Добраться до источника всех напряжений
Центр развития йоги точного выравнивания в России взял интервью у голландца Херта ван Льюэна – изобретателя высокоэффективного метода точного выравнивания тела.
Мы попросили Херта рассказать, почему он перестал следовать йоге Айенгара и как пришел к созданию своего авторского метода − Йоги и терапии точного выравнивания и чем отличается его метод от других направлений йоги.
• Херт ван Льюэн: «Я не хотел бы сравнивать мой стиль с другими стилями йоги, потому что я вообще не люблю сравнивать. Но я могу рассказать, почему я изменил свой стиль преподавания йоги Айенгара и разработал для занятий новое оборудование.
Конечно, это не было намеренным решением, все развивалось само собой, постепенно. Когда мои учителя, принадлежавшие к традиции йоги Айенгара, покинули Амстердам, спустя несколько месяцев преподавания я уже имел свою собственную маленькую студию. И уже на самом первом уроке я принял главное решение в моей жизни и карьере. Я не буду слепо копировать уроки своих учителей, я не хотел повторять их слова механически. Я попросил учеников продолжать обычную практику, которую они изучили за последние девять месяцев, в то время как я начну наблюдать за ними. И это было самым лучшим решением в моей жизни, потому что когда я начал наблюдать, необходимые слова, связанные с ситуацией, в которой находились ученики, находились сами собой.
Конечно, я работал с людьми, для которых обычной ежедневной практикой была двадцатиминутная стойка на голове, двадцатиминутная стойка на плечах, и это действительно изменяло не только их мышцы, но и костную структуру.
И я обнаружил, что хотя с помощью силы воли можно расслабить мышцы и направить движение, но добиться реального баланса с использованием костной структуры невозможно, основываясь на силе воли или амбициях. Структура скелета может быть изменена только с помощью давления, с использованием силы тяжести. И это гораздо важнее инструкций: «ты должен делать это», «ты должен делать то».
Таким образом, основным акцентом моих уроков стало принесение правильного баланса в костную структуру, в позвоночник, с тем, чтобы мышцы, в свою очередь, следовали за движением костей. Для этого мне понадобились другие слова: «выдох», «давление», «движение без усилий», «использование силы тяжести» − эти понятия становились все более нужными и интересными.
Наблюдая, я выяснил, что часто люди уже не могут добраться до некоторых частей своего позвоночника, чтобы расслабить скопившееся там напряжение. Конечно, можно расслабить напряжение мышц с помощью массажа, но изменить свою костную структуру мы самостоятельно не можем.
И тогда я начал придумывать внешние приспособления, которые могли бы помочь сделать возможными внутренние изменения костной структуры. Я стал использовать валики для нижнего отдела и для середины спины, планку для зоны между лопатками и атланта, хедстендер для того, чтобы улучшить баланс в областях, куда невозможно добраться самостоятельно, и так далее.
Так вся традиция йоги, из которой я вышел, стала меняться очень постепенно. И это случилось, потому что я сконцентрировался на другом аспекте – изменении костной структуры.
В большинстве случаев йога концентрируется на исполнении конкретного движения, определенной позы, но, к сожалению, при таком подходе многие ученики используют свои привычные модели движения, сохраняя скопившееся напряжение, вместо того, чтобы изменить их. И многие движения выполняются с помощью мышечного усилия, вместо того, чтобы воздействовать на костную структуру под мышцами.
Расскажите пожалуйста о разнице между йогой и терапией точного выравнивания?
• Разница между йогой и терапией в моем подходе чисто практическая. Понятно, что на своих занятиях я не буду применять общие методы обучения для людей с болями в спине, или в плечах, или в шее, или в руках. Им требуется особое внимание. Так, мы разделили основные типы проблем со спиной на две группы: проблемы с нижней частью спины и проблемы с верхней частью спины. Например, если у людей есть воспаление в кистях рук или у области плеч, мы не можем делать сними позу собаки мордой вниз, нужно избегать прямой нагрузки на руки, но мы можем работать с позвоночником, с целью освободить его от напряжения. И здесь я подхожу к ключевому вопросу всего моего опыта и практики, а именно: я всегда начинаю работу с так называемого «источника всех напряжений» − зоны чуть ниже лопаток. Люди чаще всего испытывают напряжение в этой зоне и с годами позвоночник в этой части тела сгибается и они уже не могут его самостоятельно выровнять. Именно вследствие этого все привычные компенсаторные движения, которые они выполняют как в спорте, так и в повседневной жизни (в офисе и дома) начинают оказывать негативное воздействие на запястья, руки и плечи. Влияние происходит от центра к периферии. Необходимо сначала восстановить нормальное функционирование позвонка с грыжей диска, прежде чем пытаться выстроить положение ног.
Йога точного выравнивания также имеет очень мощное терапевтическое воздействие, однако она больше ориентирована на здоровых людей, которые могут свободно пользоваться своими руками и ногами и имеют определенное представление о правильной координации. Кроме того, люди, имеющие некоторые проблемы, не должны испытывать стресс и смущение от того, что они не могут выполнять упражнения для общих классов. Им необходима особая забота и внимание в терапевтических классах, где мы работаем именно с источником их проблем, то есть с позвоночником. Мы учим их расслаблять определенные ключевые области, которые не воспринимаются ими как «пострадавшие» области, поскольку там нет никаких ощущений. «Страдают» и несут избыточную компенсаторную нагрузку, как правило, соседние области, в том числе руки и ноги. Так, постепенно, через расслабление в позвоночнике, возвращается сила в руках и ногах, и люди, чувствуя себя более уверенно, могут потихоньку начать практиковать в обычных классах.
Многие в Индии пытаются достигнуть самадхи. А в чем ваш главный фокус в йоге?
• Это совсем другой вопрос. Я не пытаюсь достигнуть самадхи и я, по большому счету, не знаю, что это такое. Я думаю, никто не знает. Конечно, я говорю об этом с точки зрения моего представления. Я не преподаю йогу за гранью общества. Ну вы знаете, как некоторые люди медитируют, изолируя себя от общества, избегая общества. Они могут бесконечно сидеть сутками напролет целую неделю в своем ретрите. Это как способ ухода от реальности.
Да, в определенном отношении это может очистить ваш ум, но это не поможет решить ваши индивидуальные и социальные проблемы и трудности, которые возникают во взаимодействии человека с обществом и другими людьми. Все наши страхи, депрессии и печали не уйдут после традиционной медитативной практики.
Нам необходимо осознать наши психологические и социальные проблемы, их причины и следствия, и тогда наш ум успокоится сам по себе.
Так что я считаю более важным через йогическую медитацию достигать более глубокого освобождения от структурного напряжения в теле и тем самым воздействовать на связанные с этими напряжениями хронические недуги.
Мы знаем, что Вы уже начали обучать в России первую группу учителей по Вашему методу. Мы бы хотели узнать: каковы Ваши впечатления о российских учениках и учителях.
• Мне нравится отношение к йоге в России, потому что российские йоги более рациональны по сравнению с западными. Ведь мой метод тоже очень рационален, по крайней мере в начале; потом, конечно, он становится более медитативным.
Мне нравится преподавать российским ученикам. Преимущество моей терапии в том, что она может быть использована для любого стиля, независимо от того, практикуете ли вы аштанга-йогу, хатха-йогу, кундалини-йогу или что-то еще. У каждого учителя есть ученики, которые нуждаются в особом внимании.
Поэтому, когда учителя знают принципы Терапии точного выравнивания, они могут помочь большому количеству своих учеников. И можно практиковать параллельно с вашим основным стилем йоги или же терапия может быть включена в методику, стать частью вашего стиля. Так, например, происходит в Голландии: я обучал группы по 100-200 учителей, у всех них есть свои школы и много лет практики за спиной. И постепенно они изучают принципы точного выравнивания, многие из них получают сертификаты по терапии точного выравнивания и параллельно со своей практикой они учат своих студентов терапии индивидуально или в классах. Это огромное преимущество если вы можете преподавать это в классах. Но если у вас нет студии или большого пространства, вы можете заниматься сами, в маленькой комнате дома или где-то еще.
Херт ван Льюэн проведет 3 класса на 8-ой Международной Конференции Yoga Journal (19-21 сентября). Смотреть программу>>