Как открыть ум и меньше концентрироваться на себе: советы буддийского ламы

Как открыть ум и меньше концентрироваться на себе: советы буддийского ламы

В среде буддийских священнослужителей тулку Еше-Лодой Ринпоче признан Геше-лхарамбой, что соответствует высшей ученой степени буддийской философии. В 2000 году он основал в Бурятии буддийский центр «Ринпоче-багша», где проводит ежегодные учения по тантре и сутре для монахов и буддистов-мирян. Yoga Journal расспросил ламу о том, как развить в себе милосердие, без которого ни одна духовная практика просто не имеет смысла. И Еше-Лодой рассказал нам о практике тонглен. В переводе с тибетского это означает «давать и получать». Тонглен – одна из самых простых, но эффективных буддистских практик, объединяющая в себе медитацию и дыхательные техники. В состоянии глубокого сосредоточения практикующий мысленно принимает на себя все страдания других существ, растворяет их в сердце и отдает взамен собственное счастье, благую карму, имущество, тело, любовь и доброту.

– С чего нужно начинать практику?

– Очень важно найти Учителя, который дал бы вам посвящение и первые наставления. Но если пока нет такой возможности, вы можете начать осваивать азы самостоятельно. Поразмышляйте о том, что на самом деле все наши беды происходят только по одной причине – мы слишком заняты соб­ст­вен­ной персоной. Мы думаем лишь о том, как решить личные проблемы, и не находим счастья. Вспомните Будду: он освободился от страданий, заботясь о благе всех живых существ. Но первое время вам будет трудно даже мысленно принять на себя страдания других. Поэтому начните с практики принятия соб­ствен­ных проблем. Медитируйте следующим образом: мысленно принимайте на себя страдания, которые могут обрушиться на вас в будущем. Потом попробуйте взять на себя беды, болезни и горе, которые, возможно, ждут вас в следующих жизнях. Затем попробуйте принять на себя страдания близких родственников, любимых и друзей, потом знакомых и незнакомых и, в конце концов, врагов. Такая нарастающая по ин­тен­сив­но­сти практика даст вам возможность свыкнуться с принятием чужих страданий. Будь то враги, друзья или незнакомцы – ко всем вы должны относиться одинаково. Только тогда вы почувствуете искреннее желание практиковать тонглен.

– Что представляет собой сама практика?

– Техника и суть практики постигаются годами, но если очень кратко, то сначала выполняется «Семичленная практика зарождения сострадания». Первое, что необходимо сделать, – это понять, что нет такого живого существа, которое в каком-либо из ваших бесчисленных предыдущих рождений не было бы вашей матерью. Затем вспомнить о том, с какой любовью и добротой они относились к вам. Третий шаг – принять решение ответить им тем же. Четвертый – проникнуться к ним любовью. Затем, понимая, как они сейчас страдают, постараться проникнуться великим состраданием. Шестая ступень – искренне решиться помочь им в беде. И наконец, когда родится искренняя решимость, появится и сострадание. Это очень эффективная практика. После того как в вашем сердце зародится любовь ко всем живым существам, переходите к практике «принятия и отдачи». Наполненные любовью и радостью, с выдохом отдавайте другим все самое лучшее, что у вас есть, а со вдохом принимайте на себя все плохое, что есть у них. Здесь очень важно помнить, что обычно мы переоцениваем собственные переживания и недооцениваем страдания других. Чтобы искренне радоваться счастью окружающих как своему собственному, а чужие несчастья переживать как свои, необходимо осознать, что все мы страдаем в равной степени.

На первом этапе представляйте перед собой свою мать (или кого-то другого, кто вам близок) и выполняйте практику «вдоха и выдоха». Все, что любимый вами человек накопил в себе плохого, вытягивайте из него в образе черного луча и забирайте в себя, вдыхая в правую ноздрю. Представляйте, что все эти загрязнения, проникая в ваше сердце, тушат в нем пламя любви к самому себе – главного вашего врага. Выдыхая из левой ноздри, отдавайте своей матери все благо, что есть у вас, в образе белого луча. При этом не ждите, что это в конечном счете принесет вам пользу. Искренне думайте только о той пользе, которую вы хотите принести близкому человеку. Если не получается выполнять технику, представляя свою мать, начинайте с созерцания самого себя. Те страдания, которые вы должны будете испытать сегодня вечером, с вдохом вбирайте в себя в виде черного луча и гасите ими огонь любви к самому себе, скрытый в самом центре вашего сердца. Достигнув успеха в этой практике, вбирайте в себя все страдания, которые вы должны будете испытать завтра, затем на неделе, в течение месяца, года, этой жизни и всех будущих. Все добрые дела, которые в будущем должны принести благо, с выдохом отдайте тому себе, которым вы будете в будущем. Во время практики нужно представлять, что ваше сознание заполняется радостью от содеянного.

Преуспев в этой практике, переходите к созерцанию своей матери, затем отца, других близких, потом – незнакомых людей, к которым вы не испытываете ни симпатии, ни антипатии. После этого начните созерцать своих врагов. Конечно, одно появление образа врага вызывает боль, но нужно осознать, что ваш враг, в сущности, не виноват в причиняемых вам страданиях: вы сами, своими ошибками в прошлом заслужили это. Подумайте о том, что и он в прошлом много раз был вашей матерью, и от чистого сердца делайте практику «вдоха и выдоха». Когда начнете испытывать равное чувство любви и к родным, и к незнакомцу, и к вашему личному врагу, переходите к дыхательной практике, представляя всех существ вообще. Принимайте на себя все их страдания и отдавайте им все самое лучшее, как драгоценность, исполняющую все желания.

– Этой практикой можно навредить себе?

– Если вы выполняете ее от всего сердца, искренне, то никакой опасности нет. Наоборот, вы научитесь чувствовать настоящую радость и счастье. Единственное, чему тонглен может повредить, – так это вашему эго.

– Выполнять эту практику может только буддист?

– Тонглен способен освоить любой человек, но нужен наставник и подготовка. Главное – иметь искреннее намерение взять на себя боль других и отдать им свое счастье, благополучие и душевное тепло. В конечном счете ваши любовь и сострадание приведут вас к твердому решению: освободить всех живых существ от страдания. По-тибетски это называется лхаг-сем, буквально – сверхмысль. Из этого решения возникнет то, что называют бодхичиттой, или истинным состраданием, – стремление к достижению просветления ради спасения всех живых существ.


Читайте также