«Будь изменением, которое ты хочешь увидеть в мире»: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф
Когда я готовилась к интервью с основателями американской школы Дживамукти-йоги Дэвидом Лайфом и Шэрон Гэннон, я нервничала и переживала. Пообщаться с уже легендарными фигурами в мире йоги — большая честь, а их короткий визит в Москву для участия в 10-й Международной конференции Yoga Journal — удача, которую нельзя упустить. В день самого интервью скрыть мое напряжение, как можно догадаться, не получилось, и Шэрон, почувствовав это, неожиданно взяла меня и Дэвида за руки и сказала: «Давайте споем Ом, чтобы настроиться на хорошую беседу и отличное настроение». И сидя в лобби отеля, будто в наполненном солнцем ашраме, мы спели «Ом» вместе, оставив все волнения позади.
Омммм, пусть спадет дрожь.
Омммм, сделай этот мир лучшим местом для всех нас.
Омммм, будь добр ко всем и всему везде и всегда.
Оммм…
Эта беседа – о медитации, о том, кого можно назвать гуру, почему одомашнивание животных привело к кризису ресурсов планеты, что есть традиционная йога, как не сдаваться и не прослыть чудаком-йогистом.
Я знаю, что на вашем жизненном пути встречалось много знаменитых гуру — Свами Нирмаланда, Шри К. Паттабхи Джойс, Шри Брахамананда Сарасвати. Они направляли вас и благословляли на создание школы Дживамукти-йоги. При встрече с ними возникало ли у вас чувство, будто они «особенные люди», чья просветленность создает ореол недоступности для неподготовленного человека?
Дэвид: Если ты находишься в отношениях с кем-то, кто направляет тебя к осознанию божественного, этого человека можно назвать учителем, но он в первую очередь – человек. Его могут звать Билл, Роберт или по-другому. Как и все личности, он ограничен в своих физических возможностях. И его нельзя назвать гуру. Он тот, через кого говорит Гуру, и Гуру есть Бог — все вокруг нас и внутри нас. Мы его вещатели, хотя не все это осознают сполна. И здесь помогает нам учитель.
Особые отношения между учителем и учеником не делают одного более «особенным» по отношению к другому. Все живое важно и особенно. Тот же гуру, который приходит к нам и пытается говорить с нами, движет коровами, курицами, деревьями, воронами, рыбами, землей. Получается, и курица может быть Гуру. Иначе, откуда бы она узнала, что значит быть курицей. Кто её научил, как и первых йогов, жизненным знаниям? Всеобщий Гуру.
Когда ваши ученики называют вас Гуру, вы осознаете ту высокую, духовную ответственность, стоящую за этим обращением?
Шэрон: Я никогда не собиралась стать йогом или учителем в своей жизни, это случилось как-то как само собой разумеющееся. Но при этом я очень серьезно отношусь к своей работе, к дхарме. И посвятив свою жизнь изучению и практике йоги, я, конечно, чувствую ответственность и стараюсь сделать все, что в моих силах, для того, чтобы быть хорошим учителем.
Дэвид: Очень немногие люди называют меня гуру, может, несколько учеников из Азии, остальные — просто Дэвид. В наши дни люди презирают иерархии, они хотят видеть своих учителей равными себе. И мне нравится мое имя. Оно обозначает — «дитя Бога».
Вы приехали специально для участия в 10-ой Международной конференции Yoga Journal. Какими будут ваши первые слова к аудитории, которая пришла вас услышать?
Дэвид: Оммм. Мы неизменно приветствуем и завершаем занятие, произнося «Ом», чтобы убедиться, что все ошибки на пути просветления сглажены.
Шэрон: Go Vegan! (Смеется и одновременно серьезна).
Дживамукти-йога считается западным направлением йоги, в основе которой лежит практика виньяс, самоотверженное изучение священных текстов (йога сутр), нада йоги (йога звука), бхакти-йоги (преданность Богу), пение мантр и медитация. Почему вы решили создать свое собственное направление? Можно ли назвать Дживамукти-йогу традиционной йогой?
Шэрон: Дживамукти-йога очень традиционна. Когда мы начинали практиковать йогу, не было учителей и мест, где можно было восполнить эту потребность. И нам стало интересно самим найти первоисточники, изучить санскрит, сформулировать ахимсу (практику ненасильственного отношения к другим) и просто медитировать. В какой-то определенный момент мы поняли, что традиционная или античная йога, если можно её так назвать, очень близка современному человеку и отвечает его духовным потребностям. Все думали, что мы придумали что-то новое, но на самом деле нет — мы вернулись к истокам.
Дэвид: Для меня традиционная йога — это то, что на санскрите называется «парампара», цепь преемственности от учителя к ученикам во времени. На этом принципе базируется любая традиция. Формулируя основы Дживамукти-йоги, мы уяснили для себя, что есть наша «парампара». Её определил опыт наших гуру, их голос, идущий впереди нашего голоса, наш голос, который несут в себе наши ученики. Школы йоги, которые появляется случайно, как бы на углу, не имеют корней и не хотят корней, потому что не хотят звучать «традиционалистской». Там нет учителя и преемственной связи, а лишь продаваемое имя владельца школы йоги. Именно поэтому мы не хотели называть свою школу йоги «Школа Дэвида и Шэрон», а специально назвали «Дживамукти-йога», что переводится с санскрита как «жить освобожденным».
Шэрон: Или «Дэйвшэрйога», «Шага» «Шаде», «Шадев». (Смеется)
Дэвид: Видите, вот мы и придумали себе новое имя. (Смеется)
И где берет свои истоки йога?
Шэрон: 10000 тысяч лет назад. Люди поработили диких животных, это порабощение развивалось в геометрической прогрессии и привело к появлению денег, рынков, понятий купли-продажи. Тогда некая группа людей, первых йог, исключила себя из этой естественной, как нам кажется сегодня, человеческой активности, поставив под сомнение метафизику такого благополучия. Для них одомашнивание животных было не просто превращение тех в несчастных рабов, но и причиной беспокойства и ненужной работы, которые человек бессмысленно возложил на себя. Они удалились в дикие места, горы, леса, джунгли, и начали практиковать определенные духовные и физические техники, чтобы сохранить контакт с их внутренней радостью и быть каналом более высокого интеллекта и осознанности.
10000 лет прошло, и мы свидетели результата этого чудовищного эксперимента. Сегодня уже никто не может отрицать, что одомашнивание животных стало одной из главных причин критического состояния нашей планеты, которая находится на грани истощения ресурсов. Эту великую опасность мы, йоги, осознаем, и, возможно, она причина знаний, которые мы получаем от Всевышнего с целью передачи тем, кто хочет вновь быть в контакте с природой.
Сегодня очень немногие учителя йоги могут правильно трактовать традиционную йогу и её философию – таким образом, чтобы она была близка современному человеку. В итоге создается какая-то новая йога и зачастую «неполноценная».
Дэвид: Все учителя, даже лучшие, учат сообразно своему опыту, духовному поиску и практике. Я не могу научить вас, исходя из вашего опыта или опыта других. Но могу предложить то, что есть у меня. Конечно, это не обязательно сработает для вас, но если сработает, это говорит о правильном использовании Вашего внутреннего голоса и связи с учителем.
Здесь еще встает вопрос о трактовке. Я современный человек и должен говорить на современно языке, чтобы меня поняли. Какой смысл говорить на древнем, недоступном языке в надежде, что меня поймут. Новую ли йогу я создаю таким образом? Вряд ли. Шэрон недавно прочитала «Махабхарат» в современном переводе. И эта древняя история зазвучала по-новому и оказалось очень близка для понимания нами сегодняшних. Так и с йогой.
Я задала этот вопрос, поскольку сегодня йога из духовной практики, благодаря фитнес центрам и спортивным компаниям, стала очень коммерциализированной. Что вы думаете об этом?
Шэрон: Мы не можем ничего с этим поделать. И глупо было бы сказать владельцам фитнес центров, что у них нет права на йогу. Одно из важнейших учений йоги: перестать обвинять других во всем и жаловаться, что другие делают все плохо или не так хорошо, согласно твоим стандартам. Это не делает тебя счастливее, лишь пустая трата времени. Будь изменением, которое ты хочешь увидеть в мире.
Дэвид: Шэрон имеет в виду, что для активиста очень важно суметь выдержать свою активистскую позицию на протяжении своей жизни. Самое сложное — быть беспристрастным, что означает отсутствие определенных ожиданий. Ты делаешь правильно, потому что это правильно, а не потому что ты ждешь, что другие тоже сделают правильно. Представьте, вы проактивный защитник природы и прав животных, через два года эта страсть сожжет вас и вы полностью будете разочарованы, если будете ожидать, что другие услышат вас и захотят измениться. Самое важное — оставаться тем, кто ты есть, независимо от чего-либо, потому что нет другого выбора. Это правило действует и в йоге.
Шэрон: Как-то основательницу и президента организации PETA («Люди за этичное отношение к животных») Ингрид Ньюкирк спросили, не чувствует ли она себя бесполезной и беспомощной, зная, что её усилия не приводят к изменениям. На это она ответила, что нет никакой разницы, есть ли изменения или нет, она все равно будет продолжать делать свою работу, даже если люди все еще едят сосиски и бекон на завтрак. Она лишь будет стараться быть менее злой по отношению к другим, только так есть шанс на перемены. А перемены возможно только через силу любви.
Пытаясь сохранить то, кем являешься, можно прослыть отрешенным и чудаком. Таких людей не жалуют в обществе.
Дэвид: Людей часто смущает в философии йоги идея отрешения от мира. Но это не путь последователя Дживамукти-йоги. «Дживамукти» означает «освобожденный в мире, внутри мира», а не отделенный от него, смотрящий на него с высоты своего рая. Суть Дживамукти, с точки зрения буддизма, —освобождение во всех смыслах этого слова людей на протяжении их многих жизней. И многие активисты, которые приходят к нам, понимают это в своем сердце и пытаются через медитацию стать лучше, чтобы не сгореть во время своей активистской деятельности и оставаться преданными своему делу. Мы говорим с ними об этом и о том, как создать «чистую» мотивацию, не зависящую от обстоятельств, чтобы у них не появлялось желание сбежать и разочароваться.
Школа Дживамукти-йоги была открыта в 1985 году, в Нью-Йорке. Какие ошибки как учитель с более чем тридцатилетний опытом практики йоги, вам кажется, что вы совершали? И что можно назвать самым большим достижением?
Шэрон: Когда ты учишь йоге и занимаешься практикой, твое сознание не живет в категориях ошибок и личных достижений. Невозможно не совершать ошибок, и, как все, мы стремимся делать все возможное в наших силах, чтобы совершенствоваться, а остальное мы отдаем на волю Бога. Ошибки не могут и не должны быть преградой. Все больше думая о вашем вопросе, я ловлю себя на мысли, что я не помню ничего плохого в своей жизни, чем многие люди постоянно занимаются, как не помню и свои достижения. Двигаться вперед и задать себе вопрос «как можно сделать это лучше» — принцип, по которому я живу день ото дня. Безусловно, не каждый раз получается ему следовать, но я пытаюсь.
Дэвид: Когда ты учишь пути перфекционизма и просветления, сложно не совершить пары ошибок, особенно когда ты не идеален. (Смеется). Самое главное достижение в моей жизни — я позволил превратить Дэвида в канал передачи для Всевышнего Голоса, который и транслирует знания о йоге нашим ученикам. Мне повезло, и несколько раз в своей жизни я чувствовал эту трансформацию, когда во время занятия мое «я» вдруг отходило в сторону, и я видел, как нечто выше меня говорило моими устами. Это лучшее, что происходило со мной в жизни.
Шэрон: Мне кажется стоит перефразировать вопрос таким образом: как Дживамукти-йога и мы, её последователи, пытаемся сделать наш мир лучше. Одно из наших главных достижений — знакомство людей с вегетарианством через учение ахимсы, которое говорит о ненасильственном отношении к другим, в том числе и животным. Я очень счастлива, что являюсь частью Дживамукти-йоги, чего-то большего, чем я.
И последний вопрос. Одним из столпов Дживамукти-йоги является нада-йога, йога звука, которая включает в себя особое трактование священного «Ом» Дэвидом. Расскажите поподробнее о нем и о том, как вы его сформулировали.
Шэрон: Небольшая преамбула. Это невероятно красивое и универсальное объяснение «Ом», которое пришло через внутреннюю осознанность Дэвида и было передано нам. После того, как Дэвид расскажет его суть, оно настолько срезанирует с вашим мироощущение, что у вас появится чувство, будто Вы всегда знали это, просто не произносили вслух.
Дэвид: «Ом», или более точное «Аум», переводится с санскрита как «сакральный звук», звук-вибрация. То есть это способ осознания природы на «вибрирующем» уровне, когда ты не называешь предметы, а постигаешь их через «вибрацию», что и есть постижение сути через опыт.
Шэрон: Например, когда я пью чай (имитирует наслаждение после глотка чая.), я чувствую божественный опыт, а не слово «чай».
Дэвид: Подобные наблюдения привели меня к мысли, что звук «Аум», состоящий из трех санскритских букв, «А», «У» и «М», имеет универсальный, вибрирующий характер для всех людей, вне зависимости от национальности и языка общения. При произношении букв по отдельности для любого человека «А» всегда будет звуком «открытия», «У» — интереса, а «М» — наслаждения, поскольку приобретенный с детства «вибрирующий опыт» одинаков для каждого. (Дэвид произносит по отдельности звуки «Ааа», «Ууу», «Ммм» с разной интонацией.). Именно поэтому мы всегда, как говорила чуть раньше Шэрон, начинаем уроки йоги с «Ом» и заканчиваем с «Ом», который несет в себе одно и тоже сакральное значение для всех. Еще «Ом» напоминает нам, что есть суть природы и что не стоит её воспринимать как нечто должное.
Беседовала Арменуи Еганян.