Иосиф Бакштейн, комиссар III Московской биеннале современного искусства

Иосиф Бакштейн, комиссар III Московской биеннале современного искусства

Заниматься спортом я никогда не стремился. А что касается йоги, еще в 25 лет интуитивно понял, что она мне больше всего подходит. Для меня важно, чтобы упражнения развивали гибкость и подвижность. Наращивание мышечной массы меня не интересовало. С годами я убедился, что чем старше становишься, тем больше надо заниматься, иначе начинаешь медленно разваливаться.

За эти почти 40 лет я выработал комплекс упражнений, который мне подходит. И в течение всей жизни совершенствовал его, изменял в зависимости от потребностей. Когда мне стукнул полтинник, начались проблемы с позвоночником. Я нашел мануального терапевта, который поставил на место позвонки, но с тех пор мне надо постоянно поддерживать позвоночник в тонусе. И сегодня, если я хотя бы один день не позанимаюсь, уже испытываю дискомфорт во всем теле.

Не могу сказать, что все эти годы я занимался серьезно и систематически. Индийской философией интересовался в рамках учебы, не более того. Листал какие-то книги, но чтобы глубоко и целенаправленно погружаться в систему… я слишком для этого ленив.

Западная спортивная философия для меня всегда была чем-то далеким. А йога расcчитана на твою индивидуальность, и упражнения в ней подбираются в зависимости от личных потребностей и индивидуальных качеств. Это меня и подкупило. Всегда ведь ориентируешься, в сущности, на то, как ты чувствуешь, реагируешь, воспринимаешь. У меня вся концепция здоровья построена на личных переживаниях и ощущениях.

Той системы, которую я для себя разработал много лет назад, мне вполне хватает. Никогда в жизни не посещал уроки йоги. Занимаюсь каждое утро минут по 15-20 самостоятельно. Иногда и дольше, если есть время. Я не пью, не курю, вегетарианец. А сподвигли меня на вегетарианство неразделенные чувства, я даже месяц был сыроедом – тогда это было модно среди интеллигенции. Знакомые девушки, помню, терли мне морковку. От сыроедения я в итоге отказался, но мясо и рыбу не ем до сих пор. В этом нет принципиальной позиции, просто полезно для здоровья.

Мне не хватает способности к концентрации, и занятия йогой в этом помогают. А дыхательные упражнения побуждают расслабиться. Я даже научился засыпать с их помощью. Еще я недавно был в оздоровительном центре под Лондоном, и меня там учили медитировать. Понравилось. Но у меня, к сожалению, недостаточно силы воли, чтобы делать это регулярно. Хотя я понимаю, что воздействие было бы гораздо глубже.

Читайте также