Интервью с Гуру Саджи: «Вы – часть вселенского сознания»
Йогачарьи Саджи Порайил Котайил – довольно известный в западных странах йогатерапевт и учитель йоги. Имеет высокую квалификацию, 25 лет практики и сотни учеников по всему миру. Основатель International Vasishta Yoga Research Foundation, зарегистрированной в «International Yoga Federation» и в «Реестре йога-школ правительства Индии». Последние несколько лет регулярно проводит сертификационные курсы для инструкторов йоги, ритриты, семинары и консультирует желающих в области йогатерапии.
Кристина: Саджи, скажи, как всё у тебя начиналось? Только не говори мне, что ты вырос в духовной индийской семье и с детства только и мечтал, что обучать людей Знанию?
Саджи: (смеётся) Я, действительно, родился и вырос в духовной атмосфере. Меня воспитывала, в основном, бабушка. Каждое утро я просыпался и видел её, молящуюся перед алтарём. Но мечтал я стать архитектором, инженером. Моя первая встреча с Гуру поменяла мою жизнь и устремления.
Можешь рассказать мне об этом?
Я встретил Амму (Шри Мата Амританандамайя Дэви), когда в возрасте 14 лет со своим дядей я впервые приехал в её ашрам. Тогда ещё вокруг неё было немного людей, что-то около 50 человек...
Она обняла меня, заглянула в глаза и спросила: «Чего ты хочешь в жизни?». Тогда я начал плакать, просто плакал и плакал... Это были слёзы, которые освободили мои ум и тело. Произошла трансформация.
Прошло уже много лет, в моей жизни были разные Учителя, но со своим Гуру я всегда чувствую связь на тонком уровне. Это очень личное, глубокое чувство.
Тогда же я получил от Аммы мантру для медитации. После этого шаг за шагом я иду, а она обо мне заботится.
Саджи, а как ты чувствуешь эту связь? Со своим Гуру?
С самого начала я фокусировал свой ум на её образе, медитировал с её фотографией и мантрой. Так было несколько лет. Сейчас она мне всё ближе и ближе. Я не чувствую необходимости даже ехать к ней, встречаться, смотреть на фото. Я чувствую, что я с ней един.
То есть, персонификация растворяется? Ты перестаёшь чувствовать границы между вами?
Я знаю и чувствую, что мой Гуру – это часть вселенского сознания. Я такой же. Просто мне нужно больше времени, чтобы ощутить, что я неотделим. Поначалу это было сложно. Просветлённый же человек постоянно чувствует эту связь.
Благодаря тому, что мои практики стали более интенсивными после встречи с Мастером, я стал чувствовать присутствие более явно. Сейчас уже нет разницы между мной, Гуру и высшим сознанием. Это всё едино.
Гуру – это как на малу одеть бусины, связать верёвочки и сомкнуть круг. Сейчас я именно так чувствую связь с высшим сознанием – через Гуру.
Рано или поздно наступает момент, когда ученик должен оставить всё, даже своего Учителя, и идти дальше. Нужно уметь отказаться и от этой привязанности. Боишься ли ты потерять ощущение связи на тонком уровне со своим Гуру?
Если соединение произошло, то потери быть не может. То, что мне уже не требуется физического присутствия моего Мастера, это результат саданы, практик.
Хорошо, да, я тоже иногда это чувствую. А сам ты на своих занятиях пытаешься пробудить в людях то, что когда-то разбудила в тебе Амма? Стремишься к тому, чтобы с ними тоже произошла трансформация?
Нет, я просто передаю. Я не считаю, что что-то делаю. Я – это шланг, по которому Знание просто течёт. Я всегда так и говорю на своих семинарах, что «от меня ничего здесь нет – всё от моих Мастеров». Я ничего не создаю. Нет собственных техник. Всё, что я делаю – просто передаю. Может, последовательность немного меняю. Это делают и другие учителя. Ничего в мире нового нет. Всё уже до нас существовало.
По поводу других учителей йоги. Сейчас их так много появилось. В России так много йога-центров, студий, залов, преподавателей! Каждый хочет учить. Как ты к этому относишься?
Я ценю всех учителей. Стать учителем йоги не так-то просто. Для меня самый главный критерий – то, что учитель живёт жизнью йога. Только такой человек может считаться «йогачарья» – тем, кто живёт по ведическим принципам.
Есть и другой тип учителей – те, которые учат, но сами не следуют тому, чему учат. Я сам знаю несколько российских учителей йоги, которые кушают мясо, пьют водку, но преподают. Что поделаешь? Кали-юга (улыбается).
Это происходит сейчас в мире. Тысячи учителей появляются, но среди них есть и такие, кто живёт в знании. Кто из них счастливее? Вот – главный критерий. Скорее всего, счастливее те, кто следует ведическим принципам.
Кто больше доверяет своим внутренним ощущениям? Скорее всего те, кто живёт в йоге. Они не беспокоются ни о чём, не думают о потерях и приобретениях. Просто живут. Им ничего не надо, по большому счёту. Живут в настоящем моменте. Не завтра, не вчера. В моменте. Они и есть нечто особенное.
Но другие, по крайней мере, тянутся. Это тоже ценно. По моим личным наблюдениям – многие люди начинают с первой ступени, потом меняются...
Я никогда не говорю на занятиях ученикам делать то-то или то-то. Перестать есть мясо или выпивать, например. Это происходит само собой у людей, постепенно. Я просто рассказываю о том, как жить счастливо, как праздновать жизнь. Из своего опыта. Может, кому-то поможет.
Никакого насилия. Если что-то хочется есть или выпить, делай это. Но практикуй регулярно. Практика – это важно. Однажды трансформация случится. Это неизбежно. Трансформация произойдёт.
Часто когда люди становятся на путь йоги, им это очень нравится. Они испытывают подъём, энтузиазм и радость. Становятся учителями, преподают, регулярно занимаются несколько лет. Но потом интерес пропадает, они перестают делать всё это. Что ты посоветуешь делать в таком случае? Принять то, что есть или продолжать настойчиво делать практики, несмотря на угасание желания?
Если такое происходит, это из-за перекоса в практике, недостаточного понимания, как правильно практиковать... Но йоги в Гималаях, например, против хатха-йоги, так как она отвлекает от более важного – раджа-йоги.
Не обязательно практиковать одно и то же. Главное – выполнять хоть что-нибудь ежедневно. Мантра это или пранаяма, асана или практики крия-йоги. Я сам периодически меняю практики. Даже следование яме и нияме само по себе является практикой йоги. Если человек живет в чистоте, внешней и внутренней, свободен от стресса, стремится быть ближе к природе – это йога.
А как ты относишься к тем, кто не разделяет твои жизненные принципы? Думаю, ты ни раз сталкивался в России, например, с неприятием, скепсисом или даже агрессией?
Да, много раз встречался. Это приходит во время вопросов. По ним сразу становится видно, что человек не принимает. Я не чувствую себя уязвлённым, потому что я-то всё понимаю, для меня всё очевидно (улыбается).
Я благодарен этим людям. Просто им сложно это принять. Если эмоции приходят ко мне, то я не делю их на позитив-негатив. Я стараюсь просто принимать человека, благодарю его и стараюсь донести до него это послание, насколько могу.
Если я скажу, что весь мир – иллюзия, майя, Брама, то мало кто примет эту идею. Нужно время, чтобы человек это понял – годы, месяцы. Практики помогают осознать это и прочувствовать.
Саджи, можешь ли вспомнить, когда за последнее время ты поддавался внешнему влиянию, выходил из себя, из своего привычного расслабленного состояния? Что вообще может отдалить тебя от своей природы? Как справляешься с этим?
Вот, например, когда я разговариваю с тобой, мой ум иногда отвлекается, убегает. Так, время от времени происходит. Если человек медитирует, а его что-то отвлекает и он отвлекается, то он ещё на пути, он не достиг своей цели.
Я обычный человек. Иногда мне подольше удаётся побыть в этом состоянии, иногда поменьше. Я работаю над собой и стараюсь эту дистанцию с каждым годом сокращать.
Ну, я бы не сказала, что ты – самый обычный! Не каждый открывает свою школу йоги и посвящает свою жизнь служению людям. Почему ты, кстати, это сделал? Не хочется ли иногда бросить всё это, завести семью, заняться чем-то ещё? Вернуться к своим детским мечтам о градостроительстве, наконец?
Мне кажется, что сама идея открыть школу йоги пришла в результате регулярных практик. Если ум становится саттвичным, ты ведёшь саттвичную деятельность.
Всё, что я говорю и делаю, это для меня – служение. В этот момент так, завтра я не знаю, что будет. Моё отношение не изменится при этом. Возможно, завтра будет что-то другое...
Моя связь с Гуру помогает мне вести духовную жизнь вовне. Именно после встречи с ней я начал свой путь в йоге, семечко посеяла именно она. Потребовалось несколько лет, чтобы появились первые всходы, но сейчас я ежедневно собираю плоды.
Какие плоды, Саджи?
Празднование. Празднование каждого момента жизни. Вот те плоды, которые я имею ввиду. Раньше для меня праздники приходили и уходили, а сейчас для меня каждый момент наполнен празднованием.
А ты плачешь когда-нибудь?
(долго молчит) Да, иногда. От осознания собственной чистоты.
На фестивале Free Spirit 15-17 июля у вас есть шанс встретиться с Саджи лично! Он проведет семинар «Интегральный подход йога-терапии и практика медитации» и открытый мастер-класс «Жизнь без кармы или пусть ваши мечты сбываются!». Подробности на сайте: http://free-spirit.ru/lineup/yoga-teachers/sadzhi
Автор: Кристина Дари
Фото: inner-beauty.ru