить запись самого Диипака было бы исключительной научной удачей. Когда я впервые увидел садху, он сидел на постаменте, покрытом соломой, опираясь на посох, и имел весьма неприступный вид. И вот с мозга этого не вполне понятного мне человека нужно было умудриться снять показатели.

Но вы все же нашли выход?

Меня предупредили, что Диипак – человек «вне мира» и может кого угодно выгнать в первые же минуты общения. Как остаться? Как-то он попросил меня о чем-то, и я наугад принес ему из своей кельи прасада – священной еды. С помощью прасада мы сразу поладили, и садху позволил мне прикрепить к его голове 5 электродов.

Как проходили ваши опыты?

Сессии медитации садху длились несколько дней. В индийской традиции считается, что волны дхья­ны истинного мастера распространяются на всех присутствующих. Собственно, поэтому они и ждали садху с таким нетерпением. Но проблема заключалась в том, что никто не знал, когда именно Диипак достигает пика медитации. Потому в эти дни ученики на всякий случай сидели целыми часами в полной тишине. С помощью электродов, подсоединенных к голове садху, я снимал данные и записывал их на маленький магнитофон. Тогда еще не было ноутбуков, и все приходилось записывать в блокнот. Иногда Диипак необычным образом замирал, а зрачки открытых глаз переставали реагировать на затемнение, которое я создавал, загораживая ладонью прямые солнечные лучи. Это означало, что садху находится в состоянии глубочайшего отстранения.

Вам удалось зафиксировать самадхи (просветление)?

После сессий медитации я спросил садху, что чувствует человек, пребывающий в самадхи? Улыбнувшись, Диипак ответил, что достижение самадхи – это его путь и он еще не знает, насколько далек от цели. Однако медитативное состояние садху было необычайно глубоким, поэтому неудивительно, что именно в его записях я впервые обнаружил «эффект качелей» – резкое чередование волн альфа- и тета-ритмов с периодичностью в 40-60 секунд.

Как в итоге выглядела энцефалограмма садху Диипака?

В некоторых книгах я встречал упоминание о том, что в состоянии медитации кривая ЭЭГ превращается в прямую линию, как у мертвого мозга, поскольку энергия разума покидает мозг. Однако даже у Диипака на первый взгляд ЭЭГ оказалась обычной – никакой прямой линии. Только количественный анализ показал очень сильную ритмическую перестройку: активно поднимаются альфа-ритмы (соответствует расслаблению), затем они неожиданно исчезают, и резко поднимаются тета-ритмы (соответствует напряжению). «Эффект качелей», возможно, является отражением того субъективного ощущения, которое в йогической практике трактуется как динамика потоков энергии кундалини.

Так на что же была похожа энцефалограмма медитации?

Ни на что. Это совершенно особое состояние со своим особым энцефаллографическим рисунком заняло достойное место в моей ­коллекции.

Сегодня вы продолжаете исследования в области физиологии йоги?

В каком-то смысле да. Мы сейчас пытаемся дать реальный выход энергии мозговой активности, только не с помощью кундалини, а путем расшифровки в ЭЭГ волевых команд, которые затем передаются в компьютер как команда. Это последнее слово современных нейротехнологий называется Интерфейс мозг-компьютер. А вот мои данные по медитации до сих пор не опубликованы. Субъективные отчеты садху Диипака не считаются в официальной науке достаточно «научными», чтобы можно было брать их за основу трактовки ЭЭГ. Так что в моем багаже ЭЭГ всего одна запись состояния медитации. Где я возьму еще 9-12 таких мастеров йоги для написания солидной научной статьи?

В Индии.

Но для этого нужно организовывать экспедицию. Сейчас с этим все не так просто.

Читайте также