Канадец о йоге по-русски
Лоренс Джей – канадский преподаватель с русскими корнями, основатель и креативный директор Urban Yoga Studio в Петербурге. На наш взгляд, Лоренс крутой, он умеет вдохновлять. Нас он вдохновил на то, чтобы пригласить его провести 3 мастер-класса на 9-ой Конференции Yoga Journal. А перед Конференцией мы попросили Лорeнса написать о том, что он думает о развитии йоги в России и на Западе.
Меня зовут Лоренс Джей. Я канадец, но живу в России. Мои русскоговорящие родители появились на свет в Советском Союзе, но встретились в Торонто. Поженились и родили меня, йога-тичера.
Воспитывали меня на Западе, поэтому я обхожусь без otchestva. Ну, то есть оно, конечно, есть: моего отца зовут Дэвид, а в русскоязычном мире пригорода Торонто его называют DIMA. Я, соответственно, Лоренс Дмитриевич. Это умиляет моих русских друзей, но мне совершенно не подходит. По мне отчество – слишком официально, в нём сильный привкус патриархальной власти.
Мой текст – взгляд со стороны на Россию, властную и очень традиционную страну. Я приехал из самого мультикультурного города в мире – Торонто. Канада, наверное, вообще лучший пример современного западного мира, город, где спорт – это религия, где люди чтят культурные корни, основу своей национальной гордости, где все связаны и все пытаются понять друг друга. В общем, лучшее, что есть в западном мире – это про Канаду.
Я жил в Гонконге, Австралии, России, бывал на Бали, в Америке и в Европе – везде есть свои позитивные и негативные стороны. И всё равно я верю, что Канада – лучший пример нормальной западной нации и Торонто – её Метрополис. Это место, в котором собираются вместе люди разных национальностей, стирая религиозные и социально-экономические границы. Город наполнен спортом, здесь много знаменитых хоккейных, футбольных, баскетбольных команд, на матчи которых собираются от пяти до пятидесяти тысяч человек с одним общим намерением – праздновать победу. Представляете – пятьдесят тысяч людей разных национальностей собираются вместе, своим намерением стирая религиозные и социальные границы. Все как один человек! А в Москве – как зеркало – пять сотен людей, выполняющих 108 Сурья Намаскар во время марафона Yoga Journal этим летом. Так мы праздновали Международный день йоги. Собирать людей вместе – именно то, о чём сейчас йога на Западе – хорошо это или плохо.
Как-то нашёл на ютьюбе интервью Андрея Лаппы, в котором он говорил, что западный подход к йоге уничтожил йогу. Я понимаю его, он традиционалист и, возможно, с какой-то стороны прав. Но я также знаю, что привело в йогу меня: у меня были вопросы о жизни, о духовном развитии, о том как стать человеком, как оставаться искренним с самим собой. И самый важный – как выразить себя в мире. Мне помогли в этом разные йога-комьюнити, частью которых я себя считаю. Йога, которую сейчас преподают в России, в большинстве своём родилась не здесь. Я вижу попытки привести и воссоздать в России такой северный вариант Индии. На Западе по-другому, йога сама пришла туда. Началось всё с Вивекананды, который в самом начале прошлого века привёз свои духовные знания в Америку, продолжилось Индрой Деви, открывшей первую студию в Лос-Анджелесе. А потом был Бикрам и многие-многие другие индийские учителя, которые везли и продолжают вести йогу на Запад.
В России люди сфокусированы на авторите слов гуру, здесь гораздо лояльнее относятся к учителям.
Yoga Journal попросил меня написать о разнице между йогой в России и на Западе. Когда я взялся за этот текст, я понял, что всё намного глубже, разница в культурном пути.
В прошлом году в Петербурге я ходил на матч хоккейного клуба СКА. Был объявлен пенальти принимающей команде – самый волнительный момент игры. Мне ужасно не хватало попкорна и чего-нибудь попить – всё это запрещено на сидячих местах. Ну, ок – такие правила. И вот я стою, чтобы не пропустить гол, и вдруг слышу сзади крик: «Чувак, сядь! Моему пацану ничего не видно!» Что? Сесть, когда вот-вот будет пенальти?! Я был в шоке. Нет, я был в России. Здесь традиции и власть чтят больше, чем право на самовыражение. Я без осуждения, просто это так.
У меня есть друг из Владимира по имени Макс. Несколько лет назад я пригласил Макса поехать со мной в Америку на Burning man – всемирно известный фестиваль радикального творческого самовыражения, который каждый год проходит в пустыне в Неваде. Макс в Америке никогда не был, это был для него экстремальный опыт, а с фестивалем он стал ещё экстремальнее. После двух недель путешествия Макс сказал: «Лоренс, теперь я понимаю тебя лучше. В России мы выбираем один метод, одного учителя, один путь и идём по нему, храня верность традиции. А вы на Западе выбираете лучшее из разных традиций и не берёте из них то, что для вас не работает».
Я воспринимаю западную йогу как эволюционный вид искусства, поддерживающий традиции, которые можно доказать научными методами. Я прошёл пять випассан, пятнадцать преподавательских тренингов и сам провёл пять из них. Очень уважаю традиции, но, в первую очередь, я художник, а моё искусство – это йога. Я никогда не стал бы двигаться в этом направлении, если бы не мои харизматичные учителя – люди, которые получали ответы на вопросы жизни не столько из древних книг, сколько из реальности, своего практического опыта и поиска в Гугл.
Для нас, живущих в темпе смены интернет-страниц, намерение в йоге важно, сейчас больше, чем когда-либо, но гораздо важнее быть частью международного комьюнити, важно развиваться со скоростью общества, не опаздывая и не уходя в изоляцию.
В этом смысле западная йога – это модернизированная йога, которая опирается на традиционные ценности в учении и практике. Под традиционными ценностями я имею в виду покой ума и возможность освободить себя от стресса, агрессии и негативных социальных паттернов, которые мы усвоили от предыдущих поколений. В России теперь есть Дживамукти, Бикрам, Акро, Урбан – и много других современных направлений йоги, Yoga Journal привозит всё больше международных звёзд – от Анны Форест до свежей интернет-сенсации Брайони и Дайса. Русское йога-сообщество становится всё более западным, станет ли западное более традиционным? Я думаю, в любом явлении есть экстремально противоположные позиции, а тишина и покой всегда где-то посередине. Правда в том, что я не ищу различий, я ищу сходства, я ищу исцеления, я ищу единства людей – вне зависимости от каких-либо санкций.
Итак, я канадец, живущий в России, мои родители – русские, живущие в Канаде. Я горжусь тем, что чувствую себя мостом между людьми, которых люблю, и моим любимым искусством – йогой. Я верю, что йога может объединить нас, решить политические противоречия и помочь родиться чему-то новому между нами. Посмотрим. Начну с себя: разрешите представиться – Лоренс Йогавич.
13-15 ноября 2015 Лоренс Джей проведет семинар Yoga Journal Weekend. Перезагрузка. Подробности по ссылке.
Фото: instagram.com/yogafy, facebook.com/LawrenceJacobMilman