Душевный доктор
Пятнадцать лет назад Йоги Бхаджан, открывший кундалини-йогу западному миру, дал советскому ученому Якову Маршаку духовное имя Гуруджи Ван Сингх, что значит Учитель Душ. С тех пор он, следуя своему предназначению, лечит патологические пристрастия, помогая ученикам вновь ощутить радость бытия.
О вас говорят как о человеке, который привез кундалини-йогу в Россию. Так ли это и как это произошло?
В 1990 году в США я изучал методы лечения наркомании. Тогда я попал в лечебный центр, где зависимости лечили с помощью кундалини-йоги. Я стажировался там три недели, делал практики и наслаждался состоянием необыкновенного счастья, которое они давали. Вскоре после того, как я вернулся в Москву, раздался звонок. Руководитель американского центра сообщила, что она и Йоги Бхаджан в Москве и, судя по всему, в непосредственной близости от моего дома. Действительно, их делегация занимала целый этаж здания, которое находилось на противоложной стороне улицы.
Они тренировали меня целый месяц с 8 утра до 8 вечера, а потом Йоги Бхаджан положил мне руку на голову и долго говорил что-то очень значительное. В конце концов дал мне духовное имя и сказал: теперь будешь учителем для СССР. Чтобы отработать методику ведения уроков, Йоги Бхаджан перед отъездом выделил мне персонального инструктора. Позже я сам занимался со своими учениками, среди которых было несколько наркоманов. Сформировалась группа из тридцати человек, и через некоторое время возникла идея создать клинику, которая работает уже 10 лет. Сейчас в России школа кундалини-йоги успешно развивается без моего участия. Я занимаюсь другим делом. По-моему, тоже очень важным – реабилитацией людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.
Вы начали практиковать йогу в Америке?
Нет, к тому времени я был уже подготовленным человеком, так как начал осваивать асаны еще в 1971 году. Но после занятий в американском центре я испытал новые ощущения. Если после практики асан я чувствовал, как по телу разливается нега, то состояние после кундалини-йоги я бы назвал словом “кураж”.
Эффект от хорошей практики иногда сравнивают с наркотическим. С чем, по-вашему, это связано?
Когда мне было 25 лет, я каждое утро просыпался в депрессии от того, что надо опять вставать, идти на работу... Я начал заниматься йогой и заметил, что если сползти с кровати на коврик и начать делать асаны, то через час, лежа в Шавасане, чувствуешь – как я тогда это называл – волшебство в теле. Кто становится алкоголиком или наркоманом? Тот, кому плохо. Ученые установили, что есть врожденный синдром дефицита удовлетворенности. Это генетический фактор. Такие люди совершают революции и создают бессмертные произведения искусства. Этот же синдром приводит людей к практике йоги. Многого достигает тот, кому мало дано. Великие люди – это те, кто был рожден с дефицитом удовлетворенности.
А у вас такой ген присутствует?
Да, я это точно знаю по результатам специального анализа. Подобный тест мы делаем всем своим пациентам. Но, по правде говоря, йога необходима в современной жизни. Дело в том, что в древности человек был гораздо лучше подготовлен к тому, чтобы быть счастливым. Центральным понятием любой школы йоги является триединство: САТ, ЧИТ, АНАНДА. Если попытаться найти в русском языке однокоренные слова, получится, что САТ, или правда жизни, родственно русскому слову СУТЬ.
ЧИТ, или познание причинно-следственных связей, близко к ЧТЕНИЮ, СОЧЕТАНИЮ. А вот слов с корнем АНАНДА – блаженство – не осталось. Язык отражает образ жизни людей. Получается, все мы стремимся проникнуть в суть вещей, получить знания, но зачастую совершенно не обращаем внимания на свое внутреннее состояние. Мы пытаемся улучшить его с помощью развлечений или допингов. При этом предпочитаем то, что действует быстро, сиюминутно, совершенно не думая о последствиях.
Потеря удовлетворенности бывает только врожденной или утратить радость жизни можно в результате каких-то событий?
По большей части это наследственный признак. Но даже если плюс к этому человек дестабилизировал психику употреблением героина или более мягких наркотиков, утраченную удовлетворенность можно вернуть с помощью практики и преумножить так, что ощущение радости и счастья будет постоянным.
Практики, которые выполняют ваши пациенты в клинике, похожи на те, что осваивают на уроках кундалини-йоги в московских центрах?
Каждый пациент требует индивидуального подхода. Дело в том, что патологические пристрастия возникают тогда, когда что-то вредное надевает на себя маску естественных потребностей и даже вытесняет их. Героиновые наркоманы под действием дозы могут долго не дышать. Они так беспредельно счастливы, что необходимости вдохнуть не возникает. В результате они задыхаются и умирают.
Мастера йоги тоже могут надолго задерживать дыхание, но при этом они не наносят ущерба здоровью. Когда человек пробует заниматься йогой, он перестает страдать от отсутствия наркотика. Обычная жизнь вновь становится ему интересна, а влечение к наркотику дезактуализируется.
Любовь иногда называют наркотиком. Можно ли с помощью кундалини-йоги вылечиться от безответной любви?
Влюбленность относится к тому же самому классу впечатлений, что и наркотическое опьянение. Йога вполне применима и здесь. Если привязанность ложная, она потеряет свою значимость. Если чувство истинное – вы найдете путь к своему счастью или по крайней мере избавитесь от страданий.