Сергей Агапкин: городские йоги – какие они?

Сергей Агапкин: городские йоги – какие они?

Редакция Yoga Journal задалась вопросом: «Кто же он, современный йог?». Мы решили узнать ответ на этот вопрос у Сергея Агапкина, которого вы знаете как врача, йогатерапевта, ректора ИТСО (Института Традиционных Систем Оздоровления).

untitled1.png

Для начала давайте определимся с тем, что есть йоги, которые преподают, а есть те, кто практикуют. Вам, конечно же, больше хочется узнать про тех, кто практикует – кто же и какие же они, современные йоги в мегаполисе?

Для меня понятие «современный йог» – достаточно невнятный собирательный образ. Я занимаюсь йогой с конца 80-х и застал 5-6 поколений практикующих людей – начиная с шестидесятников-семидесятников, которые занимались на шерстяных одеялах в растянутых трениках и заканчивая современными девушками в лосинах. 

Люди менялись очень сильно, и мне кажется, что они сейчас все очень разные – в первую очередь в зависимости от того, какую йогу они практикуют. Поэтому мы поговорим не об образе йога в современном мегаполисе, а скорее о типажах йогов в мегаполисе.

stephanie.jpg

Начнем с типажа йога-физкультурника. Это человек, который занимается йогой как одной из разновидностей фитнеса, чтобы держать себя в форме. Отличие этого йога – в разнообразии техник и практик, а также в том, на что они направлены. Это люди, которые, скорее всего, не читают традиционные тексты, поэтому вряд ли вы сможете с ними обсудить содержание «Хатха-йога Прадипики», но при этом они точно прочитали «Физиологические аспекты йоги» Дэвида Коултера и что-то из весьма современного. Скорее всего для них Айенгар уже представляет собой некую древность.

[banner]

Второй типаж – это прямая его противоположность, он встречается очень редко. Это люди, которые практикуют йогу как садхану, духовную дисциплину –  т.е. для них асаны, задержки дыхания и прочее все имеют метафизический, энергетический контекст. Они читали и продолжают читать классические тексты, при этом к современной науке относятся скептически.

Третий типаж, который встречается чаще всего – это нечто среднее между первым и вторым типажом. Это люди, которые практикуют Хатха-йогу, делают какие-то асаны и пранаямы, но у них дивным образом намешаны какие-то энергии, современная психология, все это помножено на бытовую кухонную аюрведу и какие-то очень современные взгляды на чакры (которые разных цветов, и т.д.). На мой взгляд, это наиболее распространённая категория практикующих.

Получается, что если брать усредненный тип современного практика Хатха-йоги, то, как мне кажется, это преимущественно девушки, от 30 до 55 лет, которые читают, думают, загоняются и пытаются с помощью йоги избавиться от своих «тараканов».

kaylee.jpg

Сегодня масс-маркету йога стала выгодна, потому что аудитория йоги – это люди, готовые тратить деньги. Раньше масс-маркет считал, что йоги — это неплатежеспособные люди, которые готовы тратиться только на Индию и благовония, но все меняется.

Поэтому не совсем правильно говорить, что йога сегодня стала популярной – она всегда была популярной, просто она переходит из одной возрастной группы в другую, из одной субкультуры в другую.

yoga.png

Я считаю, что йога всегда останется йогой. Будет она модной или нет – она от этого не перестанет растягивать мышцы и стимулировать эндорфины. А люди какими были, такими и остались. Поэтому йоги – что в современном мегаполисе, что нет – не будут очень сильно отличаться друг от друга.

Комментарии

Читайте также