Интервью с Дадой Саданандой. Часть 6

Интервью с Дадой Саданандой. Часть 6

"В духовной сфере происходит огромная стагнация, а в технологической — прогресс"

Продолжаем серию интервью с Дадой Саданандой, русским йогом, монахом, учителем медитации, автором проекта «Урокимедитации»

— Когда я про вашу традицию узнавала, прочитала, что не ученик находит учителя, а учитель находит ученика?

— Ну, это не только про нашу традицию, это вообще в принципе везде так. Учитель находит ученика. Но если смотреть на учителя как на человека, то есть если мы под словом «гуру» понимаем человека, то тогда, наверное, да, ученик находит. Но опять же, ученика что-то приводит туда. К примеру, возьмите 100 духовных искателей и проанализируйте их историю. И вы увидите, что среднестатистически каждого что-то ведет, есть некое провидение, которое приводит его на путь. И в более глубоком, философском смысле «Брахмайва гуруреках напарах» — только Абсолют является гуру, и никто другой. И вот этот Абсолют ведет ученика к себе, когда ученик готов. Он приводит его. Это примерно так, когда тебе нужно забить в лунку мячик. Вот так же и гуру тебя посылает по определенной траектории: тын-тын-тын — попадаешь в лунку.

— Шива был гуру. Как он йогу придумал?

— Он был мастером, то есть родился с полным знанием, тотальным знанием. До него была тантра, но она была неорганизованная, это было в форме такого шаманизма, как сверхъестественные силы. Ряд разрозненных практик, которые давали некоторый эффект, но это не была богонаправленная тантра, она не была систематизирована.

Шива систематизировал ее и дал ей вектор, то есть он дал ей богонаправленность. Вот как раз «Атмамокшартам джагатхитая ча», то есть освобождение своего духа. Это означает слияние индивидуального сознания с высшим сознанием — «атмамокшартам». И «джагатхитая ча» — служить всей Вселенной.

— То есть он — первый учитель?

— Да.

— А до Вашего Учителя эту традицию ввели другие?

— До этого был Шива, потом Кришна.

— Почему такой большой разрыв во времени?

— А зачем чаще-то? Гуру приходит, он создает учение, которое потом люди некоторое время способны поддерживать, а, когда они уже неспособны поддерживать, это учение теряет синхронность с современным миром, то есть оно больше не соответствует потребностям текущего дня, его нужно обновлять.

Поэтому в «Гите» говорится: «Джада джада хи дхармасья гланир бхавати бахарата». Когда Дхарма угасает, я воплощаю себя, чтобы праведных защитить, грешных остановить и так далее. Я воплощаю себя в пяти фундаментальных факторах. «Са бхавани джуге джуге».

Поэтому гуру приходит в необходимый исторический период. Великая личность приходит и дает учение.

— А почему между Шивой и Кришной сколько лет?

— Примерно интервал — три с половиной тысяч лет между ними.

photo_2021-06-26_13-31-10.jpg

— Кали-юга заканчивается сейчас?

— Я не верю в Кали-югу. Сейчас мы накопили огромные возможности технологические, но духовность человеческая отстает. То есть в духовной сфере огромная стагнация происходит, а в технологической — прогресс, и это всегда ведет к демонической цивилизации, то есть цивилизации, в которой все страдают.

И для того, чтобы этого не произошло, нам сегодня нужно догонять на духовном уровне свои технологии. Сейчас происходит состояние неконтролируемого прогресса, когда искусственный интеллект развивается семимильными шагами, и те, кто его развивают, не имеют какой-то моральной основы. Человечество не может выбирать, его куда-то ведут технологии, и оно идет за этими технологиями. И поэтому у нас такой очень критический перелом, мы можем оказаться во тьме…

Но можно использовать все эти технологии для того, чтобы жить невиданной, потрясающей, культурной и духовной жизнью, освободившись от необходимости работать, зарабатывать вот именно на хлеб насущный, жить в раю. И при этом иметь время для культурного развития, духовного развития и так далее.

И прямо сейчас этот выбор совершается, что мы будем делать, куда мы хотим идти. Но люди никуда не хотят, потому что они ничего не осознают. Никто не думает, никто над этими вопросами не задумывается, вот мыслители задумываются и книги пишут. Ты читаешь, и думаешь: «Уф… А что я могу сделать…»

Я почитал «Homo Deus» и то, что Юваль Харари говорит, это происходит рядом с нами, ты видишь это в повседневной жизни. Завтра половина профессий уйдет, и нам нужно будет как-то адаптироваться к этому. И в капиталистической парадигме мы просто увольняем людей. А в нормальной парадигме мы просто начинаем меньше работать. Но так не произойдет потому, что текущая экономическая система функционирует на основе того, что профит (выгода) — это высшая ценность. Все это — акционерное общество. Если ты начнешь делать что-то хорошее для экологии, для людей — акционеры быстро убегут, они скажут: ну сколько мне здесь дивидендов поступает? Естественно, здравый смысл человека уводит туда, где больше профита, а не то, что хорошо. И получается, что всеми нами руководит наша житейская недальновидность, житейская жадность, то есть я поступаю, как хорошо для меня, и в то же самое время уничтожаю всю свою экосистему, в которой я живу. Так работает система на сегодняшний момент. Пока какого-то глубинного сдвига мировоззрения не произойдет, эта система будет. То есть оковы наши будут сжиматься сильнее и сильнее. Окно возможностей или свободы будет уменьшаться.

Хотя, с другой стороны, опять же появляются новые технологии. Вот интернет появился, кто бы мне дал эту площадку пятьдесят лет назад…

Но, например, я делаю на японском тоже «Урокимедитации». Думаю, надо немножко его подбодрить, закинул туда немного денег на Фейсбук — пусть крутится реклама. Ну какое-то видео там продвинуть решил, и они мне заблокировали его… Но потом разблокировали, и я в тот момент просто осознал, какая огромная власть у Фейсбука.

— То есть захочет Фейсбук, чтобы тебя не было, тебя не будет.

— Мы сегодня подошли к этим реалиям. Если тебя нет в соцсетях, ты не существуешь. Говорят, сейчас есть цифровой призрак человека. Человека уже нет, а его соцсети есть. Суперстранная вещь. Цифровой призрак. Сейчас даже есть такое, что можно записать в завещании, что делать с моими соцсетями, когда умру.

— А правда ведь, если там куча подписчиков…

— Что делать? Завещаешь да, свои соцсети и своих подписчиков. Да, новая реальность у нас, и нам бы в эту новую реальность войти с нравственной целостностью и гуманизмом хорошо бы…



Читайте также